Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самой трудной задачей специалиста является осознавание контрпереноса.




Блок самопроверки

1. Раскройте проблемы и вопросы этики в супервизии.

2. Охарактеризуйте проблемы, которые препятствуют выполняемой работе.

3. Раскройте проблемы, обусловленные состоянием бессознательной идентичности.

4. Раскройте сущность границ в супервизии.

5. Перечислите трудности осуществления супервизорского процесса.

 

Список литературы

1) Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.-223с.

2) Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.- СПб.: Речь,2002.-236с.

3) Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии.- СПб, ООО «Медицинский центр С.П. Семенова «Вита»,2004.- 128 с.

 

 

Глоссарий

Активное обучение — форма обучения, основанная на непосред­ственном опыте, а не на изучении теорий. Приемы активного обучения, впервые использованные Регом Ревансом (Reg Revans), включают работу в малых группах по исследованию реальных проблем профессиональной деятельности.

Амбивалентность – двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта – например, симпатии и антипатии.

Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Балинтовские группы – объединенные рабочие группы, состоящие из врачей общего профиля, находящиеся под руководством опытных психоаналитиков для обучения психотерапии.

Выгорание — психологическое состояние, вызываемое профессио­нальной деятельностью, когда человек не может справиться со стрессом, болезнью и усталостью. Как правило, страдающий от выгорания специа­лист чувствует, что дает людям больше, чем получает от них.

Дидактика – (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Дистресс – деструктивный, разрушительный стресс. Может вести к истощению сил, если резерва сил недостаточно для данной стрессовой ситуации.

Драматерапия — форма терапии, при которой практикуются раз­личные драматические упражнения и инсценировка ситуаций для иссле­дования и выражения конфликтов и опыта участников.

Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний – на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, ставящего под угрозу целостность личности.

Идентификация - отождествление себя со значимым другим как образцом на основании эмоциональной связи с ним.

Интервенция - термин, характерный для западной литературы по психотерапии и психологии и обычно означающий «вмешательство».

Интерпретация — термин, предложенный Фрейдом для описания интервенции аналитика, заключающейся в переводе неосознаваемого ма­териала опыта в осознанный.

Интрапсихическое — то, что связано с внутренним миром личности.
Контрперенос - психоаналитическое понятие, обозначающее перенос чувств терапевта, вызываемых участниками; эти чувства обычно бывают связаны с нерешенными и неосознанными проблемами взаимоотношений из прошлого терапевта.

Конгруэнтность - соответствие эмоционально - ролевого поведения специалиста и клиента.

Контекст – письменная либо устная речь, которая благодаря своей смысловой завершенности позволяет понять значение отдельных компонентов, входящих в ее состав.

Конфиденциальность - принцип, предполагающий соблюдение коммерческой тайны предприятия, за разглашение которой предусмотрена законодательно установленная ответственность.

Компетентность – способность индивида вступать в межличностные взаимодействия в рамках данного социума. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения с другими членами общества и включения в совместную деятельность.

Ко-терапия - одна из форм приобретения профессионального опыта, при совместном ведении психотерапевтических групп двумя терапевтами. Она особенно ценна для начинающих терапевтов, а также в работе лечебных терапевтических групп. Вести группы вместе могут терапевты, обладающие примерно одинаковым опытом или один из них может быть начинающим.

Ко-консультирование —тип взаимного консультирования, разработанный Харви Джекинсом (Harvey Jackins), когда два человека выступа­ют по очереди то в роли клиента, то в роли консультанта.

Контракт — договоренность между супервизором и супервизируемым относительно границ их совместной работы.

Контрперенос — осознаваемая и бессознательная реакция консуль­танта / психотерапевта на клиента / пациента.

Культура — различные эксплицитные и имплицитные допущения и ценности, влияющие на поведение и социальные артефакты различных групп (Herskovitz, 1948). Организационная культура — культура, специфичная для определенной организации.

Лояльность (от французского или английского loyal — верный): 1) верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только внешняя, формальная); 2) корректное, благожелательное отношение к кому-либо, чему-либо.

Метавидение — взгляд из-за границ непосредственной ситуации, позволяющий понять ее в более широком контексте.

Метод включенного наблюдения – метод исследования социально-психологических процессов в группах малых, причем в этих процессах сам участвует экспериментатор, сразу наблюдая как бы изнутри и снаружи.

Обратная связь — в процессе групповой психотерапии предоставление пациенту информации о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других.

Организационное обучение — обучение персонала в организации; предполагает не только обучение отдельных личностей внутри организации, но и изменения в культуре организации как таковой.

Паттерн - систематически повторяющийся устойчивый элемент либо определенная последовательность элементов поведения. Являются внешним выражением функционального и эмоционального состояния человека, его переживаний по поводу чего-либо.

Перенос – это происходящий в подсознании процесс, при котором участники группы проецируют на терапевта чувства или установки, испытанные в прошлом, по отношению к значимым людям.

Проекция —термин, используемый для описания состояния, в котором человек отрицает наличие у себя некой эмоциональной реакции (обыч­но болезненной или неприемлемой) и пытается найти ее у другого лица.

Приватный (от лат. privatus - частный), частный, личный, неофициальный, домашний.

Психоанализ —психотерапевтическая школа, берущая начало из работ Зигмунда Фрейда. В соответствии с принципами этой школы, основ­ная задача психоаналитика или психотерапевта — понять и истолковать неосознаваемый материал, который обычно скрывается за отношениями переноса и контрпереноса.

Психодинамический подход — все формы терапевтического вмешательства, основанные на положениях психоанализа.

Расщепление — защитный механизм, впервые описанный Молами Кляйн, посредством которого личность распадается на несколько частей, каждая из которых не осознает наличия другой (или других).

Рестимуляция —телесно и эмоционально переживаемые воспоми­нания о событиях (зачастую, но не обязательно, неосознаваемые), вызы­ваемые сходным событием из настоящего.

Роджерианство — подход в терапии, основанный па идеях Карла Род­жерса, предложившего клиент-центрироваиный подход, м соотнесет ним с которым наибольшее внимание уделяется опыту клиента.

Ролевая игра — импровизированная инсценировка заданной ситуации.

Рекомендации(от позднелат. гесоммеndatio), письменный или устный благоприятный отзыв, совет, указание.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Сопротивление – защитное поведение, имеющее цель уменьшить тревогу.

Стиль - манера, в которой супервизор работает с супервизируемым и отвечает ему.

Спонтанность - (от лат. spontaneus - добровольный, произвольный) самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами.

Способность к концептуализации - умение выдвигать и аргументировать гипотезы происхождения проблем

Стресс — состояние утомления, болезни и (часто) депрессии вслед­ствие влияния на человека негативных и эмоционально сильно пережива­емых событий.

Супервизия (лат. super — сверху, над + visio — видение) — один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой (супервизором), позволяющая психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

Трансактный анализ — терапевтическая теория и методика, пред­ложенные Эриком Берном; психика человека понимается как включаю­щая в себя три части, или состояния: родитель, взрослый, ребенок.

Фасилитация [от англ. facilitate — облегчать] — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

Экспертность - поведение, направленное на оценку компетенции специалиста; притягательность – поведение, на основании которого супервизируемый чувствует симпатию к себе и ощущение собственной ценности, и справедливость – поведение, поддерживающее в супервизируемом ощущение правды и реальности.

Эмпатия - способность к сопереживанию и пониманию проблем клиента.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...