Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У больных с локальными поражениями мозга

Шкала Вассерман Л.И. для оценки степени выраженности речевых нарушений

у больных с локальными поражениями мозга

1. Спонтанная и диалогическая речь Оценка в баллах
а) Спонтанная речь практически отсутствует, речевые остатки в виде эмболов    
б) Словесная «окрошка». Полная невозможность диалога
а) Диалогическая речь возможна, но обеднена, односложна, аграмматична. Склонность к шаблонной, стереотипной структуре предложения. Персеверации, эхолалии  
б) Паузы из-за поиска слов. Ответы не всегда адекватны вопросу. Частью литеральные и вербальные парафазии
Некоторое обеднение речи. Редкие парафазии, элементы аграматизма  
Нарушения отсутствуют  
2. Повествовательная (монологическая) речь
Полная невозможность пересказа, прочитанного или услышанного текста, рассказа по сюжетной картинке, сериям рисунков, монолога на заданную тему  
Повествовательная речь нарушена и возможна только при наличии наводящих вопросов. Отмечаются трудности в подборе слов, аграмматизм, бедность речи, парафазии. Фразы короткие, элементарные. Недостаточное осмысление речевого материала  
Те же признаки, но выраженные незначительно  
Нарушения отсутствуют    
3. Составление рассказа по сюжетной картинке
Полная невозможность составления рассказа  
При попытке составить рассказ выявляются грубые искажения грамматической структуры слова, пропуски объектов и субъектов действия, самого действия, предметов, неправильные согласования слов в предложений, трудности в подборе слов, литеральные и вербальные парафазии, паузы  
Те же признаки, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
4. Аграмматизм
а) Грубый аграмматизм типа «телеграфного стиля». Практически отсутствие в речи глаголов. Дефекты согласования в глагольных и надежных окончаниях, неправильное употребление предлогов  
б) Выраженная предикативность речи — преобладание глаголов, вводных слов, наречий, почти полное отсутствие существительных. Речь мало понятна
а) Преобладание в речи существительных, отчетливая глагольная слабость речи (глагол чаще всего стоит в конце предложения или совсем отсутствует), пропуски прилагательных и связующих слов (предлогов, союзов)  
б) В речи отмечается преобладание глаголов, вводных и замещающих слов, существительные за- меняются литеральными и вербальными парафазиями Те же признаки, что и при оценке 2, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
5. Отраженная речь (повторение)
Повторение изолированных гласных звуков, слогов и слов, повторение полностью отсутствует или грубо искажено. Возможно повторение 1—2 элементов сопряженно или после долгих поиск  
Возможно повторение не более 50% предъявляемых экспериментатором речевых звуков, преимущественно простых и часто встречающихся слов  
Сохранено почти полностью, но встречаются отдельные ошибки (замены, персеверации) при повторении сложных и редко встречающихся слов  
Повторение полностью сохранено  
6. Повторение речевых рядов (серии слогов, слов, простых и сложных предложений)
Повторение серии речевых рядов невозможно. При попытках повторения возникают грубые вербальные и литеральные парафазии  
Возможно повторение 1—2 элементов речевой цепи. Заданный порядок следовании элементов речевого ряда не удерживается, при этом отдельные элементы ряда искажаются парафазиями  
Удерживают и повторяют элементы всей цепи, но не воспроизводят заданный порядок их следования, отмечаются негрубые искажения отдельных элементов речевого ряда  
Нарушения отсутствуют  
7. Называние
Называние практически отсутствует, подсказка и контекст почти не помогают  
Возможно называние ограниченного числа реальных объектов, их изображений и действий. Подсказка помогает не всегда, длительные поиски слова, искажения, литеральные парафазии  
Называние предметов и действий возможно, отмечается поиск первых букв слова, подсказка помогает, увеличение времени припоминания слов.Затруднения при назывании более редко употребляемых объектов и действий  
Называние практически сохранено  
8. Произношение речевых звуков
Отсутствие звуковой продукции. Невозможность произношения изолированных артикулем даже сопряженно  
Грубые артикуляторные искажения в процессе речи, затрудняющие ее понимание. Деформация в произношении изолированных артикулем  
Деформация отдельных артикулем, нередко придающая речи «иностранный» акцент  
Нарушения отсутствуют  
9. Усилия, напряжение в речи, запинания, дезавтоматизация речи
Грубое напряжение всего речевого аппарата. Слова произносятся замедленно, с усилием. Повышается в момент речи тонус лицевой, шейной мускулатуры, языка и губ  
Умеренное напряжение мышц. В речи отмечаются усилия, запинания  
Те же признаки, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
10. Темп речи
Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный, трудно тормозимый поток речи; речь медленная, частые и длительные паузы  
Склонность к многоречивости в речевом общении, речь больного трудно ограничить рамками высказывания. Речь замедленная  
Склонность к логорее-ускоренности (замедленности) выявляется только в процессе развернутой беседы  
Нарушения отсутствуют  
11. Просодии (интонация, ритм высказывания, ударение, мелодика речи)
Речь монотонна, нарушены ритм высказывания и мелодика русской речи. Невозможно выделение отдельных ее эмоциональных категории (удивление, радость, грусть, обида, требование и пр.)  
Интонация в речи имеется, но не соответствует смыслу высказывания, отмечается неправильная расстановка акцента в предложениях  
Те же нарушения, но слабо выраженные  
Нарушения отсутствуют  
12. Вербальные парафазии
Преобладание в речи вербальных парафазии, относящихся к разным понятийным группам, к разным категориям  
Вербальные парафазии отражают существенным признак данной ситуации; часто вербальные замены относятся к одной понятийной группе  
Вербальные парафазии редки  
Отсутствуют  
13. Литеральные парафазии
Преобладание грубых нестандартных литеральных парафазии  
Литеральные парафазии (стандартные и нестандартные), для которых характерны замены одних звуков другими, перестановки звуков внутри слова, пропуски звуков, добавление лишних звуков. Встречаются при назывании, повторении и в спонтанной речи  
Те же признаки, но слабо выраженные  
Отсутствуют  
14. Понимание ситуативной речи и словесных значении
Полная или почти полная невозможность понимания ситуативной речи, простых команд и жестов  
Нарушение понимания ситуативной речи, главным образом, по отношению к малозначимым для больного темам и нарушение понимания части простых команд, в особенности при переходе на новое задание  
Затруднение понимания ситуативной речи и простых команд выступает только в особых условиях: при быстрой речи, отвлечении внимания больного  
Нарушения отсутствуют  
15. Отношение к дефекту речи
Неосознание нарушений речи - полностью не замечаются ошибки в речи и выражается удивление, раздражение, если речь не понимается окружающими  
Недооценка расстройств речи - не замечаются парафазии, даже вербальные, но сохраняется общее понимание того, что речь нарушена  
Изредка не замечаются отдельные Литеральные или, в меньшей мере, вербальные парафазии в собственной речи  
Полностью осознанное отношение к дефекту речи, его отдельным проявлениям  
16. Чтение (вслух)
Чтение слов и текста вслух невозможно. Иногда сохраняется прочтение отдельных идеограмм или нескольких простых слов  
Сохраняется возможность чтения простых слов, отдельных слов из предложения. Текст практически не читается. Возможны частые литеральные или вербальные паралексии  
Сохраняется ограниченная возможность чтения простых текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный  
Нарушения практически отсутствуют  
17. Чтение (про себя)
Подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам невозможно или к одной-двум из 6-10 предъявленных  
Возможно подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам и кратких предложений к сюжетным картинкам примерно в 50 % случаев. Письменные задания практически не выполняются.  
Выполняются письменные задания, хотя встречаются неточности в понимании более сложных команд и конструкций. Возможно также частичное понимание прочитанных про себя текстов.  
Нарушения отсутствуют.  
18. Чтение букв
Чтение букв невозможно или читаются одна-две буквы, написанные простыми шрифтами  
Возможно чтение 50% предъявляемых букв. Ошибки (замены) нестойкие. Практически не читаются стилизованно написанные буквы и буквы на фоне маскирующего шума  
Ошибки встречаются изредка, главным образом, при чтении букв, изображенных непривычным шрифтом или в затрудненных для чтения условиях (наложенные друг на друга, на фоне однородного шума и т.д.)  
Нарушения отсутствуют  
19. Списывание
Списывание даже простой фразы не удается, сохраняется копирование только отдельных букв или слогов, при этом буквы могут быть грубо искажены  
Списывается короткая фраза (или «рабски» копируется), но с пропусками, с грубыми ошибками, которые 'нередко искажают слова до неузнаваемости  
Отдельные ошибки, главным образом, при списывании, редко встречающихся и многосложных слов  
Нарушения отсутствуют  
20. Письмо букв под диктовку
Письмо букв под диктовку невозможно или 1—2 буквы из 6—10 предъявляемых  
Возможно написание (копирование) примерно 50—60 % продиктованных букв  
Редкие ошибки  
Нарушения отсутствуют  
21. Письмо (самостоятельное и под диктовку)
Самостоятельное письмо отсутствует. Возможно иногда письмо под диктовку отдельных идеограмм и нескольких простых слов  
Самостоятельное письмо грубо затруднено. Воз можно письмо под диктовку слов и простых фраз, но при этом встречаются частые искажения в виде литеральных парафазий  
Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с параграфиями (пропусками, заменами, перестановками букв и т. д.)  
Нарушения отсутствуют  
Всего баллов (сумма)  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...