Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 5. БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайными ситуациями (ЧС) природного и техногенного характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человечекие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на следующие: 1. Чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилось ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее – количество пострадавших), составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей. 2. Чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.
3. Чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородской территории города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей. 4. Чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб. 5. Чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона ЧС территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 500 человек, но не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб. 6. Чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн руб. Чрезвычайные ситуации классифицируют [1]: а) по течению времени: мирного времени, военного времени. б) по характеру источника: техногенные (производственные аварии), природные (стихийные бедствия), биолого-социальные (биологические и социальные бедствия), военные. Чрезвычайные ситуации техногенного характера [2] - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника техногенной ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник техногенной чрезвычайной ситуации – производственные аварии, пожары, взрывы на потенциально опасных объектах). Производственные аварии (ПА) [3] - аварии на объектах экономики (ОЭ), сопровождающиеся повреждением зданий, сооружений, оборудования, технических систем и других элементов производственных комплексов, и, как следствие, полной или частичной остановкой производства, материальными и людскими потерями. Производственный пожар – неконтролируемый процесс горения (интенсивного окисления) веществ, материалов, сопровождающийся материальным ущербом, поражением людей, негативным воздействием на биосферу [4]. Взрывы на ОЭ – чрезвычайно быстрое выделение энергии в ограниченном объеме, связанное с внезапным изменением состояния вещества, сопровождающееся образованием сжатых газов, способных производить механическую работу. На взрывоопасных объектах экономики (ВООЭ) характерны наземные взрывы твердых взрывчатых веществ (ТВВ), взрывы газопаровоздушных смесей (ГПВС) и др. Кроме того, к ЧС техногенного характера относят: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на химически-опасных объектах, аварии на гидротехнических сооружениях. Чрезвычайные ситуации природного характера [5] - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Источник природной чрезвычайной ситуации [6] – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть ЧС. Классификация опасных природных явлений и процессов: а) геологические – землетрясения, извержения вулканов, оползни, горные обвалы, камнепады и др.; б) метеорологические – сильные ветры (бури, шквалы, вихри, смерчи, ураганы), пожары (в населенных пунктах, лесные, торфяные, степные, полевые), сильные дожди, туманы, морозы и др.; в) гидрологические (неморские) – наводнения, сели, снежные лавины, ранние ледоставы и др.;
г) гидрологические (морские) – тропические циклоны, цунами, тайфуны, штормовые нагоны, изменения уровня моря и др.; д) гелиофизические – значительные нарушения условий распространения радиоволн, резкое ухудшение радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве и др. Биолого-социальная чрезвычайная ситуация[7] - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных заболеваний, потерь сельскохозяйственных животных и растений. Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации – особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная ЧС. Биолого-социальные бедствия связаны, главным образом, с массовыми инфекционными заболеваниями людей (эпидемии, пандемии), животных (эпизоотии), растений (эпифитотии), а также с терроризмом, обострением межнациональных отношений и др. Государственная концепция обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. В Российской Федерации накоплен значительный опыт по планированию и проведению комплекса мероприятий по защите населения, территорий и объектов экономики от ЧС различного характера – функционирования системы Российской системы гражданской защиты (гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций) – РСГЗ (ГОЧС) [8]. Основными задачами системы ГОЧС являются: а) обеспечение защиты населения от поражающих воздействий (факторов) ЧС; б) обеспечение устойчивого функционирования отраслей и объектов экономики при ЧС; в) обеспечение ликвидации последствий ЧС. Выполнение перечисленных задач обеспечивается комплексом организационных, технических, экономических и других мероприятий, проводимых:
· до возникновения ЧС – наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС) и обстановкой на потенциально опасных (ПО) объектах экономики, планирование и выполнение целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, обеспечению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС, обучение населения действию в ЧС и др. · при угрозе возникновения ЧС – приведение в полную готовность сил, средств и специальных организаций ГОЧС, выдача персоналу объектов экономики и населению средств индивидуальной защиты (СИЗ), перевод руководящего состава исполнительной власти и объектов экономики на круглосуточное дежурство, проведение (по особому указанию) рассредоточения и эвакуации населения и др. · при возникновении ЧС – анализ (выявление и оценка) складывающейся обстановки, оповещение и укрытие производственного персонала и другого населения в защитных сооружениях с использованием ими (в случае необходимости) СИЗ, проведение неотложных спасательных и восстановительных работ (НСВР) в очагах поражения (зонах заражения) и др. Основные режимы функционирования системы ГОЧС: а) повседневной деятельности – при нормальной обстановке (производственной, радиационной, химической и др.); б) повышенной готовности – при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС; в) чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС. К основным принципам функционирования системы ГОЧС относятся: 1. руководство системой ГОЧС высшими государственными органами и должностными лицами (Президентом РФ, Советом безопасности РФ и др.), при тесном взаимодействии системы ГОЧС с силовыми структурами (МО, МВД, ФСБ и др.) и активном участии в деятельности ГОЧС всего населения РФ; 2. территориально-производственное построение системы ГОЧС при сосредоточении ее основных усилий на наиболее важных территориях (городах) и объектах экономики; 3. использование на всей территории РФ единых команд и сигналов оповещения. Передача команд (для органов управления ГОЧС) и сигналов оповещения (для органов управления ГОЧС и населения) осуществляется на основании решения соответствующих руководителей ГОЧС вне всякой очереди с использованием систем оповещения (СО): федеральных (ФСО) и региональных (РСО) - в РФ и ее регионах (федеральных округах), территориальных (ТСО) и местных (МСО) – в краях, областях, городах, городских и сельских районах, объектовых (ОСО) – на объектах экономики, локальных (ЛСО) – на потенциально опасных объектах. Основные команды системы ГОЧС: «Угроза ЧС», «Угроза нападения противника»и другие передаются текстом или специальным кодом (шифром).
Сигналы оповещения (СО) системы ГОЧС подразделяются на предварительные и исполнительные. Предварительный СО «Внимание Всем! (ВВ)» подается органами управления ГОЧС при непосредственной угрозе возникновения ЧС с использованием сирен и других сигнальных средств. По этому сигналу население должно включить все технические средства информации (телевизоры, радио, репродукторы) и ждать исполнительного сигнала. Исполнительные СО передаются текстом (наименование ЧС, особенности обстановки, порядок действий населения и др.) с двух-трехкратным повторением в течение не более 5 минут. Сигналы оповещения ГОЧС для населения: «Бедствие (Б)» – при непосредственной угрозе или возникновении соответствующей ЧС (землетрясения, пожара, взрыва и др.); «Воздушная тревога (ВТ)» - при непосредственной угрозе воздушного (авиационного, ракетного) нападения противника; «Отбой воздушной тревоги (ОВТ)» – при ликвидации угрозы или состоявшегося нападения противника; «Радиационная опасность (РО)» – при непосредственной (менее 1 часа) угрозе или обнаружении радиоактивного заражения местности, предметов на ней и атмосферного воздуха; «Химическая тревога (ХТ)» – при непосредственной (менее 1 часа) угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения местности, предметов на ней и атмосферного воздуха. По исполнительным СО население должно действовать в соответствии с указаниями в тексте сообщения и планами действий на соответствующий период функционирования ГОЧС. Обучение персонала объекта и населения действиям в чрезвычайных ситуациях. В организациях в соответствии с функциональными обязанностями по ГО руководители, рабочие и служащие и члены их семей условно подразделяются на следующие категории обучаемых: руководящий состав, гражданские организации гражданской обороны, рабочие, служащие и работники сельского хозяйства (не входящие в гражданские организации гражданской обороны), население, не занятое в сфере производства и обслуживания (пенсионеры, домохозяйки), учащиеся и студенты. Планирование подготовки руководящего состава, сил РСЧС, аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей, обучение населения осуществляется на основе следующих руководящих и нормативных документов: Федеральный Закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»; Постановление Правительства РФ № 738 от 24 июня 1995 г. «О порядке подготовке населения в области защиты от ЧС»; организационно-методические указания МЧС России на 2007–2010 годы; организационно-методические или директивные указания соответствующего министерства, ведомства об итогах подготовки по ГО за прошедший год и задачах на новый учебный год; программы подготовки и обучения всех категорий населения; выписки из Плана подготовки ГО Министерства, ведомства и территориального штаба по делам ГО и ЧС; приказ начальника ГО города (района) об итогах и задачах; выписка из Плана комплектования УМЦ и курсов ГО города или учебного заведения повышения квалификации. В соответствии с этими документами и указаниями управления (отдела) ГО города (района), организации разрабатывают документы по планированию обучения. Структура ГОЧС РФ. Силы и средства ГОЧС включает в себя функциональные (ведомственные) и территориальные подсистемы и звенья ГОЧС [8]: а) функциональные подсистемы и звенья ГОЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах (комитетах, ведомствах) и органах федерального подчинения для предотвращения и ликвидации ЧС в сферах их деятельности и порученных им отраслях экономики; б) территориальные подсистемы и звенья ГОЧС создаются органами исполнительной власти субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономий), городов и районов для предотвращения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий. Функциональные и территориальные подсистемы и звенья осуществляют свою деятельность на пяти уровнях: федеральном – на всей территории РФ, региональном – на территории федеральных округов РФ, территориальном – на территории субъектов РФ, местном – на территории городов и районов, объектовом – на территории объектов экономики. Силы и средства ГОЧС. На всех уровнях функционирования система ГОЧС включает в себя следующие основные компоненты. Органы управления (ОУ) ГОЧС: начальники ГОЧС (ГО); заместители начальников ГОЧС (ГО); главные управления (управления, штабы, отделы) ГОЧС; комиссии ГОЧС; службы ГОЧС; пункты управления ГОЧС. Силы ГО ЧС: а) воинские соединения, части и подразделения используются для проведения неотложных спасательных, восстановительных и др. работ в наиболее сложных условиях ЧС в крупных категорированных городах, на радиационных, химических и других ПО объектах экономики; б) гражданские организации (формирования) системы ГОЧС невоенизированные формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе объектов экономики, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой, приборами и имуществом и подготовленные для защиты населения и территорий от ЧС в мирное и военное время. Территориальные формирования ГОЧС создаются в субъектах РФ, местные в городах, городских и сельских районах, объектовые – на объектах экономики. Средства ГОЧС: техника – автомобильная, дорожная, ремонтная и др., приборы – дозиметрические, химические и др., имущество – противогазы, респираторы, шанцевый инструмент, одежда, обувь и др.
5. 2. Защитные мероприятия в чрезвычайных ситуациях
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|