Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей.
Содержание Введение 3 1. О стереотипах мужского и женского поведения 5 2. Социально-психологические факторы, определяющие создания молодых семей 7 3. Функции молодой семьи 10 Заключение 16 Список литературы 18
Введение. Молодость трудный период. Личность как бы находится на перепутье. Нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения. А молодая семья? Необходимо приспособиться к привычкам своего партнера, но возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что «перевоспитывать», «переделывать», «переламывать» придет позже - после размолвок с любимым человеком, после понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность, самобытность. Правильные и гибкие взаимоотношения с другими людьми вырабатываются, к великому сожалению, после того, как мы наделаем немало ошибок и нам, в конце концов, придется признать, что поступали опрометчиво, нетактично. Такое осознание со временем приходит, но иногда слишком поздно, когда потерян любимый человек, брак разрушен. В настоящее время молодая семья сталкивается с многочисленными проблемами, решение которых не всегда удается найти. Поэтому многие молодые браки заканчиваются разводом. Поэтому необходимо как можно подробнее рассмотреть причины и пути решения конфликтных ситуаций. Ведь многие, может быть, просто не видят, в чем именно заключается проблема, и как просто ее можно решить, нужно только подтолкнуть человека, и он сам найдет выход из сложившейся ситуации. Сейчас очень много молодых семей разрывают свои отношения, и считаю, что только по этой причине нужно обратить свое внимание на эту проблему.
Актуальность этой темы, на мой взгляд, очевидна. В моей недолгой жизни я стал свидетелем многих молодых неблагополучных молодых семей, конфликты в которых стали привычным делом. Поэтому целью моего реферата является рассмотрение проблем молодой семьи. Для этого нужно подробно разобрать такие вопросы как готовность молодых людей к браку, причин, по которым возникают разногласия в семье и способы решения конфликтов без разрушения брака. Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи. Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» и др.
О стереотипах мужского и женского поведения. Проблема подготовки молодежи к браку многогранна. Когда ее следует проводить? Какими качествами должны обладать девушки и юноши, чтобы стать супругами и родителями? Хотелось бы отметить, что вся жизнь девочки- девушки, мальчика- юноши должна естественно и просто подводить к материнству и отцовству. Если воспитатели всех рангов, начиная от родителей и заканчивая преподавателями вузов, вовремя не выполнили свой долг, молодежь вступает в брак не подготовленной к важнейшим социальным функциям. Молодые супруги неизбежно столкнутся с трудностями, из-за которых может потонуть их «брачный корабль», несмотря на то, что, казалось бы, он надежно скреплен узами взаимной любви, уважения, привязанности.
В период ухаживания, в первый брачный месяц и в дальнейшей супружеской жизни молодые люди должны учитывать особенности поведения своего партнера. Поведение мужчины и женщины имеет свою специфику, свои отличительные черты. Женщина не должна измерять мужчину своими мерками. Психология, характер у мужчин и женщин разные, и это всегда стоит учитывать. Иными словами, существуют стандарты и стереотипы мужского и женского поведения, созданные всем ходом развития человечества. Мужчина и женщина - противоположности, но противоположности взаимодополняющие и в своем сочетании образующие гармонию. Они выступают, прежде всего, как два противоположных пола. Отсюда различия в динамике полового созревания, в физиологических циклах и ритмах. Известно, например, что целый ряд заболеваний характерен только для женщин. Однако в каждом человеке присутствует как мужское, так и женское начало, так как в зачатии плода участвуют как мужские, так и женские половые клетки. Следовательно, у женщин в той или иной мере присутствуют мужские черты, а у мужчин - женские. Поэтому, употребляемые социологами выражения «мужественные женщины» и «женственные мужчины» имеют под собой не только социальную, но и, прежде всего физиологическую природу. Окончательное оформление стереотипов мужского и женского поведения происходит через семейное и общественное воспитание. Стандарты мужского и женского поведения закрепляются в семье, где растет ребенок. Именно родители являются для него первым образцом поведения. Манера общения, особые нюансы матери и отца отпечатываются на психике ребенка. Даже детские игрушки, будь то кукла для девочки или конструктор для мальчика, закрепляют стандарты и поведения полов. То же самое относится и к одежде. В обществе сложились определенные образцы, «модели» мужского и женского поведения. Культура разных народов формировала, так сказать свои различия в женском и мужском поведении. Однако мы часто недооцениваем роль обычаев, народных нравов, моральных норм- этих важнейших регуляторов нашего поведения. А именно они и определяют стереотипы мужского и женского поведения. Женский или мужской стереотип поведения - это сложившийся в ходе культурно- исторического развития стандарт, предписанный общественным мнением и формирующийся в процессе воспитания. Это дает нам основание в определенной мере говорить о культуре мужского и женского поведения, которая характеризует конкретный образ осуществления «в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка».
Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей. Российская молодежь как наиболее мобильная часть общества стремится в полной мере реализовать свой потенциал, полнее интегрироваться в новые экономические и социальные реалии. Говоря сегодня о молодежи, нужно помнить о ее большой разнородности, ведь эта возрастная категория включает и «золотую» часть, и добросовестных студентов и работников в разных сферах экономики, и молодых людей, познавших всю изнанку жизни и не имеющих положительного опыта социализации, а порой и просто не умеющих читать и писать. К этой картине следует добавить алкоголизацию и наркотизацию значительной доли молодежи, а также весьма свободные нравы и лудоманию и компьютерную зависимость – новые социальные болезни. Указанные негативные явления часто свойственны как состоятельным и успешным, так и неблагополучным представителям поколения. Добавив эгоцентризм и желание самореализации, обычно свойственные молодым, мы видим, насколько непросто будет таким людям создать успешные семьи, в которых столь нуждается современная Россия.
Функции молодой семьи Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная. Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи. И для них эта функция может быть признана приоритетной. В то же время семья заинтересована в детях, причем сегодня это скорее не экономическая (дети – гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей в некотором роде неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем в последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек, почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел и обзаводиться детьми не собирался. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется – она распространяется среди супругов детородного возраста, в первую очередь – в молодых семьях. Это вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши», с другой – по высказываниям наших респондентов – нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу: в образовании, работе, повышении квалификации, провождении свободного времени, реализации своих способностей, и, наконец, духовным и морально-нравственным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку. Молодые семьи по этой причине откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще. Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает не столько как институт, сколько как малая группа с характерными для этого образования особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи. Для молодых семей психологическая функция семьи состоит в превращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимной привязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людей становится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелой взаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком, совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи. Во многих зарубежных работах психологическая функция семьи обозначается как «функция психотерапии». Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность самоутверждения, то есть в конечном счете создать базу для развития высшего типа потребностей в самоактуализации и реализации творческого потенциала. Психологическая функция семьи осуществляется через межличностные отношения. В современных социально-психологических исследованиях семьи (А.И. Антонова, А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лада) вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическую солидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный «удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный период и до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка решающую роль начинает играть степень и характер кооперации: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях «традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает весь характер семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия. Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы (например, М.А. Галагузова) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей. Социализация включает в себя задачу воспитания (некоторые авторы воспитательную функцию также выделяют отдельно), но не ограничивается ею. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и культурные базовые ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть. Воспитание ребенка в семье включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношения родителей и детей. Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. В рыночной экономике не просто семья, но домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, определяет себя собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы). На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни. Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр. В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока: · участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов; · распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организации процесса потребления. Для молодой семьи реализация экономической функции является достаточно проблемной. Но не более проблематичной, чем для представителей более старших поколений, поскольку в психологическом плане современные молодые люди уже хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, в значительной степени ориентированы на создание собственного бизнеса, понимают необходимость материальной базы для создания семьи. Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым и пожилым людям). Проблемой для семьи является то, что её члены либо просто не общаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовых вопросов, либо общаются крайне мало. Предметом обсуждения становятся события, но не чувства и мысли друг друга. В молодой семье общение оказывается гораздо более интенсивным. При этом оно имеет не только количественные, но и качественные особенности: молодые супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительную роль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).
Заключение Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи. Проблема организации социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями. Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормального функционирования семьи. Нарушение процессов функционирования ведет в конечном счете к неблагополучию в семье любого типа (семье пожилых супругов, неполной семье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия как для самой этой семьи, так и для государства и общества. Последнее достаточно очевидно, поскольку социально-экономическое положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций –репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается на демографической ситуации в стране. Социально-демографическая политика государства должна быть ориентирована в первую очередь именно на молодые семьи. Заметим, что готовность к рождению второго, а тем более третьего ребенка в семье зависит от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась после рождения первенца. Да и само появление первенца является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.
Список литературы 1. Лисовский В.Г. (2007) Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование.). СПб.: Наука.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|