И основные теоретические направления
С ЛЕДЕР, Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР (S. LEDER, Т. WYSOKINSKA-GASIOR) (ПНР) В последние 30—40 лет в теоретическом и медицинском мышлении наибольшим признанием пользовалась концепция, трактовавшая человеческий организм как неделимую целостность, подчеркивавшая значение взаимного воздействия окружения и индивида и многофакторный характер возникновения болезней, а также их приобретенную и наследственную обусловленность. Эта концепция подчёркивает роль центральной нервной и эндокринной систем в функционировании индивида, влияние психических процессов и личности на появление, течение и исход болезней, трактуемых как сложное нарушение адаптационной деятельности организма. Указывает она на химические и физические основы происходящих реакций и их физиологические, психологические и социальные аспекты, а также на структурные и функциональные последствия. Концепция определяет также направление терапевтического прогресса — учёт в процессе терапии как воздействий с помощью биологических средств и методов, так и психосоциальных, а значит и психотерапевтических. Таким образом, отвергается противопоставление соматических, психологических и социальных аспектов болезни как в профилактике, так и в клинике или терапии и реабилитации. Распространению этой концепции способствовало всё более отчетливое проявление характерных противоречий современного этапа развития медицины. Наряду с несомненно большими достижениями и успехами, связанными с прогрессом естественных наук и развитием современной технологии, выступили многочисленные отрицательные и прямо драматические процессы, вызывающие общественную критику, такие как
возрастание технизации медицинских услуг, прогрессирующая специализация, подчас очень трудный доступ к врачу, ощутимая нехватка квалифицированных кадров, недостаточная эффективность многих традиционных методов фармакологического лечения, недостаток времени у персонала для отдельного пациента. Это приводит, при одновременном разделении врачей на «соматиков» и «психиков», к тому, что всё больше больных неудовлетворены общением с медицинским персоналом, а также испытывают потребность, чтобы их трактовали как отдельные личности, имеющие не только определённые болезненные нарушения, но также переживания, проблемы и трудности. Этот огромный рост потребности в более квалифицированной помощи со стороны врача и психолога, а также растущие ожидания и требования высказываются всё громче, особенно в последние годы; распространяется убеждение, что растёт число психических нарушений, в частности невротических, возрастает зависимость от лекарств и алкоголя, их распространенность и отрицательные социально-экономические и психологические последствия превращаются во все более жгучие проблемы, становятся вызовом обществу. Растущие потребности и ожидания относительно медицины сопровождаются с большими опасениями, касающимися возможности отрицательного влияния медицины на судьбу человека и его потомство. Это касается и такой области как оказание помощи при лечении психических расстройств. Оживилась полемика относительно общественной роли врача, а также ее неоднозначности; врачи как носители определенных ценностей и норм представляют интересы общества и, таким образом, выполняют не только функции оказания помощи, но и контроля, иногда репрессивного. Последствием этого является необходимость уточнения целей, задач и функций психотерапии, ее эффективности и областей применения, ответственности и роли психотерапевтов. Заинтересованность в решении этих проблем со стороны средств массовой информации, общественного мнения и административных работников оказала влияние на популяризацию психотерапии, особенно в групповом ее варианте. Анализируя подробней источники и причины этого положения, его трудности и последствия, полезно обратиться к истории появления и развития этого метода лечения, а также его главных направлений и школ.
С начала существования медицины в целях оказания помощи больным исцелители применяли методы психологического воздействия, широко пользуясь в этих целях группой. Анализ процесса лечебного воздействия показывает, что его основой всегда является определенная система взглядов, включающая выяснение сущности жизни и заболеваний, а также способов избавления от них. Такая система, независимо от того, отвечала ли она господствующему в данном обществе уровню знания, имела характер концепции — анимистической, магической, демонологической, натуралистической, механистической и т. д.,— становилась всегда компонентом господствующей культуры, и ее содержание сообщалось больному индивиду через его референтную группу, а также лиц, обладающих атрибутами знания и власти,— шамана, волшебника, жреца. Целитель в ходе воздействия и оказания влияния на пациента увеличивал состояние его эмоционального возбуждения, применяя кроме различных растительных и минеральных средств разные процедуры, драматические обряды и ритуалы, в том числе публичное признание вины в присутствии большого числа людей. Участие в этих лечебных мероприятиях семейных, племенных и территориальных групп было обосновано как условиями близкой совместной жизни, так и условиями производства, а также специфическими чертами групп, являющихся естественной средой для людей и эффективным средством воздействия на них. Появляющиеся в группах в ходе этих мероприятий ожидания, ориентации, эмоции, чувства надежды, веры и доверия к компетенции исцелителя и эффективности применяемых процедур увеличивают состояние аффективного напряжения, возрастающего по мере «эмоционального заражения» участников и способствующего их податливости к его воздействию и влиянию. Воздействия заключают в себе прежде всего внушения, которые обращены к эмоциональной сфере больного и, минуя его рациональное критическое мышление, оказывают полезное влияние на его самочувствие и психофизиологическое состояние и — как следствие — на социальное функционирование.
Явления эти известны не только из транскульту-ральных наблюдений, но также из истории медицины. Они выступают на всех этапах ее развития в виде так называемого плацебо-эффекта, объясняя терапевтические функции и результаты воздействия жрецов в древнем мире, монархов и инквизиторов в средние века, знахарей, хиромантов, психотерапевтов в современном мире. Индивид полон убеждения и веры в собственные лечебные способности удовлетворять ожидания больных и ищущих помощи людей, по крайней мере многих из них. Если он сможет обосновать свое знание и возможности с помощью объяснений и теорий, обладающих внутренней связностью, и сформулирует логическую систему, соотнесенную с определенными традиционными схемами мышления, то он удовлетворяет две основные потребности страдающих — потребность в эмоциональном контакте и потребность в получении информации. Осуществляется это, таким образом, заинтересованностью в делах больного, проявлением желания ему помочь и понять, объяснениями, убеждениями, успокоением, рекомендациями, внушением, в частности, в состоянии измененного сознания, используя часто в этих целях коллективный контекст. Творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой, считается австрийский врач F. Mesmer. Он осуществлял лечебные воздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятий у пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. F. Mesmer использовал этот метод на практике, к которой задолго до него обращались различные исцелители. Однако он ввел ее в официальную медицину, сделав попытку придать техникам внушения большое значение, обосновывая их применение и эффективность оригинальной этиопатогене-тической теорией. Приписывая решающую роль в возникновении болезней нарушениям циркуляции «витального магнетизма», он считал, что излечение связано с регуляцией движения этой живительной силы внутри организма больного, а также между ним и окружением.
Теоретические концепции и лечебная практика F. Mesmer и его последователей вызвала многочисленные дискуссии в научном мире и тем самым способствовали анализу и исследованиям проблем, касающихся роли психических факторов в появлении и протекании болезней. Правда, комиссии Французской Академии Наук осудили теорию и практическую деятельность F. Mesmer, однако, объясняя обнаруженные им и его учениками положительные лечебные результаты с помощью понятия «imagination» (воображе- ние), подтвердили значение этих факторов. Важно кроме того отметить, что содержание теории F. Mes-mer, примененные лечебные мероприятия, групповой контекст, в котором они реализовались, разделение на сторонников и противников концепции магнетизма, судьба этой теории — всё это было связано с общественными явлениями и условиями того времени (например, характером клиентов, происходивших главным образом из французской аристократии, приближением социальных взрывов), а также состоянием естественных наук (например, открытием электромагнитных явлений). Влияние этих факторов на теорию и практику психотерапии не ограничивается личностью F. Mesmer, что можно подтвердить в историческом обзоре, анализируя историю и судьбы различных школ и направлений. В XIX в. многие ученые стремились к выделению, описанию и объяснению сущности явлений, происходящих в ходе сеансов «магнетизирования». Их не остановила трагическая личная судьба такого выдающегося врача, каким был F. Mesmer. Они проводили исследования и бурные дискуссии о механизмах и лечебной эффективности гипнотических явлений, которые описали и интерпретировали такие исследователи как аббат Faria, A. Puyseguere, J. Braid, A. Liebeault, J. Charcot, H. Bernheim. Эта полемика достигла вершины в известном споре между Сальпетриерской и Нансийской школами, в котором J. Charcot защищал тезис о патологическом характере гипнотического состояния, проявляющегося, якобы, исключительно у больных истерией; H. Bernheim же утверждал, что сущностью этого состояния является сужение сознания вследствие концентрации внимания под влиянием внушения. Внушение, по H. Bernheim, является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях, и личностным сознанием; в форме гетеро- и аутосуггестии внушение приводит к некритическому усвоению определённых убеждений, суждений, наблюдений и чувств. Взгляды H. Bernheim на внушение соответствовали концепциям современных ему французских социологов и психологов G. Le Bon Durkheim о роли этого явления в понимании «психологии толпы» и групповых феноменов. Победа этой точки зрения способствовала более широкому использованию методов гипнотического воздействия во врачебной практике. В последнем десятилетии XIX в.
шведский врач О. Wetterstrand начал применять гипноз в' группах пациентов, больных алкоголизмом. В начале XX в., когда гипноз в глазах академической медицины оставался методом весьма подозрительным, так как не опирался на научные основы, многие выдающиеся врачи обосновывали эффективность и целесообразность применения его в группах (Бехтерев В. М., Moll A., Forel А.). Сеансы проводились в специальных помещениях (дормиториях) с помощью подробно разработанных процедур, учитывающих также убеждение, для больных с различными диагнозами и рекомендациями (например, с неврозами, умственным недоразвитием, с сексуальными отклонениями и некоторыми соматическими заболеваниями). Новым импульсом для применения гипноза стала первая мировая война. Это было связано с необходимостью быстрого излечения многочисленных пациентов — солдат — с симптомами «военного невроза» истерического характера, а также с признанием того, что существенным фактором в появлении и закреплении этих нарушений является «выгода» от болезни. По этой же причине в немецкой армии применение гипнотических и суггестивных методов дополнялось техниками протрептики, вызывающих у пациентов неприятные ощущения. Эти мероприятия одновременно включали опосредованное или неопосредованное внушение и неприятные переживания или даже страдания, которые должны были противодействовать «бегству в болезнь». В последующие десятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практике влияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал факт несомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях; сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепцию реактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешними силами. Такой образ человека не был также чужд концепциям творцов терапевтической идеологии, действовавших одновременно с F. Mesmer в англосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской и пуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачи пациентам собственных ценностей и образцов поведения. Один из ведущих представителей этого терапевтического направления, квакер D. В. Tuke, создал убежища для психически больных, условия в которых были близки к семейным. Другой, В. Rush, оказал большое влияние на организацию и характер психиатрических больниц в США. Он утверждал, что основной задачей врача является влияние, направленное на коррекцию системы ценностей пациента, поскольку сущностью психических нарушений становятся неправильные моральные нормы и вытекающее из них неправильное поведение. Излечения можно достичь через слово и соответствующее поведение коллектива врачей, которые живут в группах больных и воспитывают их. Это была модель «морального» лечения, которая, правда, отрицала применение суггестивных методов и трактовала человека как пассивный объект воздействий, но в немалой степени включала эти методы неосознанно. Несколько другое понимание сущности человека предлагал F. Pinel, находившийся под влиянием идей французских материалистов конца XVIII в. и лозунгов Великой французской революции, провозгласив следующий принцип: «...степень свободы, достаточная для сохранения порядка, продиктованная не слабым, но просвещенным гуманизмом... способствует в большей мере уменьшению симптомов (психических), а у некоторых — полной ликвидации болезни... при этом часто моральные средства и активная работа способствуют этому больше, чем лекарства...». Взгляды F. Pinel на силу человеческого разума, определяющего своеобразие рода Homo sapiens, который может при благоприятных условиях преобразовывать себя и мир, стали движущей силой его революционных и гуманистических действий в направлении изменения организации и форм больничной жизни, освобождения психически больных от замкнутости и изоляции, побуждения их к активной деятельности в группах. Эти идеи и деятельность F. Pinel, получившие развитие в XIX в. в трудах J. Esquirol, J. Conolly, W. Griesinger, а также создателя системы «открытых дверей» D. В. Tuke, в отличие от сторонников «моральной» концепции, подчеркивали в образе человека творца и самодеятельную личность (сравните с познавательной концепцией J. Kozielecki). Данная система взглядов, приписывающая человеку большие возможности в области интеллекта и воли в процессе собственного совершенствования и возможности управления своим поведением и одновременно подчеркивающая значение системы ценностей для поведения и выздоровления людей, ока- зала влияние различными способами на мышление вдохновителей и основателей первых целостных психотерапевтических систем, возникших на границе XIX и XX вв. Речь идет о Е. Coue, P. Dubois, S. Freud, И. П. Павлове, J. Watson. Е. Соиё, основываясь на взглядах A. Liebeault, Н. Bernheim и P. Levy на сущность суггестивных явлений, сформулировал концепцию, согласно которой нарушения связаны в значительной мере с аутосуггестией и неправильным воображением. По этой причине, независимо от характера заболевания, лечение имеет своей целью побуждения у больного корригирующей аутосуггестивной деятельности. Сам. Е. Соиё применил терапию в виде словесной суггестии — произносимого вслух группе пациентов утверждения типа «Я чувствую себя лучше» и рекомендуя самостоятельное и систематичное повторение этой и подобных формул дома в положении лежа. Публикации Е. Соиё, а также его взгляды оказали существенное влияние на многих людей в начале текущего столетия, несмотря на то, что его представления были подвергнуты сокрушительной критике многими врачами. Однако некоторые, например, В. М. Бехтерев, J. H. Schultz, обратили внимание на рациональные элементы его взглядов, особенно подчеркивание активной роли пациента в процессе лечения. В определенной мере продолжателями этих идей Е. Соиё были J. H. Schultz и Е. Jacobson. Взяв за исходный пункт психологическое и физиологическое знание, а также опыт некоторых восточных созерцательных приемов, они разработали методы релаксации и аутогенного тренинга, при использовании которых пациенты, опираясь на аутосуггестивные механизмы и систематические упражнения, учились влиять на своё психическое состояние, мышечное напряжение, вегетативную деятельность. После второй мировой войны сеансы групповой релаксации и аутогенного тренинга стали основной формой овладения этими техниками, причем в ГДР их применяли в духе концепции J. H. Schultz, в то время как во Франции поборниками их использования в терапевтической практике и дидактике стали психоаналитики (М. Sapir). Дополнение и обогащение этих техник в 60-х годах применением технических устройств, облегчающих овладение ими, принципы биообратной связи способствовали их популяризации и распространению не только среди больных людей. В последние 20—25 лет распространились и другие формы использования состояния измененного сознания. Они могут быть результатом гипноза, аутогенного тренинга, релаксационно-концентративных упражнений, в том числе медитации и йоги. Некоторые из пропагандистов этих техник подчёркивают, что в достижении полезных результатов большое значение имеют механизм самообучения через упражнение, а также мышление и воля. Другие же подчёркивают некоторые мистически понимаемые переживания и явления из области транссенсорной перцепции. Нередко это основатели культов и сект, «отцы» и «гуру». Они используют свою систему взглядов для оказания влияния на большие группы «обращенных», которые становятся их учениками и адептами. Они распространяют и внушают идеологию, обещающую взамен за выполнение определенных упражнений и техник, дополняемых специальным жизненным укладом, особой диетой, использованием одурманивающих средств и тренингом сознания, достижение ощущения смысла жизни, преодоление дефицита спонтанности и аутентичности, переживание трансцендентальных явлений и слияния с другими людьми и всем миром. Некоторые техники, применяемые в этих сектах, способствуют эмоциональному отреагированию и созданию ситуаций, увеличивающих восприимчивость личности к воздействию. Поскольку в этих ситуациях личность ощущает угрозу своему «Я», она должна в неоднозначных и не вполне ясных для нее условиях выполнять продиктованное задание, испытывает давление жесткой системы ценностей и норм, а также требований активного участия и вовлечения в определенную деятельность, награждается и карается руководителем и другими участниками группы. Иную эволюцию прошла система психотерапии, созданная швейцарским врачом P. Dubois в начале нашего века. Он подчеркивал значение нелогичного мышления, неправильных взглядов и иррациональных реакций в появлении невротических нарушений, поэтому также приписывал решающую роль в психотерапии аргументации, опирающейся на рациональные предпосылки и использующей логический вывод. Будучи убежденным противником внушения и гипноза, он утверждал: «Психотерапия... не требует подготовительного наркоза такого рода..., она обращается непосредственно к разуму и рассудку..., признает исключительно убеждение с помощью демонстрирования логической индукции и аргументов. Разум взволнует сердце..., убеждение и внушение должны быть противоположными понятиями и методами...». Обращая особое внимание на обращение к разуму, к воле, на роль преодоления иррациональных мыслей и опасений, он предлагал ясную познавательную концепцию, приписывая врачам воспитательную функцию. Последователь взглядов P. Dubois, французский психиатр J. Dejerine следующим образом изложил суть психотерапии: «Получив от больного описание его жизни, необходимо объяснить ему, почему и каким образом он заболел и почему и каким способом он достигнет выздоровления.» В то же время J. Dejerine подчёркивал: «Психотерапия зависит целиком и полностью от полезного влияния одной личности на другую. Нельзя вылечить пациентов с истерией или неврастенией, либо изменить их психическое состояние аргументами или силлогизмами. Их выздоровление наступит только тогда, когда они поверят во врача». Однако ни P. Dubois, ни J. Dejerine, который, впрочем, подчеркивал и значение больничного окружения, и роль больных в течении невротических нарушений, не применяли убеждения в группе. Это сделал американский врач-терапевт J. Pratt, организовавший в 1905 г. первые психотерапевтические группы больных туберкулезом. В начале своей работы J. Pratt во время этих встреч читал лекции, информирующие пациентов о болезни, а также содержащие указания относительно благоприятного для течения болезни поведения и способствующего выздоровлению отношения к здоровью и будущему. Позднее, вероятно, под влиянием взглядов J. Dejerine он начал посвящать эти встречи главным образом рассказам пациентов о своих опасениях и трудностях, побуждая участников к дискуссии и обсуждению этих проблем. Он подчеркивал значение возникающего в группах взаимного понимания и солидарности для преодоления пессимизма и ощущения изоляции. Продолжателем этого психологического подхода, ставящего своей задачей «эмоциональное перевоспитание», в Соединенных Штатах Америки был Е. Lazell, который в 1919 г. начал создавать психотерапевтические группы, состоящие из пациентов с шизофренией. В те же самые годы в Европе психотерапевтическую работу в группах начал A. Adler. После разрыва с S. Freud он обратил особое внимание на значение социального окружения в появлении и протекании нарушений у пациентов, чему, вероятно, способствовали состав его пациентов в поликлиниках страховой кассы, а также его левые политические убеждения. Он признавал, что группа является соответствующим контекстом для выявления, подчеркивания, а также коррекции социальных недостатков и эмоциональных нарушений, например, ощущения меньшей значимости. Полагая, что источником конфликтов и трудностей пациентов является неправильная система их ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа как социальная ячейка не только формирует взгляды и суждения, но и помогает модифицировать их. A. Adler начал лечить детей в группах, используя, в частности, формы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей этих детей. Со своими учениками (J. Metzel, R. Dreikurs) он одновременно начал в рамках групповых сеансов лечить больных алкоголизмом, с сексуальными нарушениями, а также неврозами, стремясь добиться понимания участниками генеза их нарушений, а также модификации их позиций, прежде всего через преодоление их ощущения меньшей значимости. Между 1-й и 2-й мировыми войнами психагоги- Подобные методы применял в Соединенных Штатах Америки в начале 30-х годов L. С. Marsh, врач и бывший священник. Он использовал техники «classroom» как для пациентов с неврозами и психозами, так и для их семей, а также для социальных работников. Во время этих встреч L. С. Marsh читал цикл лекций на темы семьи, профессиональной работы, отдыха, воспитания, формирования личности, после них следовали вопросы и дискуссия. Пациенты были обязаны составлять заметки, выполнять домашние задания: чтение, ведение дневника и ознакомление с ними бывших товарищей по больнице, например, после выписки из больницы. Он использовал также пластические техники — встреча начиналась общими танцевальными упражнениями, поддерживал встречи бывших участников групп после окончания психотерапии. L. С. Marsh подчеркивал ценность своего метода в лечении гомогенных групп, состоящих, например, из больных с соматическими болезнями или с заиканием, считая, что участники групп являются скорее учениками, чем пациентами, а деятельность группы имеет скорее характер воспитания, чем лечебной процедуры, и В 40—50-х годах эти методы распространились в больницах Соединенных Штатов Америки в виде так называемой директивно-дидактической терапии (J. Klapman). Подчеркивая познавательные и воспитательные аспекты групповой работы, психотерапевты, однако, не ограничивались исключительно предоставлением теоретической информации, но также побуждали пациентов к участию в дискуссиях, стараясь связать содержание лекций с проблемами отдельных пациентов, используя их для иллюстрации определенных принципов и закономерностей, освещаемых иногда с позиций психоаналитических концепций. J. Klapman подчеркивал значение «перенесения» в увеличении эффективности этого метода групповой психотерапии, которую чаще всего дополняют созданием социотерапевтических групп и групп по увлечениям, имеющих определенное значение и функцию в общественной жизни больницы. Психотерапевты использовали в работе с группами и вспомогательные материалы — фильмы, истории болезни, обращая внимание на обучение в процессе занятий лучшему пониманию себя, совместной деятельности, на приобретение новых социальных навыков. Целью таких групп, в дальнейшем весьма популярных, особенно по отношению к психически больным и лицам с психопатиями, являлось «облегчение приспособления к социальным требованиям», «помощь во включении в активную жизнь, деятель- ность, в выработке способности справляться с проблемами». Одним из представителей этого направления является A. Ellis, который после разрыва с психоанализом создал концепцию «рационально-эмоциональной терапии», считающейся в США примером применения познавательной теории. Автор исходит из положения, что пациент, постигающий себя и мир, имеет определенные предположения и гипотезы. Поскольку они в большинстве случаев не оправдываются из-за своей неадекватности, у пациента появляются отрицательные эмоции, приводящие к невротическим или психическим нарушениям. Задачей психотерапии, таким образом, является коррекция неправильных познавательных структур, имеющих решающее влияние на эмоции, через аргументацию, анализ и предоставление обратной информации. Полезным инструментом для этого типа воздействий становится группа. Другой представитель современного, очень модного в США направления — познавательной терапии — М. Beck также считает, что депрессия появляется тогда, когда личность постигает себя и мир в деформированном виде, неадекватно его интерпретирует и не видит альтернативных объяснений и решений. Цель психотерапии заключается в том, чтобы пациент сам проанализировал свой способ аргументации и свои познавательные схемы, понял, что его способ мышления, постижения и понимания является одним из многих возможных и существуют способы, более адекватные и отвечающие требованиям действительности. Основным методом работы психотерапевта является формулирование вопросов, как это делал Сократ, Они облегчают пациенту проведение анализа. Еще одним примером подобного подхода является психотерапия, опирающаяся на концепцию G. Kelly о личностных конструктах. Она утверждает, что пациент не может быть исключительно пассивным слушателем, который учится мыслить правильно, слушая выводы и аргументы психотерапевта, он сам должен быть участником анализа того, как он постигает себя, мир, других и какими являются жизненные последствия его познавательных схем — «личностных конструктов». Это означает, что он формулирует вопросы и ищет решения, которые приводят к созданию новых, более адекватных конструктов и в результате этого — к использованию
новых форм поведения. Одна из применяемых в группах техник, которая должна способствовать достижению этих целей, определяется как «терапия запрограммированных ролей». Кроме P. Dubois, самым радикальным критиком психотерапевтических методов, опирающихся на гипноз ч внушение, в конце XIX в. стал S. Freud. На начальном этапе своей психотерапевтической деятельности он применял гипноз, однако по мере разработки своей теории, касающейся, в частности, проблем связей между неврозом и личностью и механизмов, формирующих развитие личности, его оценка гипноза становилась все более негативной. Созданный S. Freud психоанализ стал в определенной мере высшей ступенью обобщения в сравнении с ранее существовавшими психотерапевтическими концепциями как относительно внутренне связанная и последовательная конструкция, заключающая в себе много творческих элементов и подчас выдвигающая весьма плодотворные гипотезы и предположения. Вместе с тем, эта концепция дала своим сторонникам определенный способ понимания течения и устранения нарушений, стала основой планомерного и систематического воздействия на пациента с помощью определенного метода и техник для достижения намеченных целей. S. Freud был мыслителем, который принципиально подвергал сомнению образ человека как рационального индивида, сознательно управляющего своим поведением, опирающегося на самопознание и понимание отношений с окружающими в рамках социального контекста, все же в его системе можно увидеть влияние познавательной концепции. Восставая против идеализированного взгляда на человека, он пытался объяснить часто встречающиеся иррациональные и далекие от гуманистических идеалов действия людей, оставляющие след в истории человечества и общественных явлениях. Причины их он видел в биологически детерминированных мотивациях, в генетически запрограммированных влечениях и потребностях, которые, вследствие социальных требований и интрапсихиче-ских процессов, приобретают бессознательный характер, одновременно определяя развитие и поведение людей. Пациент, чтобы вылечиться и подняться на высшую ступень человечности, должен понять источники и генез своих нарушений, осознать невроз «перенесения» и разрешить его. Если он не способен к этому, в частности, из-за интеллектуальных барьеров, то «... нужно сплавить золото анализа с медью непосредственного внушения». Таким образом, независимо от психодинамической концепции, приписывающей главную роль в формировании личности, ее функционировании и появлении нарушений мотива-ционно-инстинктивным факторам, фрейдизм признавал лечебную функцию анализа и учитывал необходимость изменения познавательных структур пациента. Однако S. Freud и его ортодоксальные сторонники долго скептически относились к возможности применения психоанализа в группе. Это было обусловлено, с одной стороны, взглядами на психологию толпы, в определенной степени связанными с концепцией G. Le Bon, согласно которой толпа персонифицирует отрицательные свойства и символизирует отсутствие рациональных действий под влиянием высвобождения примитивных и сильных эмоций. С другой стороны, это обосновывалось решающей ролью «перенесения», которое не проявляется в группе, либо боязнью перед последствиями многочисленных «перенесений» и «контрперенесений», а также сомнениями, связанными с возможностью подрыва авторитета психотерапевта и деструктивной атаки группы против личности. Приводились и аргументы о невозможности применения основных техник (например, свободной ассоциации, анализа снов и др.) и о слишком поверхностном характере психотерапии. Как уже говорилось, A. Adler после разрыва с ортодоксальным фрейдизмом первым начал проводить психотерапию в группе. На американской почве, где большее влияние имели неоаналитические направления, по его стопам пошли P. Wender и P. Schilder. Они проводили в амбулаторной и больничной практике 2—3 раза в неделю групповые занятия с пациентами, страдающими неврозами и психозами. P. Wender обосновал это следующим образом: «Групповая психотерапия опирается на положение, что использование некоторых гипотез и методов психоанализа в соединении с процессом интеллектуализации, примененных к группе в лечебных целях в условиях активного психотерапевтического контроля, приводит к выявлению определенных эмоциональных конфликтов и частичной реорганизации личности, а в конечном результате к увеличению способности к социальной интеграции. В отличие от индивидуального психоанализа этот метод обращает наибольшее внимание на социологические факторы (групповое взаимодействие) и на интеллектуальное понимание поведения». В этом положении P. Wender подчеркивал в первую очередь важность предоставления объяснений, опирающихся на психоаналитические концепции и используя в этих целях также рассказы пациентов о драматических переживаниях, недомоганиях и сновидениях. P. Schilder, в свою очередь, придавал большое значение анализу биографий пациентов под углом зрения переживаний раннего детства и сексуального развития. Он стремился к тому, чтобы пациент нашел объяснения своей проблемы и отношений с людьми для появления более адекватных ожиданий относительно будущего и умения наметить новый план жизни. Продолжателем этих первых попыток вслед за другим американским аналитиком Т. Burrow был A. Wolf. В отличие от Т. Burrow он считал, что применяет не групповой анализ, но анализ в группе. «Группа как таковая не может быть средством, с помощью которого ее члены решают интрапсихиче-ские трудности. Мы не лечим группу. Мы по-прежнему анализируем личность в ее взаимодействии с другими». В этом подходе группа играет роль контекста, в котором протекает индивидуальная психотерапия личности. Не отвергая существования групповых явлений, A. Wolf подвергал сомнению их полезность для понимания и лечения пациента в группе. Вместе с тем, он подчеркивал полезные аспекты группового контекста, вытекающие, в частности, из того, что, будучи как бы отражением первичной ситуации первичной семьи, он способствовал расширению и интенсификации психотерапевтического процесса. A. Wolf впервые ввел альтернативное собрание группы, которое проводилось без психотерапевта. Наряду с P. Wender он повысил интерес к групповой психотерапии среди психоаналитиков, которые после войны доминировали в американской психотерапии, применяя ее в рамках частной медицинской практики. В иных условиях происходило повышение интереса европейских психоаналитиков к групповой психотерапии, что оказало влияние на пути ее практической реализации и теоретическое понимание. Основным фактором, оказавшим воздействие на отношение аналитиков к этому методу, была 2-я мировая война. Многие из них (S, Foulkes, W. Bion, T. Main), в том числе выходцы из гитлеровской Германии, ученики A. Adler (J. Bierer, К. Kraupl-Taylor), работавшие в военных психиатрических госпиталях, вновь очутились перед задачей быстрого излечения большого числа пациентов с психическими нарушениями (в частности, с «военным неврозом»). Эти пациенты были мало податливы к классическому психоаналитическому лечению. Это способствовало, с одной стороны, возрождению методов, опиравшихся на эмоциональное отреагирование (наркоанализ), с другой стороны, в этих обстоятельствах начали использоваться такие формы психотерапевтической р<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|