Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самарский государственный педагогический университет

НА ПОДСТУПАХ К ПОЛИФОНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г.В.Акопов, Д.А.Агапов

Самарский государственный педагогический университет

Наметившаяся в последнее время позитивная динамика возникновения новых методологических позиций в психологии позволяет уподобить создавшееся положение полифоническому музыкальному произведению, которое в результате каденции (остановки) находит своё гармоническое завершение и одновременно обретает новые смыслы.

Ближе всего к идее полифонической психологии стоит позиция «культурной психологии» М.С.Гусельцевой, которая замечает, что в истории науки каждая дисциплина проходит период синкретизма (раздробленности), на втором этапе она обособляется, затем, будучи зрелой, начинает искать контакты с другими отраслями знания, что может привести к образованию новых областей науки. «В такой логике развития и должна возникнуть культурная психология, как дисциплина, соединяющая в себе инструментарий культурологи и психологии (методы и методологические принципы)» (Гусельцева, 2005). Позволим себе сделать одно уточнение: синкретизм в истории науки может пониматься не только как раздробленность, но и как метод добывания научных знаний, например Сократический диалог – это синкретический философско-художественный жанр, в котором процесс разграничения абстрактно-научного и философского понятия и художественного образа еще не завершился. Такой синтез в современной психологии обозначен В.А.Шкуратовым термином «наррадигма» - тип мышления, который соединяет в себе образное художественное выражение и формальную сциентистскую речь (Шкуратов, 1997).

Проясним сам термин «полифония» - это вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов). При этом все голоса объединены темой. Тема в разных вариантах и инверсиях последовательно переходит из голоса в голос.

Идея введения музыкального термина «полифония» в область научного знания принадлежит М.Бахтину, который отнес полифонию к особенностям романа Достоевского и определил её как «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» (Бахтин, 1974). Обнаруженный М.Бахтиным диалогический принцип романа Достоевского, сконструированного как целое взаимодействие нескольких сознаний, включая сознание автора, а также косвенно «заслуженных собеседников» (Ухтомский), из которого ни одно не стало до конца объектом другого, обладает эвристическим моментом и может успешно экспроприироваться методологическим пространством психологии.

Истоки «диалогической полифонии» восходят к сократовскому диалогу, а точнее, к сократическому представлению о диалогической природе истины и человеческой мысли о ней. Основными приёмами «сократического диалога» являлись синкриза (сопоставление различных точек зрения на определенный предмет) и анакриза (способы вызывать, провоцировать слова собеседника).

Идеи Сократа, ведущих софистов и других исторических лиц не цитируются и не пересказываются, а даются в свободно-творческом развитии на диалогизирующем их фоне других идей.

Как мы уже отметили выше, сократический диалог – это синкретический философско-художественный жанр, развитие художественной линии которого наблюдаем в полифоническом романе Ф.М.Достоевского (и не только у него). Что касается абстрактно-научной стороны, то она впоследствии превращается в простую форму изложения уже найденной, готовой и непререкаемой истины – истины Платона, Аристотеля, Гегеля и т.д. Научный дискурс развивается по схеме единства и борьбы противоположностей, т.е. из всего богатства полифонического содержания выделяются две наиболее явные противоположности, а полутона, оттенки игнорируются. Далее отпочковывается логическая интенция – направленность на понятия, дефиниции, концепции и т.д. И тогда развивается ситуация, имеющая прямое отношение к методологии психологии, хорошо сформулированная в «Стреле познания» М.Мамардашвили, увидевшего, что анализируются имеющиеся научные понятия, эксплицируемые в рамках самого же способа построения этих понятий, но взятых уже как понимаемые и обосновываемые философом, который видит в них идеальность мышления, разъясняемую в рамках определенного мировоззрения, т.е., то, что называется «теорией познания» или «методологией», оказывается просто дополнительной работой к уже проделанной (Мамардашвили, 1997).

Напрашивается вывод, что следует внимательно рассмотреть сократический диалог в его первозданном виде. Можно заметить два момента. Первый – это устная форма диалогов Сократа. Но т.к. мы имеем дело с письменным сознанием, с письменной системой передачи информации, то нас в принципе интересует речь не сама по себе (письменная или устная), а дискурс (как форма её организации). О дискурсе Сократа можно с уверенностью сказать, что он научный (понятийно-образный). То, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой, а философия, наука, политика творилась в публичных дискуссиях, было отмечено и В.А.Шкуратовым, который ратует за то, чтобы диалогизировать слово, наделить его живым звучанием (Шкуратов, 1997). Второй – кроме логической интенции в диалогах Сократа можно обнаружить интенцию созерцания. Ставя превыше всего чистое созерцание, греки с пренебрежением относились к физическому труду (даже труду изобретателей). Созерцание – бегство от мира к нездешним высотам (т.е., своего рода, изоляция). Христианство восстановило равновесие между созерцанием и трудом. Христианский Бог – это Бог, которого необходимо созерцать и познавать. Социально экономические изменения нарушили это с таким трудом достигнутое равновесие. У созерцания и труда имеются свои собственные черты, и это влечет за собой опасность их противостояния. Созерцание требует тишины и уединения, а труд, совершаемый в одиночестве, не имеет смысла. По мере того, как мир все более подвергался эксплуатации, место этики созерцания, мало-помалу занимала этика труда (Ж.Лакруа, 2004). Психология созерцания до сих пор не стала предметом серьезного исследования, а между тем, созерцание и является главным механизмом полифонического мышления.

Если обратиться к трактовке созерцания в философии, то можно обнаружить, что здесь выделяется созерцание эстетическое и созерцание сущности. Созерцание эстетическое – это: а) в греческой традиции – всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (вид, образ); б) непосредственное восприятие предмета или представление о нем; в) интуитивное восприятие; г) неотъемлемый компонент эстетического отношения к предмету, коррелят понятия вживания в предмет (М.Бахтин).

Созерцание предполагает умение ценить форму предмета и проникать посредством интуиции, воображения и прочтения несомых ею смыслов в духовную ценность предмета. Оно предполагает некоторую дистанцию между субъектом и объектом, Я и предметом, «схватывания» «внешнего единства и внутренней целостности» (Гегель). Воображение направляет созерцание в образно-смысловую, духовную сферу. Созерцание эстетическое противоположно интересу обладания. Вспоминается дефициентная и бытийная любовь А.Маслоу. Дефициентная любовь – это любовь к другим постольку, поскольку они удовлетворяют какую-то потребность. Бытийная любовь – это любовь к сущности, к «бытию» или «существу другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше благом другого, чем эгоистическим удовлетворением. Отмечалось, что при эстетическом созерцании устраняется все, что мешает пристальному вниманию к объекту, что оно непринужденно и свободно.

Созерцание сущности (идеация) обозначает направленность сознания непосредственно на всеобщее («сущность», «эйдос», «априори»), а также метод созерцания всеобщего. Идеация, наряду с редукцией составляет основу феноменологического метода. Согласно феноменологическому учению, интуиция – это не мышление, а созерцание всеобщего, «Что» предмета. Акт познания всеобщего, сущности может надстраиваться над индивидуальным чувственным созерцанием (например, зеленый цвет этого дерева перекрывается идеей Зеленого как такового). Индикатором созерцания может быть расширение сознания, понимание предельной реальности бытия, познание того, что Всё в Одном и Одно во Всём и т.д..

Думается, что созерцательность – это еще и побочный эффект сосредоточения, «молчание», рефлексия сосредоточения, «остановка», «нулевое положение» и т.д. Остановка позволяет созерцать идеи нескольких голосов, что может привести к инсайту! Тут каждый созерцатель в то же время может быть потенциальным участником, исполнителем, автором и т.д., но может занять и метапозицию (Г.В.Акопов, Д.А.Агапов, 2007).

Интенция созерцания имеет многие важные моменты, один из которых – сравнение «своего» и «чужого». Но отношение к «чужому» может быть и другим – настороженно-ожидающим, требующим проверки, размышления, неторопливого вырабатывания правильного решения, и, пока оно не достигнуто, к «чужому» присматриваются, его учитывают. А если и «чужое» занимает такую же позицию к присматривающемуся к нему «своему», то их встреча произойдет, и последствия её будут полезными и благими (Топоров, 1989).

Итак, можно сделать вывод, что для появления полифонической психологии, необходимо возрождение диалога и не просто диалога как обмена информацией, а диалога, включающего в себя интенцию созерцания, который, по сути, и есть полифонический диалог или диалогическая полифония.

К настоящему времени в отечественной методологии отпочковались две основные линии (позиции). Остановимся на них подробнее. Согласно «методологическому либерализму» (эту позицию поддерживает А.В.Юревич), равно легитимны и адекватны все крупные психологические подходы, закрепившиеся в истории психологической науки, но следует искать «переходы» между ними, которые бы и связали «в узлы» разрозненную систему психологического знания (хотя эти «мосты» сопряжения уже имеются как свидетельства давно начатой интеграции). Суть «методологического плюрализма» (эту точку зрения разделяет С.Д.Смирнов) состоит в том, что психологическим теориям следует признать друг друга (как и с позиций «методологического либерализма»), но не следует стремиться к «наведению мостов» между ними, оставив психологию в её нынешнем раздробленном состоянии и признав, что её «полипарадигмальность» неизбежна.

А.В.Юревич сравнил позицию «методологического плюрализма» с унитарным государством, а позицию «методологического либерализма» - с федеративным государством. Аналогия позиции: «диалогическая полифония» - это «гостеприимный хозяин дома», у которого налажена комфортная коммуникация со всеми гостями, который умеет всю компанию удерживать в одинаково актуализированном научном потребностно-мотивационном напряжении. Но этот хозяин не всегда в центре внимания, т.к. он может находиться в созерцательном отдыхе в качестве «гостя».

Возможно позиция «диалогического полифонизма» будет способствовать более крепкому сотрудничеству, которое является основной целью интегративной психологии, но это в том случае, если появятся перспективы новой парадигмы – парадигмы «полифонической публичной дискуссии».

Освободиться от пут своей собственной одномерной парадигмы, перестать быть системой, снова стать непринужденной, полифонической, способной к существованию в содружестве с многомерным сознанием человека (поскольку человек как целое не объективируется) – таким нам видится будущее полифонической психологии.

 

Список литературы

1. Акопов Г.В., Агапов Д.А. Диалогическая полифония как методологическая позиция // Вестник интегративной психологии, Вып. 5, 2007.

2. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. Изд-е 4-е. М., «Советская Россия», 1974.

3. Гусельцева М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии // Психологический ж-л, 2005, Т.26, №6, с.5-15.

4. Лакруа Ж. Избранное: персонализм/ Пер. с франц. – М.: Россиэн, 2004.

5. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

6. Словарь философских терминов / Науч.редакция проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА – М., 2005.

7. Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск 4-ый. – М.: Наука, 1989.

8. Шкуратов В.А. Историческая психология. -2-е, перераб. изд. – М.: Смысл. 1997.

9. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...