| 1. Спонтанная и диалогическая речь
| Оценка в баллах
|
| а) Спонтанная речь практически отсутствует, речевые остатки в виде эмболов
|
|
| б) Словесная «окрошка». Полная невозможность диалога
|
| а) Диалогическая речь возможна, но обеднена, односложна, аграмматична. Склонность к шаблонной, стереотипной структуре предложения. Персеверации, эхолалии
|
|
| б) Паузы из-за поиска слов. Ответы не всегда адекватны вопросу. Частью литеральные и вербальные парафазии
|
| Некоторое обеднение речи. Редкие парафазии, элементы аграматизма
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 2. Повествовательная (монологическая) речь
|
| Полная невозможность пересказа, прочитанного или услышанного текста, рассказа по сюжетной картинке, сериям рисунков, монолога на заданную тему
|
|
| Повествовательная речь нарушена и возможна только при наличии наводящих вопросов. Отмечаются трудности в подборе слов, аграмматизм, бедность речи, парафазии. Фразы короткие, элементарные. Недостаточное осмысление речевого материала
|
|
| Те же признаки, но выраженные незначительно
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 3. Составление рассказа по сюжетной картинке
|
| Полная невозможность составления рассказа
|
|
| При попытке составить рассказ выявляются грубые искажения грамматической структуры слова, пропуски объектов и субъектов действия, самого действия, предметов, неправильные согласования слов в предложений, трудности в подборе слов, литеральные и вербальные парафазии, паузы
|
|
| Те же признаки, но слабо выраженные
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 4. Аграмматизм
|
| а) Грубый аграмматизм типа «телеграфного стиля». Практически отсутствие в речи глаголов. Дефекты согласования в глагольных и надежных окончаниях, неправильное употребление предлогов
|
|
| б) Выраженная предикативность речи — преобладание глаголов, вводных слов, наречий, почти полное отсутствие существительных. Речь мало понятна
|
| а) Преобладание в речи существительных, отчетливая глагольная слабость речи (глагол чаще всего стоит в конце предложения или совсем отсутствует), пропуски прилагательных и связующих слов (предлогов, союзов)
|
|
| б) В речи отмечается преобладание глаголов, вводных и замещающих слов, существительные за- меняются литеральными и вербальными парафазиями
Те же признаки, что и при оценке 2, но слабо выраженные
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 5. Отраженная речь (повторение)
|
| Повторение изолированных гласных звуков, слогов и слов, повторение полностью отсутствует или грубо искажено.
Возможно повторение 1—2 элементов сопряженно или после долгих поиск
|
|
| Возможно повторение не более 50% предъявляемых экспериментатором речевых звуков, преимущественно простых и часто встречающихся слов
|
|
| Сохранено почти полностью, но встречаются отдельные ошибки (замены, персеверации) при повторении сложных и редко встречающихся слов
|
|
| Повторение полностью сохранено
|
|
| 6. Повторение речевых рядов (серии слогов, слов, простых и сложных предложений)
|
| Повторение серии речевых рядов невозможно. При попытках повторения возникают грубые вербальные и литеральные парафазии
|
|
| Возможно повторение 1—2 элементов речевой цепи. Заданный порядок следовании элементов речевого ряда не удерживается, при этом отдельные элементы ряда искажаются парафазиями
|
|
| Удерживают и повторяют элементы всей цепи, но не воспроизводят заданный порядок их следования, отмечаются негрубые искажения отдельных элементов речевого ряда
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 7. Называние
|
| Называние практически отсутствует, подсказка и контекст почти не помогают
|
|
| Возможно называние ограниченного числа реальных объектов, их изображений и действий. Подсказка помогает не всегда, длительные поиски слова, искажения, литеральные парафазии
|
|
| Называние предметов и действий возможно, отмечается поиск первых букв слова, подсказка помогает, увеличение времени припоминания слов.Затруднения при назывании более редко употребляемых объектов и действий
|
|
| Называние практически сохранено
|
|
| 8. Произношение речевых звуков
|
| Отсутствие звуковой продукции. Невозможность произношения изолированных артикулем даже сопряженно
|
|
| Грубые артикуляторные искажения в процессе речи, затрудняющие ее понимание. Деформация в произношении изолированных артикулем
|
|
| Деформация отдельных артикулем, нередко придающая речи «иностранный» акцент
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 9. Усилия, напряжение в речи, запинания, дезавтоматизация речи
|
| Грубое напряжение всего речевого аппарата. Слова произносятся замедленно, с усилием. Повышается в момент речи тонус лицевой, шейной мускулатуры, языка и губ
|
|
| Умеренное напряжение мышц. В речи отмечаются усилия, запинания
|
|
| Те же признаки, но слабо выраженные
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 10. Темп речи
|
| Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный, трудно тормозимый поток речи; речь медленная, частые и длительные паузы
|
|
| Склонность к многоречивости в речевом общении, речь больного трудно ограничить рамками высказывания. Речь замедленная
|
|
| Склонность к логорее-ускоренности (замедленности) выявляется только в процессе развернутой беседы
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 11. Просодии (интонация, ритм высказывания, ударение, мелодика речи)
|
| Речь монотонна, нарушены ритм высказывания и мелодика русской речи. Невозможно выделение отдельных ее эмоциональных категории (удивление, радость, грусть, обида, требование и пр.)
|
|
| Интонация в речи имеется, но не соответствует смыслу высказывания, отмечается неправильная расстановка акцента в предложениях
|
|
| Те же нарушения, но слабо выраженные
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 12. Вербальные парафазии
|
| Преобладание в речи вербальных парафазии, относящихся к разным понятийным группам, к разным категориям
|
|
| Вербальные парафазии отражают существенным признак данной ситуации; часто вербальные замены относятся к одной понятийной группе
|
|
| Вербальные парафазии редки
|
|
| Отсутствуют
|
|
| 13. Литеральные парафазии
|
| Преобладание грубых нестандартных литеральных парафазии
|
|
| Литеральные парафазии (стандартные и нестандартные), для которых характерны замены одних звуков другими, перестановки звуков внутри слова, пропуски звуков, добавление лишних звуков. Встречаются при назывании, повторении и в спонтанной речи
|
|
| Те же признаки, но слабо выраженные
|
|
| Отсутствуют
|
|
| 14. Понимание ситуативной речи и словесных значении
|
| Полная или почти полная невозможность понимания ситуативной речи, простых команд и жестов
|
|
| Нарушение понимания ситуативной речи, главным образом, по отношению к малозначимым для больного темам и нарушение понимания части простых команд, в особенности при переходе на новое задание
|
|
| Затруднение понимания ситуативной речи и простых команд выступает только в особых условиях: при быстрой речи, отвлечении внимания больного
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 15. Отношение к дефекту речи
|
| Неосознание нарушений речи - полностью не замечаются ошибки в речи и выражается удивление, раздражение, если речь не понимается окружающими
|
|
| Недооценка расстройств речи - не замечаются парафазии, даже вербальные, но сохраняется общее понимание того, что речь нарушена
|
|
| Изредка не замечаются отдельные Литеральные или, в меньшей мере, вербальные парафазии в собственной речи
|
|
| Полностью осознанное отношение к дефекту речи, его отдельным проявлениям
|
|
| 16. Чтение (вслух)
|
| Чтение слов и текста вслух невозможно. Иногда сохраняется прочтение отдельных идеограмм или нескольких простых слов
|
|
| Сохраняется возможность чтения простых слов, отдельных слов из предложения. Текст практически не читается. Возможны частые литеральные или вербальные паралексии
|
|
| Сохраняется ограниченная возможность чтения простых текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный
|
|
| Нарушения практически отсутствуют
|
|
| 17. Чтение (про себя)
|
| Подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам невозможно или к одной-двум из 6-10 предъявленных
|
|
| Возможно подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам и кратких предложений к сюжетным картинкам примерно в 50 % случаев. Письменные задания практически не выполняются.
|
|
| Выполняются письменные задания, хотя встречаются неточности в понимании более сложных команд и конструкций. Возможно также частичное понимание прочитанных про себя текстов.
|
|
| Нарушения отсутствуют.
|
|
| 18. Чтение букв
|
| Чтение букв невозможно или читаются одна-две буквы, написанные простыми шрифтами
|
|
| Возможно чтение 50% предъявляемых букв. Ошибки (замены) нестойкие. Практически не читаются стилизованно написанные буквы и буквы на фоне маскирующего шума
|
|
| Ошибки встречаются изредка, главным образом, при чтении букв, изображенных непривычным шрифтом или в затрудненных для чтения условиях (наложенные друг на друга, на фоне однородного шума и т.д.)
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 19. Списывание
|
| Списывание даже простой фразы не удается, сохраняется копирование только отдельных букв или слогов, при этом буквы могут быть грубо искажены
|
|
| Списывается короткая фраза (или «рабски» копируется), но с пропусками, с грубыми ошибками, которые 'нередко искажают слова до неузнаваемости
|
|
| Отдельные ошибки, главным образом, при списывании, редко встречающихся и многосложных слов
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 20. Письмо букв под диктовку
|
| Письмо букв под диктовку невозможно или 1—2 буквы из 6—10 предъявляемых
|
|
| Возможно написание (копирование) примерно 50—60 % продиктованных букв
|
|
| Редкие ошибки
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| 21. Письмо (самостоятельное и под диктовку)
|
| Самостоятельное письмо отсутствует. Возможно иногда письмо под диктовку отдельных идеограмм и нескольких простых слов
|
|
| Самостоятельное письмо грубо затруднено. Воз можно письмо под диктовку слов и простых фраз, но при этом встречаются частые искажения в виде литеральных парафазий
|
|
| Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с параграфиями (пропусками, заменами, перестановками букв и т. д.)
|
|
| Нарушения отсутствуют
|
|
| Всего баллов (сумма)
|
|