Виды самостоятельных работ условия их применения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДА КИРСАНОВА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Опыт работы учителя математики Козловой Елены Георгиевны
2005 год Список ИПМ.
1. Базовая модель. 2. Виды самостоятельных работ и условия их применения. 3. Привитие навыков самопроверки. 4. Методическая разработка обобщающего урока по теме «Положительные и отрицательные числа». 5. Методическая разработка урока «Умножение десятичной дроби на натуральное число». 6. Литература по теме. Базовая модель.
Противоречия: - между высоким научным изложением материала в учебнике и слабой подготовкой учащихся к его восприятию; - между естественным стремлением человека к знаниям и низкой познавательной активностью учащихся в школе; - между стремлением ребят к самостоятельности и недостаточным использованием самостоятельных работ на уроках.
Ведущая идея опыта: - использование разнообразных видов самостоятельных работ для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения.
Личная концепция автора: 1. Обучение невозможно без самостоятельной работы. Именно она способствует умственной активности, благодаря которой происходит запоминание, отработка навыков, развитие. 2. Самостоятельная работа должна повышать эффективность обучения. 3. При проведении самостоятельных работ учителю необходимо знать ответы на следующие вопросы:
- когда целесообразно использовать самостоятельную работу; - в каком виде давать задания; - какой степени трудности подбирать задания; - как организовать проверку самостоятельной работы и анализ ошибок.
Технология опыта. § Основная задача – так управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. § Использование таких видов самостоятельной работы, как дидактическая игра, работа с книгой, тестирование, обучающие самостоятельные работы, работа в группах, работа по обучающим карточкам и т.п., позволяет увлечь учеников работой, развить их познавательную активность. § В основу обучения положена формула: «овладение = усвоение + применение знаний на практике».
Результативность. За последние 5 лет качество знаний по математике стабильно возрастает:
Есть призер городской олимпиады по математике: Плахова Анна (2002 год, 9 класс) – I место. Виды самостоятельных работ условия их применения.
Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает еще и обучение школьников мышлению, поиску и нахождению ответов на поставленные вопросы, добыванию новых знаний с опорой на уже известные. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Вот почему целью образования должно быть воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Самостоятельная работа – способ учебной деятельности, где - учащимся предлагается учебное задание и руководство для его выполнения, - работа происходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством,
- от учащихся требуется умственное напряжение. Преимуществами самостоятельной работы являются + возможность давать разные знания разным учащимся; + возможность работать в индивидуальном темпе; + вовлечение в работу всех учащихся; + возможность проверить работу каждого. Единственный недостаток в том, что при самостоятельной работе, как правило, не развивается устная речь. Виды самостоятельных работ. 1. Дидактическая игра. Именно игровой компонент, соревнование, дух творчества должны обязательно присутствовать на уроках в 5-6 классах, чтобы вызвать у детей интерес, желание работать. Здесь самостоятельная работа проходит в виде игры «Математическое домино», «Математическое лото», «Поле чудес» и др. 2. Обучающая самостоятельная работа. 3. Работа с учебником ориентирует ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, наводит на сравнение, выводы, обобщения 4. Работа по обучающим карточкам, которые строятся из трех блоков: 1) опорная формула, 2) решенные примеры, 3) «Реши сам». 5. Математические диктанты. 6. Групповая форма обучения применяется не часто, так как требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся 7. Тестирование. 8. Творческие задания направляют учащихся к решению проблемы, к самостоятельному сбору материала. Место самостоятельной работы на уроке. § Самостоятельная работа, охватывающая в основном новый материал. Урок: проверка материала предыдущего урока (10 мин) введение в самостоятельную работу (инструкция, цели) (2-3 мин) самостоятельная работа (20-25 мин) фронтальное обсуждение результатов сам. работы, задание на дом (до 10 мин) § Самостоятельная работа на повторение - можно весь урок. § Кратковременные самостоятельные работы используются тогда, когда умения самостоятельной работы еще не сформированы, материал не подходит целиком для самостоятельной разработки. Тогда чередуют самостоятельную работу и фронтальную работу. ! Условие эффективности самостоятельной работы – последующая за ней на этом же уроке фронтальная беседа по самостоятельной работе.
Что дает фронтальная беседа после самостоятельной работы? - обратная связь: учитель получает представление о том, справились ли учащиеся; учащиеся видят свои ошибки; - закрепление материала; - развитие устной речи; - обогащение знаний учащихся путем разбора всевозможных способов решения задачи.
Выводы. ü Самостоятельная работа необходима, так как отвечает возрастным потребностям учащихся и стимулирует их развитие. ü Для проведения самостоятельной работы необходима грамотно составленная инструкция. ü После самостоятельной работы важно провести фронтальную беседу по результатам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|