Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии поведенческого акта

Любой психический и физиологический процесс человека связан с образованием функциональных систем и является основой поведенческих актов. Всякое желание человека обусловлено потребностями (примитивные, биологические, витальные, идеальные, социальные). Это определяется мотивационным возбуждением.

Согласно П.К.Анохину, физиологическая архитектура поведенческого акта

строится из последовательно сменяющих друг друга следующих стадий:

афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия,

эфферентного синтеза (или программы действия), формирования самого

действия и оценки достигнутого результата.

1. Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии

афферентного синтеза. Возбуждение в центральной нервной системе, вызвано внешним стимулом, действует не изолированно. Оно непременно вступает в тонкое взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими другой функциональный смысл. Головной мозг производит обширный синтез всех тех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по многочисленным сенсорным каналам. И только в результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для осуществления определенного целенаправленного поведения. Какое будет осуществляться поведение, зависит от того, какие процессы разовьются во время стадии афферентного синтеза. Содержание же афферентного синтеза в свою очередь определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной афферентации, пусковой афферентации. Мотивационное возбуждение появляется в центральной нервной системе с возникновением человека какой-либо потребности. Оно является необходимым компонентом любого поведения, которое всегда направлено на удовлетворение доминирующей потребности (витальной, социальной, идеальной).

Мотивационное возбуждение играет особую роль в форматировании

афферентного синтеза. Любая информация, поступающая в центральную нервную систему, соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением, которое является как бы фильтром, отбирающим нужное и отбрасывающим не нужное для данной мотивационной установки.

Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является

избирательная активация различных нервных структур, создаваемая прежде

всего лимбической и ретикулярной системами мозга. Это дает возможность мозгу изучить окружающую обстановку и выбрать момент для осуществления реакции. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения.

2.Стадия принятия решения - реализуется через специальную и

очень важную стадию поведенческого акта – формирования аппарата

акцептора результата действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а так же способов действия, направленных на достижение результата.

3. Акцептор результата действия. Она представлена сетью вставочных нейронов охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму и достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения. До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта.

4. Стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано как центральный процесс, но внешне оно еще не реализуется.

5. Формирование самого действия или выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируется цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией.

Именно результаты сравнения определяют последующее построение  поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается, как в случае  достижения конечного результата. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцепторами действия и возникает их рассогласование, появляется  ориентировочно - исследовательская деятельность. В результате этого  заново перестраивается весь афферентный синтез, принимается новое  решение, создается новый акцептор результатов действия строится новая  программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения  не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда  поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией - удовлетворением потребностей. Таким образом, в концепции функциональной системы наиболее важным ключевым этапом, определяющим развитие поведения, является выделение цели поведения. Она представлена аппаратом акцептора  результатов действия, который содержит два типа образов, регулирующих  поведение – сами цели и способы их достижения. Выделение цели  связывается с операцией принятия решений как заключительного этапа  афферентного синтеза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...