Женщина и мужчина в период зрелости
ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития». Зрелый возраст: o 1 период § мужчины 24-35 лет § женщины 22-35 лет o 2 период § мужчины 36-60 лет § женщины 36-55 лет Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет более четверти века. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться вплоть до глубокой старости, так как для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается в ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам, затем оно стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства и творчества. Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте является целостным процессом, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью. Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору определённой профессии и продолжается всё то время, в течение которого человек занимается выбранным делом.
Духовность как свойство личности является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном обществе, духовность развивается на основе единства морали и религии, которые выполняют охранительную функцию по отношению к обществу. Это двуединое основание духовности прослеживается до настоящего времени. По Эриксону одно из главных достижений ранней взрослости - развитие близости, неотъемлемой части устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Любовь развивается на основе биологических предпосылок, поднимаясь до духовных вершин, когда она одухотворяет поведение человека, изменяет его, усиливает его способности, способствует творческим достижениям. Развитие любви зависит от состояния и опыта и сопровождается активной работой ума и воображения. Для того чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Любовь – это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности обоих. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Однако, выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения – нахождения баланса между свободой и связывания себя обязательствами, между самодостаточностью и взаимозависимостью. Переход к родительству характеризуется: 1) Изменением идентичности и внутренней жизни. К этому относится изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни;
2) Перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях. Когда оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе, в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда; 3)Переменами в ролях и отношениях старшего поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек; 4) Изменениями ролей и отношений вне семьи. Внешние изменения касаются, главным образом матери, так как ей приходится оставить работу, хотя бы на время, чтобы посвятить себя заботам о ребёнке; 5) Новыми родительскими ролями и отношениями. Супруги должны принять на себя новые обязанности, связанные с рождением ребенка; 6) Родительство, с его сложными задачами и требованиями, можно рассматривать в качестве высшей фазы как в индивидуальном развитии матери и отца, так и в развитии пары как системы. На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с новыми проблемами и запросами своих растущих и развивающихся детей, но, кроме того, преодолеть трудности, возникающие в супружеской и семейной системах. Большинство людей среднего возраста поддерживают постоянную связь со своими стареющими родителями. Между взрослыми детьми и их родителями постоянно происходят социальные, эмоциональные и материальные обмены. По мере старения родителей между людьми среднего возраста и старшим поколением постепенно происходит перемена ролей (в частности смена лидерства), однако обязанность ухаживать за родителями приносит не только удовлетворение, но может служить источником стресса. Главной характеристикой кризиса среднего возраста является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной эмоциональной и духовной гибкости. Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, причём женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Социальная роль: o активное включение человека в сферу общественного производства,
o создание семьи, o проявление личной индивидуальности в воспитании детей, творчестве. Кризисы зрелого возраста 1-й середины жизни - 40 лет (Левинсон, Юнг). 40 лет — время важных итогов и вопросов к себе. Экзистенциальный характер (смысло-жизненный характер). Психологические факторы: 1. переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2. осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, неудовлетворенность достигнутым положением; 3. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу (изменение временной перспективы); 4. переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни. 2-кризис отделяет зрелость от старости (наступает за некоторое время до выхода на пенсию): факторы: первое дыхание старости (силы убывают, творчество оскудевает); переживаешь несоответствие планов юности реальным достижениям; переоценка ценностей; временная перспектива.
Женщина и мужчина в период зрелости С точки зрения физиологии увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время — перехода от половой зрелости к угасанию половой функции — называется климактерическим периодом. Женщина в период зрелости переживает время как реальный, постоянно действующий фактор ее жизни, оно в разных вариантах напоминает о своем присутствии, чувство возраста становится одним из глобальных переживаний, влияющим на восприятие границ психической реальности. Переживания, связанные со временем жизни, делают женщину очень уязвимой к признакам прошлого. Ему может придаваться неоправданно большое значение, реальное настоящее обесценивается. Иногда приходится наблюдать сорокалетних женщин, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, нелепые, многочисленные украшения, «странная» одежда и даже манеры). За этими фактами стоит страх перед реальностью, переживание прошлого как сверхценного. Таким женщинам с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в «золотом веке».
Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни. Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.
Самый главный стрессовый фактор этого возраста для мужчины с точки зрения физиологии — импотенция. Суть в том, что такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины после 30-40 лет. Чем старше человек, тем чаще у него происходят подобные сбои. Незнание о закономерном временном снижении потенции может привести к опасным последствиям. Мужчина попадает в ситуацию хронического стресса, сам того не замечая. Воспрепятствовать возникновению острых стрессов, вызванных сексуальной дисгармонией в зрелом возрасте, можно с помощью более полного информирования супругов и большего общения. Этот кризис зрелого возраста вполне преодолеваем. Кроме того, что у подавляющего большинства людей, если вообще не у всех, уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители. Изменения эти, если они не вызваны патологическими процессами, не отражаются резко на здоровье мужчины. Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности. Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении.
С мужчиной происходят те же закономерные изменения, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.
ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития».
Старческий возраст — 75-90 лет
Старческий возрас т – заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы, отдел старость от зрелого возраста условны из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, это помимо ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями: интеллект и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Социальная роль: связана с уходом на пенсию, контакты с коллегами по работе, стремление подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей пожилых выходит потребность в избегании страданий; потребность в автономии и независимости; потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Другая особенность потребностной сферы пожилых людей проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Причиной появления «двойной» потребности является чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное разрастание приводит к возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убеждения стариков в неоспоримой справедливости их позиций и как следствие амбициозности, обидчивости, и нетерпимости к возражениям, регидности, догматизма, мнительности. Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими ведет к снижению эмоционального контроля и произвольности и, как следствие, к постепенной утрате этих навыков, а также к «заострению личностных черт»: переростанию осторожности в подозрительность, бережливость в скупость, а также появлению консерватизма стариков - их безучастного отношения к настоящему и будущему.
Типологии Гизе: 1) старик-негативист, отрицает у себя какие-либо признаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияние и путем наблюдения за изменениями (выросла молодежь, смерть близких, новшества в области техники, социальной жизни); 3) интравертированный тип, характерно острое переживание старости. Человек не проявляет интереса к новому, погружен в воспоминания о прошлом, малоподвижен.
Типология И.Б. Кона: 1) активная, творческая старость (воспитание молодежи); 2) пенсионеры занимаются делами, на которые раньше не было времени: самообразованием, отдыхом; 3) преимущественно женщины - приложение сил в семье, однако удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух, 4) смысл жизни - забота о собственном здоровье.
1) агрессивные старые ворчуны, критикующие все, сплошные претензии; 2) одинокие неудачники, разочаровавшиеся в жизни.
Типология Бромлея: 1) конструктивное отношение к старости, при котором пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее насроение. Самооценка этой группы пожилых людей довольна высока.; 2) отношение зависимости от партнера или от ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от профессиональной деятельности. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внешнюю гармонию, не испытывать ни враждебности, ни страха. 3) Оборонительное отношение - неохотное принятие помощи от других людей, с большой неохотой оставляют свою профессиональную деятельность. 4) Отношение враждебности к окружающим - агрессивны, взрывчаты, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, у таких людей сильный страх смерти; 5) Отношение враждебности к самому себе - пассивны, безропотно принимают то, что посылает им судьба, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|