При неврологических и соматических заболеваниях
Отмеченные выше положения относительно возможностей групповой психотерапии при психозах в еще большей мере относятся к неврологическим больным и соматическим заболеваниям, где психотерапия, будучи направленной на восстановление тех элементов системы отношений, которые определяют возникно- вение участвующего в этиопатогенезе заболевания психического стресса, либо развитие в связи с последним невротических «наслоений», способствует социальной активации больных, их адаптации в семье и обществе, а также повышению эффективности других лечебных воздействий как биологической природы, так и психотерапевтического характера. В ряде исследований представлен опыт применения групповой психотерапии в системе восстановительного лечения больных с сосудисто-мозговыми нарушениями [Демиденко Т. Д. и др., 1974, 1979; Виш И. М., Романюк В. Я., 1981; Шкловский В. М. и др., 1981; Oradei D., Waite N., 1974, и др.]. Групповая психотерапия больных, страдающих сосудистыми заболеваниями, описана И. М. Вишем и В. Я. Романюком (1981). На первых занятиях рассматриваются особенности заболевания (течение, прогноз); в дальнейшем обсуждаются проблемы, волнующие обычно всех этих пациентов — необходимость и пути повышения их эмоционально-волевой и социальной активности, коррекция установок и отношений к различным социально-бытовым условиям, адекватного отношения к симптомам заболевания, противодействия их возникновению. На занятиях обсуждаются проблемы, связанные с возвращением больных в семью (здесь важна и семейная психотерапия), подготовкой к выходу на пенсию, т. е. к новому укладу жизни. При соответствующих показаниях групповую психотерапию можно сочетать с гипнотерапией и другими видами психотерапии в той же группе. Авторы отмечают также, что при проведении психотерапии больным с сосудистыми заболеваниями нервной системы необходимо учитывать их повышенную ранимость и лабильность психики; при неосторожном поведении психотерапевта это может приводить, к ятрогениям и дидактогениям.
Т. Д. Демиденко и ее сотрудниками разработаны методы групповой психотерапии постинсультных больных [Демиденко Т. Д. и др., 1974, 1979; Демиденко Т. Д., 1982]. Объектом лечебного воздействия являются реактивно-личностные наслоения (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление), особенно выраженные у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций. Лечение осуществляется в малых группах и включает различные формы рациональной психотерапии — групповые занятия с использованием приемов «психотерапевтического зеркала», «коррекции масштаба переживания», «лечебной перспективы», музыкоте-рапии и культтерапии, способствующих выработке адаптивных установок и мобилизации собственной активности больных. Существенное место в системе групповых занятий отводится элементам психогимнастики, двигательной терапии, наиболее адекватным для решения задач эмоциональной и моторной активации больных. С целью опосредованного воздействия на локальный дефект используются различные игровые методики и специальные приемы идеомотор-ной тренировки. Большое значение здесь приобретает семейная психотерапия: разъяснительная работа с родственниками больного с целью их ориентации на адекватное отношение к пациенту и его заболеванию, а также обучение навыкам ухода за больными. Особенностью занятий по групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт, которые описаны D. Oradei и N. Waite (1974), является участие в них (помимо психотерапевтов) медицинских сестер. В групповых дискуссиях (30-минутные занятия 5 раз в неделю) коррекции подвергались неверные представления пациентов о параличе, проблемы выздоровления и предупреждения повторных инсультов. Перед выпиской психотерапевтические усилия направлялись на то, чтобы снять тревогу и тягостные мысли, связанные с боязнью больных лишиться здоровья, вселить уверенность в скором улучшении состояния.
В. М. Шкловский и соавт. (1981) указывают на эффективность групповой психотерапии в системе восстановительного лечения больных с последствиями инсульта и нейротравмы. Для восстановления коммуникативной функции речи у больных с афазией проводилась логотерапия, включающая в себя групповые занятия, сочетающие логопедические и другие формы групповой работы: с использованием методов групповой психотерапии; занятия по восстановлению речи растормаживающего и стимулирующего характера; с применением дифференцированных методик, используемых в практике индивидуального обучения; занятия по восстановлению речи в процессе трудовой деятельности и клубного типа. В настоящее время групповая психотерапия включается в.комплекс лечебно-восстановительных воздействий при самых различных неврологических забо- леваниях, при которых с ее помощью решаются в основном те же задачи, которые указаны выше. Групповая психотерапия оказывается полезной и в случаях длительной инвалидизации пациентов. Так, S. Bayrakal (1975) описывает опыт работы с больными, страдающими хронической прогрессирующей формой нервно-мышечных дистрофий. Психотерапия, имевшая своей целью уменьшение зависимости, предотвращение ухода от социальной деятельности, изоляции и отчуждения пациентов, проводилась 1 раз в неделю продолжительностью 1'/2 ч. После 9-месячных занятий отмечено терапевтически благоприятное изменение установок и функционирования членов группы. Для проведения поддерживающей психотерапии могут использоваться клубные формы работы. В. А. Киселевым (1975) описан опыт подобной работы с неврологическими больными, среди которых были пациенты после инсульта и черепно-мозговой травмы, а также с эпилепсией. В клубах бывших пациентов можно проводить лечебно-реадаптационные мероприятия не только с больными, но и их близкими, в частности, используя различные формы работы с семьей больного.
Близка по задачам групповая психотерапия в системе реабилитации ортопедо-травматологических больных, в частности пациентов с ампутационными дефектами конечностей [Криничанский А. В., 1979]. Что касается соматических, в особенности так называемых психосоматических заболеваний, то не только в психоаналитически и экзистенциально ориентированной литературе западных стран, но и в работах авторов, хотя и отрицающих психогенез этих заболеваний, но в то же время признающих важную роль в их происхождении психосоциальных факторов, возрастает интерес к личностно-ориентированным формам психотерапии. Объектом групповой психотерапии при этом, как и психотерапевтических воздействий в целом, являются психологические факторы патогенеза заболевания (интрапсихический конфликт; механизмы психологической защиты; «внутренняя картина болезни», в том числе патологическая реакция личности на заболевание; система значимых отношений больного, включая нарушенные в результате заболевания социальные связи пациента) [Рожнов В. Е., Либих С.С., 1979; Губачев Ю. М., 1979; Губачев Ю. М., Стабров-ский Е. М., 1981; Карвасарский Б. Д., Губачев Ю. М., 1981; Соложенкин В. В., 1982]. Наибольший интерес в настоящее время представляют попытки применения групповой психотерапии при собственно психосоматических заболеваниях, а также вопросы соотношения ее с различными видами симптоматической психотерапии. Психотерапия становится существенным компонентом лечения на всех этапах восстановительной терапии больных ишемической болезнью сердца, в том числе у постинфарктных больных. На поздних стадиях восстановительного лечения ишемической болезни сердца, в том.числе больным, перенесшим инфаркт миокарда, показана групповая психотерапия [Wrzesniewski К., 1974]. Занятия проводятся обычно в группах, состоящих из 12—14 пациентов. При формировании групп учитываются возраст и образование (группы по возможности однородные). Используются дискуссионные и другие формы психотерапии.
Аутогенная тренировка применяется на санаторном этапе восстановительного лечения больных ишемической болезнью сердца. Р. М. Микялскасом (1976) при лечении 172 больных (из них 130 после перенесенного инфаркта миокарда и 42 больных стенокардией) была использована методика направленной органотренировки, близкая к разработанной Н. Klein-sorge и G. KJumbies (1965). Общий курс состоял из 12—15 групповых занятий, проводившихся в группах по 5—7 человек. Применялось музыкальное сопровождение на протяжении всего сеанса; продолжительность сеанса — 30 мин, а вместе с беседой и после занятия, заполнением дневников-отчетов — 1 ч. Индивидуально упражнения аутогенной тренировки выполнялись не менее 3 раз в день по 10—15 мин. В данном исследовании указан ряд прогностически благоприятных признаков для усвоения приемов аутогенной тренировки и, следовательно, для более высокого терапевтического эффекта, достигаемого этим методом. Рассматривая цели и задачи психотерапии при гипертонической болезни, один из видных специалистов в этой области A. Katzenstein (1979) отмечает, что психотерапия при этом не должна ограничиваться освоением лишь методов релаксации. Ее следует направлять также на изменение неправильных позиций в отношениях больного к разным сферам жизни, используя различные формы групповой психотерапии. Содержанием психотерапевтической работы с больными, как считает A. Katzenstein, должны быть психотерапевтические воздействия, имеющие симптоме-, личностно- и социоцентрированную направленность. Одним из заболеваний, которое относится к основной группе психосоматической патологии, является бронхиальная астма. При всей сложности ее патогенеза в значительной части случаев важное место в нем занимает нервно-психический фактор (зависимость приступов от психоэмоциональных воздействий, времени суток, определенной обстановки и др., т. е. наличие условнорефлекторного механизма возникновения приступов). Поэтому при лечении бронхиальной астмы, особенно учитывая терапевтическую резистентность ее у ряда больных, показана психотерапия либо самостоятельно, либо в системе комплексного лечения. В исследованиях В. Л. Филиппова (1979) было показано, что введение в систему лечебно-восстановительных мероприятий при бронхиальной астме психотерапии способствует не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов, так как восстановление нарушенных отношений пациентов и полноценности их социального функционирования выступает в качестве важного звена предупреждения дистрессов, нередко играющих существенную роль в возникновении и течении бронхиальной астмы. Применялись различные методы индивидуальной и групповой «симптоматической» и патогенетической психотерапии (рациональная психотерапия, гипносуггестия, аутогенная тренировка и др.). Хотя в процессе лечения использовались элементы и собственно групповой психотерапии, применительно к данному контингенту больных, возможно, правильнее было бы говорить о рациональной психотерапии в группе. При формировании психотерапевтической группы учитывался тот факт, что не у каждого больного, нуждающегося в психотерапии, удается получить хороший результат. В условиях длительного медикаментозного лечения, в том числе гормональной терапии, отмечается хронизация заболевания с фиксацией основных соматических симптомов. В этих случаях
психотерапия обычно сочетается с психотропными средствами. Симптомоцентрированные методы психотерапии применялись лишь после выяснения этио-патогенеза заболевания, роли в нем психосоциальных механизмов; в противном случае купирование отдельных симптомов, исчезновение жалоб могло маскировать истинную природу психосоматического страдания. Применялась гибкая система лечения, позволяющая менять психотерапевтические приемы в зависимости от состояния, мотивации и ожиданий больного. Учитывалась установка на психотерапию, сформированная у пациента предыдущими контактами с врачами и другими больными. При нарушении взаимоотношений между пациентами в группе, для снятия напряжения и облегчения контактов между ними психотерапия в группе дополнялась индивидуальной работой с больными. В случае групповой психотерапии технические приемы усложнялись по мере приобретения группой опыта. Наряду с основной дискуссионной формой использовался проективный рисунок. Групповая психотерапия сочеталась с приемами релаксации, причем усложнялась сама методика релаксации. Проводились занятия по «перевоспитанию» респираторной системы [Filon M., 1975]: больные сами оценивали приступы, выявляли роль эмоциональных факторов в их возникновении и в нарушениях дыхания. Целью каждого занятия являлось также повышение психического тонуса больного, его уверенности и спокойствия, установки на тренировочные занятия. В связи с тем что у многих больных бронхиальной астмой в процессе заболевания формируются фобические расстройства, в комплексе с другими психотерапевтическими методами использовались поведенческие приемы. Групповая психотерапия с данным контингентом больных чаще проводилась в закрытой группе и продолжалась 1 —1'/2 ч несколько раз в неделю. В ряде работ последних лет содержатся данные, обосновывающие целесообразность проведения у больных бронхиальной астмой семейной психотерапии [Игнатьева Н. Д., 1981; Куприянов С. Ю., 1983]. Не сводя сложный многофакторно обусловленный этиопатогенез бронхиальной астмы к нарушению одних лишь внутрисемейных отношений, как это нередко представляется в зарубежной психосоматиче- скои литературе, советские авторы справедливо под: черкивают, что семейная психотерапия создает условия для замены патологических психологических защитных механизмов путем использования болезненных нарушений на более зрелые и конструктивные. В этом плане семейная психотерапия выступает как важный элемент личностно-ориентированной психотерапии при бронхиальной астме. Исследования психического состояния онкологических больных до и после операции, особенностей их «внутренней картины болезни», психологических защитных механизмов, процесса формирования «синдрома изоляции» позволяют использовать отдельные стороны личностно-ориентированной групповой психотерапии как в лечении этой категории больных, так и в психопрофилактической работе с ними [Герасименко В. Н. и др., 1978, 1983; Гнездилов А. В., 1978; Рожнов В. Е., Мацанов А. К., 1979; Бажин Е.Ф., Гнездилов А. В., 1980; Шиповников Н. Б., 1980; Гнездилов А. В. и др., 1983; Dietz Н., 1972; Surawioz F. et al., 1976]. M. Vachon, W. Lyall (1976) приводят свой многолетний опыт работы с больными раком. В качестве одной из форм групповой психотерапии указываются одночасовые еженедельные занятия, на которых члены группы обеспечивают взаимную моральную поддержку, делятся собственным опытом адаптации к своему заболеванию и нахождения альтернативных путей преодоления эмоционального напряжения и проблем, вызванных болезнью. Описаны попытки проведения групповой психотерапии даже с безнадежно больными — пациентами с метастатической карциномой [Yalom I., Greaves С., 1977]. Психотерапия проводилась ежедневно в течение 90 мин в группе из 6—7 пациентов. Авторы считают, что такая форма работы — эффективное средство, обеспечивающее пациентов поддежкой и позволяющее им более действенно справиться с огромным стрессом путем совершенствования адаптации к эмоциональным расстройствам, сопровождающим заболевание. Открытая конфронтация со смертью позволяет пациенту ориентироваться не на прошлое или будущее, а на настоящее — на «жизнь», а не на «смерть»; уходит страх быть униженным, попасть в трудную ситуацию, поскольку «рак излечивает неврозы». Подчеркивается сложность роли психоте- рапевта, необходимость интеграции с ситуацией умирающего больного, умение не отделять больных от себя — не разделять понятия «я» и «вы». Группы «поддержки» больных и их семей, ранняя психиатрическая помощь, отмечает L. Peterson и соавт. (1981), могут существенно уменьшить риск возникновения выраженных и не поддающихся коррекции психологических и психопатологических реакций на заболевание раком. Особые условия работы в онкологической клинике, по мнению Т. Wise (1977), требуют специальной подготовки врачей и среднего медицинского персонала. Описывается опыт групповой работы в форме семинара для врачей и медицинских сестер. Основное внимание было уделено чувству озабоченности и тревоги, возникающему при работе с раковыми пациентами; привлечению внимания к тому, как нужно работать с умирающим больным; пониманию группой того, что она работает в Сложнейшей отрасли медицины. Подчеркивается эффективность использованной формы обучения. Большинство участников стали лучше справляться со сложными клинико-пси-хологическими ситуациями, возникающими у онкологических больных. В заключение данного раздела целесообразно акцентировать внимание на следующих положениях, касающихся использования групповой психотерапии в здравоохранении. Групповая психотерапия находит применение при широком круге заболеваний в качестве метода лечения, а также для решения психогигиенических и психопрофилактических задач. Однако этиопатоге-нетическое (каузальное) значение она приобретает лишь при психогениях, возникновение и течение которых обусловлены психическим фактором. В этой группе заболеваний групповая психотерапия может выступать в качестве единственного терапевтического метода или включается в систему комплексного их лечения. При всех других заболеваниях групповая психотерапия является одним из существенных компонентов лечебно-реабилитационных программ, способствуя повышению их эффективности. Групповая психотерапия в большей мере, чем индивидуальная, позволяет реализовать социоцентри-ческий подход в современной медицине, при котором субъектом терапевтических воздействий становится не только сам больной человек, но и окружающая его микросреда. Последнее приобретает особое значение, например, в подростковой психиатрии, при хроническом алкоголизме и в некоторых других областях лечебной практики, где нарушения отношений человека с ближайшим окружением выступают в качестве существенных (первичных, вторичных и др.) этиопатогенетических звеньев патологического процесса. Выбор форм, техник и самой методики проведения групповой психотерапии в значительной степени определяется структурно-организационными рамками, в которых она проводится — поликлиника, стационар, санаторий, клубные формы работы и т. д. Решению указанных выше и других сложнейших вопросов теории и практики групповой психотерапии содействуют совместные усилия психотерапевтов разных стран, что становится важным фактором дальнейшего развития психотерапии на современном этапе. ГЛАВА 7 ТИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП Б. БИГО, Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР (В. BIGO, Т. WYSOKINSKA-GASIOR) (ПНР) После второй мировой войны групповая психотерапия стала одним из наиболее популярных психотерапевтических методов. Тогда же возникла необходимость создания для нее теоретической базы и объединения ее с существующей системой понятий, созданной отдельными психотерапевтическими школами для индивидуальной психотерапии. При решении этой проблемы возникли трудности, обусловленные сложным характером групповых явлений, закрытостью и односторонностью теорий о возникновении, развитии и лечении невротических расстройств. Однако в ходе ее решения естественным путем произошло разделение психотерапевтических направлений на отдельные школы с присущими им нормами и концепциями. Другим системным подходом к типологизации групп является их деление ex post, т. е. с точки зрения анализа их функционирования. Здесь будет приведена классификация существующих групп, основанная на выявлении сходств и различий в контексте лечебных факторов. Встречаются попытки делений групп с учетом какой-либо одной существенной особенности, например поставленной цели, используемого метода, стиля ведения или работы группы. На основе экспериментальных исследований и клинической практики, с учетом особенностей или измерений ведутся поиски оптимальной модели функционирования группы. Часто предметом исследований и дискуссий становятся проблемы однородности или неоднородности психотерапевтической группы, закрытости или открытости группы. Многие авторы подразделяют психотерапевтические группы на три типа: психотерапия в группе, психотерапия группы, психотерапия посредством груп- пы [Parloff M., Glassman S., 1977; Petersen P., 1981; Wright Т., 1983]. По мнению M. Parloff, главными при классификации являются два фактора: объект психотерапевтического воздействия и личностные характеристики психотерапевта,>который это воздействие осуще-•ствляет [Yalom I., 1975]. S. Glassman и Т. Wright (1983) выделяют цели группы. Обоснованным является и критерий функции группы в каждой из трех систем. С каждой функцией (группа как фон, как соответствующая цель психотерапевтических манипуляций и как основной инструмент воздействия) связана определенная система отношений, ролей, задач трех основных составляющих психотерапевтической группы — индивида, психотерапевта и коллектива пациентов. Принятие той или иной системы связано с определенным способом понимания сущности человека и его развития, роли среды, концепции возникновения и лечения функциональных расстройств. ПСИХОТЕРАПИЯ В ГРУППЕ При подобном подходе, берущем начало в классической теории психоанализа [Wolf A., Schwartz E., 1962; Rosenbaum M. et al., 1963], группа играет роль фона, контекста, в котором протекает индивидуальная психотерапия пациента. Группе отводится второстепенная роль, хотя не исключается ее благотворное катализирующее воздействие. Вторичность группы по отношению к индивиду вытекает из понимания индивида как существа прежде всего биологического, социальное при таком подходе отступает на второй план. Поэтому авторь^возражают как против преждевременного переноса понятий и конструктов из области индивидуальной психотерапии и социальной психологии, так и манипулирования такими терминами, как «сопротивление группы», «единство группы» и т. п. По их мнению, групповая сплоченность может привести к чрезмерному униформизму и конформизму личности в ущерб ее индивидуальному росту и развитию. Социальное развитие личности и ее возможные нарушения протекают на фоне и в результате отношений со значимыми людьми, поэтому особая роль в этой системе отводится психотерапевту. В связи с этим некоторые авторы говорят об ориентации на психотерапевта [Goldstein A. et al., 1966]. С одной стороны, он является экраном, на который пациент проецирует свое отношение к значимым лицам, с другой—выступает в роли эксперта, знающего законы развития и функционирования личности. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и находятся в процессе пассивного научения. В ходе работы психотерапевта с индивидом пациенты могут делиться своими ощущениями. Психотерапия в группе применяется в психоаналитических группах, использующих трансактный анализ, в группах гештальт и поведенческих, довольно часто значительно отличаясь от классической модели. Цель психотерапии — помочь отдельным участникам изменить свои познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы. Стиль общения имеет «вертикальный» или «триангулярный» характер. В качестве тем групповых занятий предлагается материал по актуальной проблематике или прошедшим событиям. Количество участников составляет от 6 до 8 человек в группе. ПСИХОТЕРАПИЯ ГРУППЫ Функционирование групп подобного типа описал W. Bion [Rioch M., 1970]. При этом подходе, берущем начало в аналитической школе, центр переносится с индивида на группу. Считается, что группа имеет гораздо большее значение, чем индивид. Как полагает W. Bion, каждый человек стремится быть в группе, подобное желание проявляется главным образом в психологическом аспекте, являясь по своему характеру биологическим, инстинктивным. Группа понимается как слепок индивидов, целостное динамичное поле, находящееся в определенных отношениях с окружением. Личность в такой системе не имеет самостоятельной функции. Цель психотерапии заключается в развитии здоровой группы. Психические расстройства являются отражением отклонений, существующих в социальной системе. Участие в здоровой группе предоставляет ее членам позитивные подкрепления и приводит к желаемым переменам. Роль психотерапевта может быть двоякого рода, он выступает с позиции «партнера», поддерживающего «горизонтальный» стиль общения или «постороннего наблюдателя», комментирующего события в группе. Важно выявить груп- повые психологические состояния и механизмы, присущие большинству участников, но не осознаваемые или и внутренне противоречивые, мешающие работе и развитию группы. Осознание происходит с помощью психотерапевта как значимого лица, являющегося не только авторитетом и экспертом, но и «социальным инженером», ответственным за формирование соответствующей «культуры» группы. Отдельные пациенты могут ждать непосредственной помощи, только от группы, и психотерапевт с самого начала соответствующим образом формирует эти надежды, помогает создавать нужные нормы, ищет способы их претворения на практике. Рассматриваемая модель является ядром семейной психотерапии, где семья понимается как социальная система. Она дает хорошие результаты, когда группа работает над решением внегрупповой проблематики, в процессе работы вторично создается упомянутая культура группы. Численность группы от 12 до 15 человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|