Анализ результатов эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Цель: Определить динамику уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Провести повторную диагностику уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников; 2. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента; На данном этапе использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ полученных данных представлен в таблице 2 и в гистограмме 2 (приложение 1). Таблица 2. Результаты уровня развития эмоциональной сферы дошкольников
Результаты исследования уровня развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности имеют двое детей (25%), а в контрольной группе детей с высоким уровнем нет – 0%. Средний уровень в экспериментальной группе у пятерых детей (62,5 %), в контрольной группе – у семерых детей (87,5 %). Низкий уровень у детей в экспериментальной группе один (12,5%), и в контрольной группе – у одного ребенка (12,5%). Гистограмма 2. Результаты уровня развития эмоциональной сферы дошкольников
В экспериментальной группе общий уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности у детей стал выше, чем в контрольной группе.
Таким образом, было установлено, что дети в экспериментальной группе более высокие показатели уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. Этому способствовала серьезная работа, проведенная с детьми, состоящая из серии занятий с использованием средств коллективной творческой деятельности. Для сравнения динамики результатов контрольного и констатирующего эксперимента представлены в гистограмме 3.
Гистограмма 3. Уровни развития эмоциональной сферы дошкольников
Таким образом, результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности детей повысился на 25% и составил двое детей (25%). Средний уровень – остался без изменений в количественном отношении, за счет повышения качественного уровня отдельных детей и составил 5 детей (62,5%), низкий уровень уменьшился на 25%, и составил одного ребенка (12,5%). В контрольной группе уровень развития эмоциональной сферы дошкольников претерпел незначительные изменения. Высокий уровень – 0%, средний уровень увеличился на 12,5%, и составил 87,5%, семь детей. Низкий уровень уменьшился на 12,5%, один ребенок (12,5%). Это позволяет сделать вывод о том, что высокий результат уровня развития эмоциональной сферы был достигнут при организации целенаправленной работы на формирующем этапе в экспериментальной группе, апробированию серии занятий, в которых определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. После проведения цикла занятий направленных на эмоциональное развитие старших дошкольников, диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.
В контрольной группе результат уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности знаний изменился незначительно, так как целенаправленная работа с детьми в данном направлении не проводилась. Следовательно, коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольников. Заключение На основе анализа теоретических источников, мы пришли к выводу, что эмоции имеют важнейшее значение для живых существ. Человек знакомый с богатством и разнообразием эмоций, способен правильно оценить окружающую обстановку, управлять своим эмоциональным состоянием, понимать эмоциональное состояние другого человека. Эмоциональность как свойство личности проявляется в детстве, которое является периодом его интенсивного развития. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. Именно поэтому формирование эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно–мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с повышением значимости общения со сверстником. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Задача педагога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, также способствует развитию эмоциональной сферы, творческому развитию. Характерной чертой коллективного творческого дела является особая эмоциональная атмосфера радости общего познания, новых совместных достижений, что уже само по себе объединяет детей. Как показали экспериментальные исследования при помощи системы занятий, с использованием средств КТД успешно развиваются те показатели уровня развития эмоциональной сферы, которые оказались недостаточно развитыми. Следовательно, коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития эмоциональной сферы дошкольников. Таким образом, цель исследования достигнута, а его гипотеза подтверждена. Список использованной литературы
1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975.- №10.- С. 17. 2. Арушанова А. Организация диалогического общения со сверстниками.// Дошкольное воспитание. - 2001.- №5.- С.51-53. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., Педагогика. 1990 4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ. 1976 5. Вежновец И. Программа «развитие эмоциональной сферы» \\ Школьный психолог.- 2005.- №17.- С. 28-32. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967 7. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности \\ Дошкольное воспитание. -2003. - №1.- С. 20-21. 8. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980 9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М, Издательский Дом магистр – Пресс, 1999 10. Иванов Г.И.Формула творчества, или Как научиться изобретать. М., Просвещение, 1994 11. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992 12. Коротова В.М. Методика организации воспитания коллектива. М., Просвещение, 1990 13. Краткий психологический словарь / сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М.,1955 14. Коломенский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986.- №1.- С. 24-25.
15. Коломинский Я.Л., Е. А. Панько Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск, 1997 16. Лаврентьева Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /под ред. Т.В.Лаврентьевой. М., Новая школа, 1996 17. Никифорова Л. Вкус радости, звук страха. // Дошкольное воспитание. – 2004.- №5.- С.77-80. 18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., ВЛАДОС, 1996 19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2001. 20. Сисякина И., Усатова О., Чеснокова В. Учитесь властвовать собой. // Дошкольное воспитание. – 1998.- №4.- С. 14-17. 21. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребенка – дошкольника и их педагогическое оценка в условиях детского сада \\ Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.-С.32-34. 22. Стожарова М. Психологическое здоровье старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. – 2005.-№5.-С.19-21. 23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М., Академия, 2005 24. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., изд-во МГУ,1992 25. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов–на–Дону., Феникс, 2005
Размещено на Allbest.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|