IX. Тема: «Этика речевого общения «врач – пациент»
ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова «УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ» (на электронном носителе) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИОВАННОМУ КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» Задания для самостоятельной работы Вопросы к лекциям I. Тема: «Культура речи как учебная дисциплина» 1. Что такое культура речи? 2. Что является предметом культуры речи как учебной дисциплины? 3. В чём состоят её основные задачи? 4. Какова главная цель курса культуры речи? 5. Какие аспекты включает культура речи? 6. Что представляет собой нормативный аспект культуры речи? 7. Какие навыки составляют коммуникативный аспект культуры речи? 8. Как можно охарактеризовать этический аспект культуры речи? II. Тема: «Язык и речь» 1. Что такое язык? 2. Что представляют собой неязыковые знаковые системы? 3. В чём состоят функции языка? 4. Какие единицы, уровни, разделы языка вы знаете? 5. Что представляет собой литературный язык и его нелитературные разновидности? 6. Как бы вы определили понятие «литературный язык»? 7. В чём различие между литературным и национальным языком? 8. Что такое речь? III. Тема: «Нормы русского литературного языка» 1. Что такое норма? 2. Какие основные типы норм вы знаете? 3. Как охарактеризовать другие типы норм? IV. Тема: «Разновидности речи» 1. В чем состоят различия между устной и письменной речью? 2. Расскажите о диалоге. а) Что такое диалог? б) Какова его структура? в) Какие есть типы диалогов? 3. Расскажите о монологе. а) Что такое монолог? б) Какова его структура? в) Какие есть типы монологов? 4. Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них.
5. Какие функциональные стили речи вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них. V. Тема: «Научный стиль речи» 1. Назовите сферу общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль речи. 2. Какие экстралингвистические признаки его вы знаете? 3. Какие языковые средства формируют данный функциональный стиль? 4. Назовите речевые жанры языка науки (устная и письменная форма). VI. Тема: «Речевое деловое общение» 1. Что такое коммуникация? 2. Что такое речевая коммуникация? 3. Какова структура речевой коммуникации? 4. Цели речевого общения? (Приведите примеры ближайших и долгосрочных целей). 5. Какие вы знаете роли в процессе речевой коммуникации? 6. Перечислите типы вопросов, охарактеризуйте ситуации их целесообразного применения. 7. Перечислите известные вам тактики преодоления коммуникативных барьеров: • в зависимости от стилевых характеристик участников общения; • в зависимости от психологического типа собеседников; • в зависимости от типа речевого поведения собеседника; 8. Какие факторы влияют на улучшение речевого общения: • умение своевременно задать соответствующий вопрос или сказать определенную • распознавание собеседника по психологическому типу, по типу речевого поведения; • умелое использование вопросов, речевых клише; • соблюдение «золотых правил»;
• соблюдение этики; • умение слушать. 9. Что такое коммуникативные барьеры? 10. Назовите и охарактеризуйте коммуникативные барьеры. 11. Что такое барьер характера? 12. Как проявляются стилевые характеристики участников общения? (Стили говорения и стили 13. Как формируется структура разговора? Как вы понимаете коммуникативный приём 14. Расскажите о роли слушающего, о рефлексивной и нерефлексивной ситуации. Назовите
15. Расскажите о роли слушающего, о рефлексивном и нерефлексивной слушании. Назовите VII. Тема: «Публичное выступление» 1. Что такое публичное выступление? 2. Какова цель публичного выступления? 3. Каковы типовые приёмы разработки текста выступления? 4. Как строится текст публичного выступления? Каков порядок соотнесения основного тезиса 5. Какие аргументы можно использовать в тексте публичного выступления в защиту или 6. Какие виды аргументов целесообразно использовать в своей речи? 7. Каковы правила использования статистических данных? 8. Как следует использовать цитаты? 9. В каком порядке следует расположить аргументы? VIII.Тема: «Нормы в языке медицины» 1. С чем связана особенность соблюдения орфоэпической нормы в медицинских терминах греко-латинского происхождения, оканчивающихся на –ия? 2. В каких словах из медицинской практики часты ошибки при постановке ударения? Приведите примеры. 3. В каких ситуациях общения научные термины следует заменять эквивалентами из разговорной речи? 4. Каковы нормы лексической сочетаемости в языке медицины? Приведите примеры. 5. С чем связаны трудности соблюдения морфологической и синтаксической нормы в языке медицины? Приведите примеры. 6. В чём заключается морфологический принцип правописания медицинских терминов? 7. Каковы трудности в написании медицинских терминах, связанные с правописанием приставок и корней греко-латинского происхождения? 8. Чем объясняется правописание медицинских терминов: со сдвоенными согласными; с безударными гласными; представляющих собой сложные слова? 9. Приведите примеры.
IX. Тема: «Этика речевого общения «врач – пациент» 10. Почему считается, что от культуры речи врача зависит его профессиональная компетентность? 11. Что такое этика? Какие её составляющие вы можете назвать? Что вы понимаете под словами «эмпатия», «толерантность», «деонтология»? Каким русским словом можно заменить совокупность этих понятий? 12. Каковы место и роль речевого этикета в этике коммуникации «врач-пациент»? 13. Что дополнительно вкладывает врач в свою речь, говоря пациенту «Здравствуйте!»?
14. Как следует относиться к рукопожатию? 15. Каковы примеры клише речевого общения на одну из тем: «Просьба», «Приглашение», «Утешение, сочувствие»? 16. В чём принципиальное различие между «авторитетностью» и «авторитарностью»? 17. Какие формы взаимодействия между врачом и пациентом существуют в наше время? 18. Как избежать авторитарности там, где в ней нет необходимости? 19. В чём заключается постулат Г.П. Грайса: «Выражайся ясно, избегай непонятных выражений»? Прокомментируйте/расшифруйте его. 20. В чём заключаются «максимы» из книги Г.П. Грайса «Принципы вежливости»: максима такта; максима великодушия; максима одобрения; максима скромности; максима согласия; максима симпатии? 21. Прокомментируйте/расшифруйте их. 22. Что вы знаете о правилах пространственной организации общения? 23. В каких ситуациях в условиях стационара какие зоны межличностного общения наиболее приемлемы, а какие недопустимы? 24. Каково ваше представление о соблюдении этики в одежде врача?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|