Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

КОЛЛЕДЖ АлтГУ

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор ______________________ (О.М. Крайник) «___» ______________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ОП.13 Высокоуровневые методы информатики и программирование

Уровень основной образовательной программы базовый

 

Специальность 09.02.04 Информационные

системы (по отраслям)

Форма обучения очная

Срок освоения ППССЗ 3 г. 10 мес.

Отделение Экономики и ИТ

Барнаул

При разработке программы в основу положены:

1) ФГОС СПО по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования и науки РФ «14» мая 2014 г. № 525.

2) Учебный план, одобрен Ученым советом ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: протокол № 12
от «31» мая 2016 г.

 

Программа рассмотрена на заседании отделения Экономики и информационных технологий: протокол № 8 от «08» июня 2016 г.

Программа одобрена на заседании Совета Колледжа: протокол № 03 от «17» июня 2016 г.

Разработчики:

Преподаватель первой категории   А.Е. Зиновьева

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Высокоуровневые методы информатики и программирование» относится к общепрофессиональным дисциплинам профильного цикла (ОП.13)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

Цель преподавания дисциплины - изучение и применение высокоуровневых методов информатики и программирования в практической деятельности для решения широкого круга задач управления и принятия решений в экономических системах, автоматизации рабочих мест пользователей.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– давать оценку современности состояния и перспективности направлений развития технологий программирования.

– выбирать и применять технологии программирования для решения задач автоматизации производства;

– разрабатывать, отлаживать и тестировать программы для решения прикладных задач по обработке числовой, текстовой и мультимедийной информации с использованием современного интерфейсного оформления;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– законы эволюции программного обеспечения;

– тенденции развития языков и методов программирования;

– современные технологии модульного и объектно-ориентированного программирования;

– основные принципы объектно-ориентированного программирования;

– особенности программирования в оконных операционных средах;

– приемы работы с визуальными средами программирования;

– способы доступа к базам данных;

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

самостоятельной работы обучающегося 27 часов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные работы  
лекции  
контрольные работы *
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
Выполнение творческих и индивидуальных заданий Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы Подготовка к лекционным и лабораторным занятиям  
Итоговая аттестация экзамен

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Высокоуровневые методы информатики и программирование

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Происхождение, история и эволюция методологий программирования.    
Тема 1.Законы эволюции программного обеспечения. Основные методологии и технологии программирования. Содержание учебного материала    
  Законы эволюции программного обеспечения. Основные методологии программирования, характеристика методологий: структурное программирование, объектно-ориентированное программирование, функциональное программирование, логическое программирование. Введение в технологии программирования. Основные понятия и определения. Технология создания ПО. Процесс. Стадия. Технологический подход. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Case-системы. Индустрия искусственного интеллекта. Экспертные системы. 3
Самостоятельная работа обучающихся 1. Происхождение, история и эволюция методологий программирования. 2. История и эволюция технологий программирования. Классификация технологических подходов. Краткая характеристика каждого. Проблемы и перспективы развития технологических подходов. 3. Стандартный набор технологических процессов, основанный на стандарте ISO 12207:1995. Основные процессы (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение). Вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем). Организационные процессы (управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение). Взаимосвязь между процессами.    
Тема 2.Основные понятия технологии программирования Содержание учебного материала    
  Программирование как вид деятельности. Программа как формализованное описание процесса обработки данных. Программное средство. Жизненный цикл программного средства. Основная задача профессионального программирования. Понятие качества программного средства. Характеристики качества программного обеспечения. Элементы языка: алфавит, лексемы, синтаксис и семантика языка. Особенности языков программирования. Характеристики языков программирования: уровень, мощность, концептуальная целостность, надежность, удобочитаемость, полнота, гибкость, мобильность, эффективность. Уровни языков программирования: машинный язык, язык ассемблера, язык высокого уровня. Взаимосвязь уровня и мощности языка. Трансляция программ. Трансляторы: интерпретаторы, компиляторы. Компилируемые и интерпретируемые языки высокого уровня. Выбор языка программирования. Критерии и факторы выбора. Основные понятия и определение системы программирования. Структура современной системы программирования. Классификация систем программирования: по ориентации на поддержку технологических процессов, по категориям, по предоставляемому интерфейсу, по функциональной ориентации в технологическом процессе. Инструментальные системы программирования (инструментальные среды программирования, средства автоматизации разработки программ, интегрированные среды). Типы данных. Базовые структуры алгоритмов: линейный алгоритм, разветвленный алгоритм, циклический алгоритм. Формы представления алгоритма: словесная, блок-схема, псевдокод, программная. Термин задача. Решение задачи. Постановка задачи. Классификация задач: технологические, функциональные. 3
Самостоятельная работа обучающихся 1. История развития языков программирования. Поколения языков программирования. Обзор языков программирования высокого уровня. Классификация языков программирования: по поддерживаемым методологиям, по принадлежности к семействам, по ориентации на предметные области. Проблемы и перспективы развития языков. 2. История возникновения систем программирования. Принципы функционирования систем программирования: функции текстовых редакторов в системах программирования, компилятор как составная часть системы программирования, назначение и функции компоновщика, загрузчики и отладчики, библиотеки подпрограмм как составная часть систем программирования. 3. Понятие алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель алгоритма.    
Лабораторные работы по разделу №1 1. Лабораторная работа № 1. Структура программы на языке программирования высокого уровня. Реализация базовых алгоритмических конструкций на языке программирования высокого уровня 2. Лабораторная работа № 3. Алгоритмы работы со строками и множествами 3. Лабораторная работа № 4. Работа с массивами. Процедуры и функции 4. Лабораторная работа № 5. Файлы    
Контрольная работа по разделу 1 *  
Раздел 2 Программирование в средах современных информационных систем    
Тема 1 Методы проектирования алгоритмов и программ. Содержание учебного материала   3
  Классификация методов проектирования алгоритмов и программ. По степени автоматизации проектных работ: неавтоматизированное (традиционное) проектирование и автоматизированное проектирование (Сase-технология и ее элементы). По принятой методологии процесса разработки различают подходы к построению программ: метод функциональной декомпозиции (структурное проектирование программных средств), информационное моделирование предметной области и связанных с ней приложений, объектно-ориентированное проектирование программных средств. Методы, ориентированные на обработку: модульное программирование, функциональная декомпозиция, проектирование с использованием потока данных, технология структурного анализа проекта.
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Этапы создания программных продуктов при неавтоматизированной разработке программ. Структура программных продуктов.    
Тема 2. Элементы теории модульного программирования. Создание модульных программ. Содержание учебного материала    
  Метод структурного проектирования и программирования: нисходящее проектирование, модульное программирование, структурное программирование. Понятие модуля. Характеристика модуля. Принцип модульного программирования. Общая структура программы на языке программирования высокого уровня. Структура модуля. Заголовок модуля и связь модулей друг с другом. Интерфейсная часть. Исполняемая часть. Инициализирующая часть. Компиляция модулей. Доступ к объявленным в модуле объектам. Стандартные модули. Использование стандартных модулей. Подпрограммы. Процедуры и функции. Формальный параметр. Фактический параметр. Передача параметров. Организация и использование подпрограмм. События. Обработчики событий. 3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Набор стандартных подпрограмм: математические и статистические процедуры и функции, процедуры и функции для работы с датой/временем, процедуры и функции преобразования типов, процедуры и функции для работы со строками и символами.    
Тема 3. Объектно-ориентированное проектирование и программирование. Содержание учебного материала    
  Основные теоретические положения ООП. Три принципа ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Понятия класса, объекта. Свойство. Метод. Событие. Соотношение основных понятий ООП. Объектно-ориентированное проектирование программ. Объектная декомпозиция. Работа с объектами. Создание объектов. Использование объектов. Конструкторы и деструкторы. Методы построения классов. Объектный тип данных. Переменные объектного типа.   3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Этапы реализации объектно-ориентированного подхода. Создание пользовательских интерфейсов. Реализация интерфейсных элементов.    
Тема 4. Особенности программирования в оконных операционных средах. Среда разработки. Система окон разработки. Система меню. Содержание учебного материала    
  Понятие IDE. Структура интегрированной среды разработки. Окно конструктора форм, окно кода программы, окно инспектора объектов. Проводник по коду. Система меню. Панели инструментов. Палитра компонентов. Справочник. Настройка интегрированной среды разработки. Проект. Характеристика проекта. Файл проекта. Файлы формы. Файлы модулей. Файл ресурсов. Параметры проекта. Создание и сохранение нового проекта. Особенности сохранения проектов. Компиляция и выполнение программы. Ошибки компиляции.   3
Самостоятельная работа обучающихся:
  1. Основные стандартные модули, обеспечивающие работу в оконной операционной среде.
   
Тема 5. Основы визуального программирования. Размещение нового компонента. Реакция на события. Компоненты. Использование компонентов. Содержание учебного материала    
  Основы визуального программирования. Определяющие элементы процесса визуализации: визуализируемая модель (окно, форма, диалог), окно инструментов, окно свойств. Принципы визуального программирования. Элементы управления. Проектирование формы. Визуальные и объектные аспекты форм. Архитектура приложения. Разработка приложений. Компонентный подход. Палитра компонентов. Общая характеристика компонентов. Визуальные и невизуальные компоненты. Использование компонентов. Размещение компонентов. Элементы управления. Определение функциональности приложения. Событие и процедура обработки события. Формы. Характеристики формы. Организация взаимодействия окон. Шаблоны форм. Классы для системы меню. Создание интерфейса приложения. Меню, подсказки. Характеристика главного меню. Контекстное меню. Конструктор меню. Компоненты для отображения текста. Ввод и редактирование информации. Общие элементы компонентов редактирования. Работа со списками. Общая характеристика списков. Простой список. Комбинированный список. Особенности комбинированного списка. Работа с кнопками. Стандартная кнопка. Кнопка с рисунком. Кнопка быстрого доступа. Использование переключателей. Переключатель с независимой фиксацией. Переключатель с зависимой фиксацией. Объединение элементов управления.   3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Графические компоненты. Геометрическая фигура. Графический образ. Окно рисования. Рисование при выполнении программы. Поверхность рисования. Анимация.    
Тема 6. Отладка и тестирование программ. Содержание учебного материала    
  Введение в тестирование. Типичные ошибки (синтаксические, логические, времени исполнения). Защита от ошибок. Тест и тестирование. Этапы процесса тестирования. Стратегии тестирования. Подходы к тестированию: сверху вниз, снизу вверх. Отладка. Стандартная техника отладки.   3
Самостоятельная работа обучающихся: -  
Лабораторные работы по разделу №2 1. Лабораторная работа № 1. Изучение стандартных компонентов Lazarus 2. Лабораторная работа № 2. Событийная модель 3. Лабораторная работа № 3. Работа со строками 4. Лабораторная работа № 4. Работа с файловой системой 5. Лабораторная работа № 5. Стандартные элементы управления 6. Лабораторная работа № 6. Работа с графикой 7. Лабораторная работа № 7. Работа с таблицами 8. Лабораторная работа № 8. Разработка собственных классов    
Контрольная работа по разделу 2 *  
Всего: 81 час
           

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...