Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее количество академических часов – 120 (теоретических – 48; практических – 72)

Адрес: ул. Кирова, 9; под. 2; оф. 12. Телефон: 8-906-586-1000.

Сайт: www.psi-persona; e - mail: s. v. kochetkova @ yandex. ru

Обучающая программа

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ

В аналитическОЙ психологии»

Ведущая программы Ольга Бабич, к. пс. н., преподаватель психологии, аналитически ориентированный психотерапевт, арт-терапевт, член Воронежского Сообщества аналитической психологии.

АРТ-ТЕРАПИЯ – метод психотерапевтической практики, основанный на использовании клиентами визуальных и пластических средств творческого самовыражения. Через творческий процесс происходит пробуждение души, самовыражение своего истинного «Я», и, в результате, нахождение человеком оптимальных способов решения собственных проблем.

Методы аналитической арт-терапии дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

 

Цель программы овладение теоретическими основами и практическими приемами аналитической арт-терапии.

В итоге вы освоите эффективные арт-терапевтические техники, получите возможность для раскрытия собственных творческих ресурсов.

Обучающая программа включает 7 тематических семинаров

Общее количество академических часов – 120 (теоретических – 48; практических – 72)

Семинар I. «Основы арт-терапевтического процесса» (12 часов)

К.Г. Юнг рассматривал символический язык искусства как наиболее адекватный для выражения содержаний личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный, чем слова. Он верил, что, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, человек способен достичь самоисцеления.

В программе семинара: знакомство с базовыми принципами, возможностями и процессом арт-терапии; освоение базовых арт-техник («Коллаж», «Метафорический автопортрет» и др.).

Семинар II. «Целительная сила воображения. Символ, образ, метафора

в арт-терапевтическом процессе» (12 часов)

Работа с символами подразумевает встречу с теневой стороной своего я. Фигура тени – это, по сути, обратная сторона «Я», где скрыты мощные ресурсы. Образ, Символ и Метафора – это своеобразные ключи в бессознательное, воспользоваться которыми можно только в той степени, в которой наше восприятие к этому готово.

В программе семинара: исследование феноменологии теневой стороны личности; функции образа, символа и метафоры; знакомство с арт-терапевтическими техниками («Каракули», «Монотипия» и др.).

 

Семинар III. Сцены внутренней жизни (12 часов)

Семинар посвящен знакомству с техниками драматизации – использованием театральной игры в арт-терапии. Театр исторически создавался как терапевтическое средство (теория катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно сильным по эмоциональному воздействию.

Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, с психосоматическими симптомами и другими проблемами.

В программе семинара: знакомство с методом драматизации и его основными направлениями: мифодрама, комедия Дель Арте, Плейбэк-театр (импровизированное разыгрывание историй); драматизация с помощью метафорических карт; работа с техникой «Архетипическое амплуа».

Семинар IV (12 часов). «Остановись, мгновенье!» (Основы фототерапии)

 

Несмотря на сравнительно длительное существование искусства фотографии, её применение в психотерапевтических и развивающих целях до настоящего времени является весьма редким. Фотография интегрирует в себе многие виды творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на психику.

В программе семинара: выявление дезадаптивных паттернов поведения и мышления, связанных с заявленной или предполагаемой психологической проблемой; исследование системы отношений, актуализация и осознание внутренних и внешних ресурсов; техники фототерапии «Линия жизни», «Стихии», «Дом».

Семинар V. Трансперсональная арт-терапия (36 часов)

Основными положениями трансперсональной арт-терапии являются следующие: в каждом человеке существует духовное начало, которое связано с коллективным бессознательным (как бесконечный ресурс развития, восстановления целостности); доступ к глубинным слоям бессознательного необходим в экстраординарных в случаях (тяжелая болезнь, кризис, травма, потеря и т.п.); подобный доступ возможен только при условии снятия контроля сознания.

Техниками доступа к глубинным слоям личностного и коллективного бессознательного являются: ведомое и медитативное рисование, мáндалы, архаичные ритуалы и др.

Часть 1. Ведомое и медитативное рисование (12 часов)

В нашей культуре с рисованием (т.е. способностью изображать что-либо на бумаге или холсте) связано большое количество представлений и комплексов. Принято считать, что создавать картины могут только люди, имеющие талант или прошедшие длительное обучение. В обычной жизни мы сначала придумываем идею, а потом рисуем, чтобы передать мысли и чувства. В этой технике не рука идет за мечтой и мыслью, а переживание и мысли идут за рукой. Это то, что может делать абсолютно каждый.

Ведомое рисование – один их самых мощных и наименее известных в России методов арт-терапии, разработанный Центром экзистенциальной психологии в г. Рютте (Германия). Это рисование «рукой», а не «разумом». Ведомое рисование – это возможность посредством существующих в природе «праформ» соприкоснуться с древнейшей мудростью человечества и взять необходимые для себя знания. Такое соприкосновение с коллективным бессознательным – чрезвычайно эффективное средство обогащения своей личности.

Медитативное рисование – это состояние «не ума», т.е. состояние, когда ум отдыхает. В этом состоянии все, что мы делаем, мы делаем «из тела». Медитативный подход позволяет вынести за скобки все представления о клише в художественном творчестве, которые существуют в нашей культуре.

Техники работают с подавленными эмоциями, непрожитыми состояниями и глубинными проблемами; позволяют установить более полную связь между душой и телом, использовать ресурсные зоны своей личности,

В программе семинара: рисование праформ, техники «Путь» и «Архетипические помощники».

Часть 2. Мáндала – путь к себе (12 часов)

Мáндала (циркулярное изображение) является мощным инструментом диагностики и терапии в глубинной психологии. Образ мáндалы ассоциируется с ощущением целостности, знаком изменения и трансформации. Создание мáндалы стимулирует внутренние ресурсы организма, включает механизмы саморегуляции, помогает человеку установить связь с самим собой.

В программе семинара: феномен мáндалы в культурном и психологическом аспектах; диагностические и терапевтические возможности мáндалы; создание и анализ индивидуальных и групповых мáндал; работа с готовыми мáндалами-матрицами.

Часть 3. Символика сновидений(12 часов)

В юнгианской психологии принято верить в мудрость психики, в целительные возможности образов сновидений. Известный исследователь и теоретик Джеймс Хиллман дал точную метафору сновидению – «Дорога с двусторонним движением». В этой метафоре заключен основной, с точки зрения аналитической психологии, диалектичекий процесс, где сознание, исследуя скрытые связи, познает бессознательную психику, а бессознательное использует сознание для самовоплощения в реальной жизни.

Сновидения представляют собой абсолютно четко изложенную мысль. И если мы потратим время на то, чтобы изучить их язык, мы обнаружим, что каждое сновидение представляет собой шедевр символического послания.

В программе семинара: преимущества работы со сновидениями; развитие умения осознавать сновидение, понимать, как сон связан с тем, что происходит в реальной жизни; анализ сновидений.

Семинар VI. «Со сказкой по жизни» (24 часа)

Сказкотерапия является весьма привлекательным вариантом арт-терапии, не имеющим возрастных ограничений, потому что достаточно просто и эффективно помогает в решении широкого круга психологических проблем.

Сказкотерапия – слово нередко вызывающее улыбку, кажущееся делом несерьезным. Однако сказки, мифы, легенды – самый древний способ поддержки и обучения человека с помощью слова. Произведения этого словесного жанра – своеобразный банк жизненных ситуаций, который наиболее полно отражает житейский опыт и духовное наследие, накопленные поколениями наших предков, они не только наставляют и учат, в них заключен огромный психотерапевтический потенциал.

Часть 1. Волшебные сказки (12 часов). Сказка – это метафора жизни в любой ее ипостаси. Волшебная сказка несет в себе зашифрованное послание, которое помогает человеку найти выход из очень сложной ситуации.

В программе семинара: теоретические основы сказкотерапии (виды сказок, структура волшебной сказки, основные персонажи волшебной сказки, мужские и женские сказки-инициации, сказки отношений);авторские сказки и их роль в жизни человека; работа с жизненным сценарием на основе любимой сказки детства.

Часть 2. Персональные сказки (12 часов). Сложилось мнение, что сказку достаточно написать и это уже психотерапия. Процесс сочинения или написания сказки, это всего лишь часть психотерапевтической работы, несомненно, важная часть, но не единственная. Чтобы сказка стала терапевтической, нужно научиться правильно ее использовать, тогда она будет не просто историей, а отличным инструментом в арсенале психолога.

В программе семинара: составление персональных сказок; техники сочинения сказок (абсурдизация, работа со сказочными зачинами, сочинение сказки по метафорическим картам и др.).

 

Семинар VII (12 часов). Сенсомоторный подход в арт-терапии

(работа с глиной и другими пластическими материалами)

Глина обладает огромным терапевтическим потенциалом: благодаря ее уникальным свойствам, психика активно откликается на контакт с данным материалом, открывая доступ к глубинным, несознаваемым переживаниям, часто связанным с довербальным периодом жизни, а также перинатальным опытом.

Являясь одним из самых древних природных материалов, глина обладает уникальными свойствами, аппелирующими к коллективному бессознательному. Архетипический уровень психики задействуется при работе с глиной всегда, что позволяет человеку соприкоснуться со своим истинным центром, начать работу по восстановлению своей целостности, расширить границы своего сознания и восприятия, открыть доступ к мощным, базовым ресурсам психики, хранящимся в коллективном бессознательном.

В программе семинара: психотерапевтические свойства глины и других пластических материалов; особенности работы с психической травмой; техники индивидуальной и групповой психотерапии с использованием глины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...