1. Спонтанная и диалогическая речь
| Оценка в баллах
|
а) Спонтанная речь практически отсутствует, речевые остатки в виде эмболов
|
|
б) Словесная «окрошка». Полная невозможность диалога
|
а) Диалогическая речь возможна, но обеднена, односложна, аграмматична. Склонность к шаблонной, стереотипной структуре предложения. Персеверации, эхолалии
|
|
б) Паузы из-за поиска слов. Ответы не всегда адекватны вопросу. Частью литеральные и вербальные парафазии
|
Некоторое обеднение речи. Редкие парафазии, элементы аграматизма
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
2. Повествовательная (монологическая) речь
|
Полная невозможность пересказа, прочитанного или услышанного текста, рассказа по сюжетной картинке, сериям рисунков, монолога на заданную тему
|
|
Повествовательная речь нарушена и возможна только при наличии наводящих вопросов. Отмечаются трудности в подборе слов, аграмматизм, бедность речи, парафазии. Фразы короткие, элементарные. Недостаточное осмысление речевого материала
|
|
Те же признаки, но выраженные незначительно
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
3. Составление рассказа по сюжетной картинке
|
Полная невозможность составления рассказа
|
|
При попытке составить рассказ выявляются грубые искажения грамматической структуры слова, пропуски объектов и субъектов действия, самого действия, предметов, неправильные согласования слов в предложений, трудности в подборе слов, литеральные и вербальные парафазии, паузы
|
|
Те же признаки, но слабо выраженные
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
4. Аграмматизм
|
а) Грубый аграмматизм типа «телеграфного стиля». Практически отсутствие в речи глаголов. Дефекты согласования в глагольных и надежных окончаниях, неправильное употребление предлогов
|
|
б) Выраженная предикативность речи — преобладание глаголов, вводных слов, наречий, почти полное отсутствие существительных. Речь мало понятна
|
а) Преобладание в речи существительных, отчетливая глагольная слабость речи (глагол чаще всего стоит в конце предложения или совсем отсутствует), пропуски прилагательных и связующих слов (предлогов, союзов)
|
|
б) В речи отмечается преобладание глаголов, вводных и замещающих слов, существительные за- меняются литеральными и вербальными парафазиями
Те же признаки, что и при оценке 2, но слабо выраженные
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
5. Отраженная речь (повторение)
|
Повторение изолированных гласных звуков, слогов и слов, повторение полностью отсутствует или грубо искажено.
Возможно повторение 1—2 элементов сопряженно или после долгих поиск
|
|
Возможно повторение не более 50% предъявляемых экспериментатором речевых звуков, преимущественно простых и часто встречающихся слов
|
|
Сохранено почти полностью, но встречаются отдельные ошибки (замены, персеверации) при повторении сложных и редко встречающихся слов
|
|
Повторение полностью сохранено
|
|
6. Повторение речевых рядов (серии слогов, слов, простых и сложных предложений)
|
Повторение серии речевых рядов невозможно. При попытках повторения возникают грубые вербальные и литеральные парафазии
|
|
Возможно повторение 1—2 элементов речевой цепи. Заданный порядок следовании элементов речевого ряда не удерживается, при этом отдельные элементы ряда искажаются парафазиями
|
|
Удерживают и повторяют элементы всей цепи, но не воспроизводят заданный порядок их следования, отмечаются негрубые искажения отдельных элементов речевого ряда
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
7. Называние
|
Называние практически отсутствует, подсказка и контекст почти не помогают
|
|
Возможно называние ограниченного числа реальных объектов, их изображений и действий. Подсказка помогает не всегда, длительные поиски слова, искажения, литеральные парафазии
|
|
Называние предметов и действий возможно, отмечается поиск первых букв слова, подсказка помогает, увеличение времени припоминания слов.Затруднения при назывании более редко употребляемых объектов и действий
|
|
Называние практически сохранено
|
|
8. Произношение речевых звуков
|
Отсутствие звуковой продукции. Невозможность произношения изолированных артикулем даже сопряженно
|
|
Грубые артикуляторные искажения в процессе речи, затрудняющие ее понимание. Деформация в произношении изолированных артикулем
|
|
Деформация отдельных артикулем, нередко придающая речи «иностранный» акцент
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
9. Усилия, напряжение в речи, запинания, дезавтоматизация речи
|
Грубое напряжение всего речевого аппарата. Слова произносятся замедленно, с усилием. Повышается в момент речи тонус лицевой, шейной мускулатуры, языка и губ
|
|
Умеренное напряжение мышц. В речи отмечаются усилия, запинания
|
|
Те же признаки, но слабо выраженные
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
10. Темп речи
|
Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный, трудно тормозимый поток речи; речь медленная, частые и длительные паузы
|
|
Склонность к многоречивости в речевом общении, речь больного трудно ограничить рамками высказывания. Речь замедленная
|
|
Склонность к логорее-ускоренности (замедленности) выявляется только в процессе развернутой беседы
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
11. Просодии (интонация, ритм высказывания, ударение, мелодика речи)
|
Речь монотонна, нарушены ритм высказывания и мелодика русской речи. Невозможно выделение отдельных ее эмоциональных категории (удивление, радость, грусть, обида, требование и пр.)
|
|
Интонация в речи имеется, но не соответствует смыслу высказывания, отмечается неправильная расстановка акцента в предложениях
|
|
Те же нарушения, но слабо выраженные
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
12. Вербальные парафазии
|
Преобладание в речи вербальных парафазии, относящихся к разным понятийным группам, к разным категориям
|
|
Вербальные парафазии отражают существенным признак данной ситуации; часто вербальные замены относятся к одной понятийной группе
|
|
Вербальные парафазии редки
|
|
Отсутствуют
|
|
13. Литеральные парафазии
|
Преобладание грубых нестандартных литеральных парафазии
|
|
Литеральные парафазии (стандартные и нестандартные), для которых характерны замены одних звуков другими, перестановки звуков внутри слова, пропуски звуков, добавление лишних звуков. Встречаются при назывании, повторении и в спонтанной речи
|
|
Те же признаки, но слабо выраженные
|
|
Отсутствуют
|
|
14. Понимание ситуативной речи и словесных значении
|
Полная или почти полная невозможность понимания ситуативной речи, простых команд и жестов
|
|
Нарушение понимания ситуативной речи, главным образом, по отношению к малозначимым для больного темам и нарушение понимания части простых команд, в особенности при переходе на новое задание
|
|
Затруднение понимания ситуативной речи и простых команд выступает только в особых условиях: при быстрой речи, отвлечении внимания больного
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
15. Отношение к дефекту речи
|
Неосознание нарушений речи - полностью не замечаются ошибки в речи и выражается удивление, раздражение, если речь не понимается окружающими
|
|
Недооценка расстройств речи - не замечаются парафазии, даже вербальные, но сохраняется общее понимание того, что речь нарушена
|
|
Изредка не замечаются отдельные Литеральные или, в меньшей мере, вербальные парафазии в собственной речи
|
|
Полностью осознанное отношение к дефекту речи, его отдельным проявлениям
|
|
16. Чтение (вслух)
|
Чтение слов и текста вслух невозможно. Иногда сохраняется прочтение отдельных идеограмм или нескольких простых слов
|
|
Сохраняется возможность чтения простых слов, отдельных слов из предложения. Текст практически не читается. Возможны частые литеральные или вербальные паралексии
|
|
Сохраняется ограниченная возможность чтения простых текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный
|
|
Нарушения практически отсутствуют
|
|
17. Чтение (про себя)
|
Подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам невозможно или к одной-двум из 6-10 предъявленных
|
|
Возможно подкладывание подписей-наименований к предметным картинкам и кратких предложений к сюжетным картинкам примерно в 50 % случаев. Письменные задания практически не выполняются.
|
|
Выполняются письменные задания, хотя встречаются неточности в понимании более сложных команд и конструкций. Возможно также частичное понимание прочитанных про себя текстов.
|
|
Нарушения отсутствуют.
|
|
18. Чтение букв
|
Чтение букв невозможно или читаются одна-две буквы, написанные простыми шрифтами
|
|
Возможно чтение 50% предъявляемых букв. Ошибки (замены) нестойкие. Практически не читаются стилизованно написанные буквы и буквы на фоне маскирующего шума
|
|
Ошибки встречаются изредка, главным образом, при чтении букв, изображенных непривычным шрифтом или в затрудненных для чтения условиях (наложенные друг на друга, на фоне однородного шума и т.д.)
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
19. Списывание
|
Списывание даже простой фразы не удается, сохраняется копирование только отдельных букв или слогов, при этом буквы могут быть грубо искажены
|
|
Списывается короткая фраза (или «рабски» копируется), но с пропусками, с грубыми ошибками, которые 'нередко искажают слова до неузнаваемости
|
|
Отдельные ошибки, главным образом, при списывании, редко встречающихся и многосложных слов
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
20. Письмо букв под диктовку
|
Письмо букв под диктовку невозможно или 1—2 буквы из 6—10 предъявляемых
|
|
Возможно написание (копирование) примерно 50—60 % продиктованных букв
|
|
Редкие ошибки
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
21. Письмо (самостоятельное и под диктовку)
|
Самостоятельное письмо отсутствует. Возможно иногда письмо под диктовку отдельных идеограмм и нескольких простых слов
|
|
Самостоятельное письмо грубо затруднено. Воз можно письмо под диктовку слов и простых фраз, но при этом встречаются частые искажения в виде литеральных парафазий
|
|
Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с параграфиями (пропусками, заменами, перестановками букв и т. д.)
|
|
Нарушения отсутствуют
|
|
Всего баллов (сумма)
|
|