Автономная детская речь – необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 При многих формах недоразвития речи, при задержках речевого развития, автономная детская речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. Например, задержка нередко выражается, прежде всего в том, что у ребенка затягивается период автономной речи до 2 – 3 – 4 лет… Другие речевые расстройства в детском возрасте так же приводят к тому, что автономная речь задерживается иногда на несколько лет и все же выполняет основную генетическую функцию, т. е. служит мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. В развитии нормального и аномального ребенка автономная речь играет существенную роль. Иногда считают, что на становлении (или формировании) автономной речи влияет неправильное или уменьшительное произношение слов близкими людьми. Это не совсем верно, потому что «автономная речь» - это язык самого ребенка, ибо все значения устанавливаются самим ребенком. Ребенок создает свои «мо – ко», «ба – ка» и пр. из обломков нормально произносимых слов. Например мать говорит «собака» - полное слово, а у ребенка получается «бака», «абака» или что - то другое. Но автономная речь не существует сама по себе. Наряду со своим словами (своей речью), у ребенка существует понимание и наших слов, т. е. ребенок до того, как начинает говорить, понимает ряд слов. Он понимает нами оформленные слова: «дай», «иди», «хлеб», «молоко» и т. д., и это не мешает наличию второй речи. Автономная детская речь и ее значения вырабатываются при активном участии ребенка. Когда автономная речь задерживается у ребенка, который достаточно хорошо понимает речь взрослых, возникает потребность в связной передаче, или построению фраз. Но эти фразы из – за того, что речь лишена синтаксической связности, мало напоминают наши. Они больше понимают простое нанизывание слов или искаженные фразы нашего языка: «Ты меня взять…» и т. д.
Автономная детская речь не только представляет собой чрезвычайно своеобразный этап в развитии детской речи, но важный этап развития мышления маленькой личности, маленького ребенка. Прежде чем речь ребенка не достигнет определенного уровня развития, его мышление также не может перейти за известный предел. [http://www.uaua.info/razvitiye/rebenok-0-1-god/]
5. Сравнительная таблица «Взгляды ученых на речь дошкольника»
6. Говорят дети…
Близнецы Света и Ира Г. в 1 год 2 месяца постоянно находились в манежике, но играть вместе еще не умели. Если одна девочка видела в руках другой привлекательную игрушку, она выхватывала ее и говорила: "Сиба" (спасибо). Обиженная сестричка с плачем отнимала игрушку и, завладев ею, сквозь слезы повторяла: "Сиба!" Девочки научены были говорить "спасибо", когда что-нибудь получали в руки, но это не было пока выражением благодарности, а лишь реакцией на получение вещи. Ни Света, ни Ира не говорили друг другу "дай-дай" или "на!", с которыми они уже обращались к родителям. Кира в этом же возрасте, играя в манеже в ясельной группе, довольно часто отнимал игрушки у других малышей и при этом говорил: "Та-ак, та-ак!" Оказывается, когда его учили правильно брать предмет пальцами, и ему это удавалось, воспитательница обычно хвалила малыша: "Так, так!" Таким образом, первые слова, которые ребенок как будто говорит другому, по сути дела, ему даже не адресованы - просто малыш научен в данной ситуации произносить определенное слово, как Ирочка со Светой или Кирюша. Только во второй половине второго года жизни дети действительно начинают обращаться друг к другу, словесное общение их принимает социальный характер. Большую роль поначалу играет жестикуляция, а слово служит дополнением к ней.
Наташа в 1 год 10 месяцев ухватилась руками за куклу, которой играла ее ровесница Галя, и с просительной интонацией повторяет: "Да-ай! да-ай!" Галя сначала сопротивлялась, но, когда Наташа заплакала, сама протянула ей куклу: "Зями!" (возьми). Боря в 2 года стал очень интересоваться маленькими детьми и часто пытался заговорить с ними. Однажды он играл в саду в песке и, увидев стоящего неподалеку мальчугана примерно такого же возраста, стал звать его: "Ди Бое! Ди игать!" (Иди к Боре! Иди играть!) При этом Боря усиленно жестикулировал руками. - Это моя кукла, - говорит Аня. - Смотри, какие у меня кубики интересные! – отвечает Сережа. Вроде бы разговор идет об игрушках. Но в каждой фразе присутствуют “я”, “мой”, “твой”: “моя” кукла, “мои” кубики. Здесь “мое” – это то, что у меня есть. А вот дети постарше чаще демонстрируют то, что они умеют делать: - Я буквы умею писать! – говорит Алла. - А я вот что сам сделал! – отвечает Олег. В каждой фразе ребенка в центре стоит “я”. Дети как бы хвастаются друг перед другом своими умениями, достоинствами. Все это важно продемонстрировать сверстнику, чтобы хоть в чем-то (а лучше во всем) превзойти своего партнера. Это важно для ребенка потому, что ему необходима уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший, самый любимый. Ведь для родителей их ребенок всегда самый-самый. Пока малыш дома, ему не надо доказывать папе с мамой, что он самый лучший. Но, как только он оказывается среди детей, ему приходится доказывать свое право на уникальность. Вот для чего нужен сверстник: чтобы было с кем себя сравнить (а иначе, как можно доказать, что ты лучше всех); чтобы было кому показать свои достоинства.
Теперь главным для ребенка становится не то, что у него есть, а то, что он умеет делать. Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример. Гордость за свои достижения особенно важна для ребенка около пяти лет, когда у него формируется потребность в уважении. В старшем дошкольном возрасте большое место занимают рассказы о себе. Они рассказывают о том, где были, что видели: - Я с мамой в цирке был и живого медведя видел, - делится впечатлениями Антон. - А я летом на море поеду, - отвечает Андрей. - А я вырасту – стану каскадером, - говорит Миша. Старшие дошкольники делятся друг с другом своими познаниями, их высказывания ярко отражают интересы родителей. Они обсуждают разные проблемы: “Что такое каратэ?”, “Чем клеят обои?”, “Чем костюм космонавта отличается от водолазного?”, “Почему редиску в суп не кладут?”, “Какие джинсы самые модные?” и т. д. Все эти темы далеки от реальной жизни ребят, тем не менее они активно обсуждаются детьми. Подобные темы для разговора дети перенимают от взрослых: они произносят слова и фразы, хотя не всегда понимают их смысл. Дошкольники никогда не остаются безразличными к тому, о чем говорят взрослые. Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей. К 6-7 годам у ребенка проявляется внимание и забота к сверстнику: - Ты не ушиблась? Тебе не больно? – спрашивает Света у Юли. - Хочешь откусить яблоко, - предлагает Лена Оле. - Тебе понравился мультик по телевизору? – спрашивает Слава у Саши. Дети думают уже о настроениях и желаниях сверстников. Они хотят уже доставить друг другу радость: “Я хрюкала, потому что хотела рассмешить Игоря”, “Я стала в магазин играть, потому что Таня больше всего любит играть в магазин”... Ребенок уже умеет сопереживать другим, чувствовать то же, что чувствуют они. Этот редкий дар делает ребенка популярным среди сверстников. Ведь именно такого друга хочется иметь. И вообще, дошкольный возраст – это начало развития отношений с людьми.
Заключение Как думает ребенок? Как он говорит? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения. Уже около столетия ученые работают над разрешением этих вопросов, являющихся важнейшими не только для исследователей детской психологии, но и для развития психологии в целом. Наиболее значимый вклад в изучение этой области внесли два выдающихся ученых - Жан ПИАЖЕ (1896 - 1980) и Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ (1896-1934).
Взгляды Л.С. Выготского на психическое развитие ребенка сложились в результате анализа современной ему ситуации в мировой психологии и критического преодоления соответствующих теорий, в первую очередь теории Ж. Пиаже как наиболее к тому времени разработанной и широко признанной. В последующие годы положения Л.С. Выготского тщательно прорабатывались и развивались его последователями, а критика "пиажистского" направления велась не только на теоретическом, но и на экспериментальном уровне. Те мне менее сегодня, несмотря на то, что школа Выготского длительное время занимала в отечественной психологии ведущее положение, в общественном и научном сознании парадоксально обнаруживается ситуация духовного двоевластия, при котором две противоречащие друг другу концепции (Пиаже и Выготского) пользуются приблизительно равным авторитетом и зачастую мирно уживаются в сознании педагогов и психологов. Тем не менее, дискуссия Пиаже и Выготского вошла в историю мировой психологии. автономная детская речь
Список используемой литературы 1. «К вопросу о внутренней речи» Гальперин П.Я. // Доклады АПН РСФСР (1957 г.) 2. Лекции по психологии Выготский Л. С. – СПБ.: Союз, 1997 г. 3. «Мышление и речь» Л.С. Выготский (М., 1934 г.) 4. «Речь и мышление ребенка» Ж. Пиаже - СПБ, 1997 г. 5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова.(М., 1982 г.) 6. Ресурсы интернета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|