Основные этапы эволюции политической философии Платона.
Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, гос-ве и праве – неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации. Социально-полит. вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги «Государство», «Законы» и «Политик». В них он говорит о модели «идеального», лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей. В данной работе рассматриваются основные положения социально-политических воззрений Платона на примере анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог «Государство». Освещая в своей работе проект идеального, справедливого гос-ва, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, гос-вом и отдельной человеческой душой. 3-м началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в гос-ве 3 схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют 3 сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). По его теории, гос-во возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается в исходном платоновском определении государства: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства».
Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой «человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством». Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: «…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам». Также и воспитание в идеальном гос-ве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены 2-х первых привилегированных сословий; о 3-м же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т.п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов – земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей – подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание. Платон настойчиво выступает за распространение среди населения идеального гос-ва ‹‹благородного вымысла о том, что все они рождены матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут, защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям. Повествуя о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разных ремесленников››.
Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян. Проект идеального гос-ва предусматривает введение для стражей общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: «Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей». Связь мужчины с женщиной, которую Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками «укроют, как положено, в недоступном, тайном месте». Образцом для Платона здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому, ни гос-ву не нужна. Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на гос-во, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания – калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.
Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей 3-го сословия он оставляет на долю властей идеального гос-ва. Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов. Признавая свободу членов всех 3-х сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. В ‹‹Государстве›› исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости. Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон обстоятельно критикует крайности бедности и богатства. Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность - к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности. Основным принципом идеального гос. устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономич., полит. и соц. содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части гос-ва в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из 4-х добродетелей идеального гос-ва.
Истинные философы, поясняет Платон в «Государстве», не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Философов отличает от прочих людей то, что «… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Коренная способность философской натуры – способность к созерцанию, охватывающему всё время и бытие. Проникновение людей третьего сословия в первое и второе и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства: «…государство разрушится, если его будет охранять железный страж или медный». Можно отметить, что концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему – изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что «…переход из одного сословия в другое – величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением». Платон характеризует проектируемое идеальное гос-во как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид гос-ва. Какова же будущность идеального гос-ва, если всё же удастся его создать? Рассматривая эти вопросы, Платон пишет: «Трудно пошатнуть государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению». В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального гос-ва, Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных госуд. форм как круговращения внутри определённого цикла. Платон подытожил собственный социальный опыт, выдвинув закон историч. развития. Согласно этому закону, «всякое социальное изменение есть гниение, распад или вырождение. С точки зрения Платона, это фундамент. Историч. закон составляет часть космич. закона – закона существования всех созданных или порождённых вещей». На смену идеальному аристократическому гос-ву как правильному виду по схеме Платона поочерёдно идут 4 ошибочных и порочных вида. Следствием порчи идеального строя является возникновение частной собственности на землю и дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве устанавливается господство яростного духа – тимократия – власть, основанная на соперничестве и честолюбии. Такое гос-во будет вечно воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое гос-во трансформ. в олигархию (в результате скопления значительного богатства у частных лиц). Это строй, основывающийся на имущественном цензе «у власти стоят там богатые, а бедняки не учувствуют в правлении». Ненависть бедняков к богачам приводит к перевороту в гос-ве и установлению демократии. Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Господство присущих толпе ложных мнений при демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке ценностей: «…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством». Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её продолжение и противоположность – тирания. Тиран добивается власти «…как ставленник народа». Тирания – наихудший вид гос. устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательства. Разоблачение злодеяний тирании относится к числу лучших мест в «Государстве», где платоновская критика тиран. правления крайне остра и выразительна.
Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное гос-во строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта. Платон признаёт, что его проект идеал. гос-ва труден, но вполне возможен. Поскольку Платон создал модель идеал. гос-ва, которого до сиих пор ещё не было, диалог «Государство» включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона – глубокое философское произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего гос. строя, необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего, современного. Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|