Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии




 

Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется «философией классической Греции» и которая является основой всей европейской философии.

Аристотелем было сделано много ценного и важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя не отделена резкой границей от первой философии. Физика Аристотеля - это не физика в современном понимании, а те же общефилософские вопросы, но тесно связанные с пониманием природы, т.е. натурфилософия. Т.е. конкретно-научная методология Аристотеля-физика определялась методологическими взглядами Аристотеля-философа.

Осознание роли метода и разработка исторически первого его варианта позволили Аристотелю построить оригинальную физическую картину мира, впервые реализовать идею науки о природе.

Аристотель впервые создал систему философии как всеобъемлющей энциклопедической науки. Он впервые отделил собственно философское знание (первую философию или метафизику) от частно-научного или конкретно-научного знания.

Его «Метафизика» – одно из главных философских произведений во всей истории мировой философии.

Аристотель отталкивается от платоновского учения об эйдосе как общей сущности вещи. Однако он не соглашается с тем, что сущность вещи существует сама по себе вне самой вещи, и критикует Платона за ненужное удвоение мира.

Он помещает сущность вещи в саму отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, и понимает эту сущность как процесс целенаправленного формирования, как деятельность, как «энергию».

Вещь может полностью реализовать свою идею, или сущность, свою «форму». Поэтому истинно сущее бытие для Аристотеля – это отдельная чувственно воспринимаемая вещь, «первое сущее», в котором нераздельно слиты его материя и его «идея» (форма).

«Материя» Аристотеля – это всего лишь возможность вещи, действительность которой дает форма. Все вещи в мире различаются степенью полноты реализации своей цели и формы, их можно сравнивать по степеням совершенства.

Космос – вечная и неподвижная иерархия степеней совершенства, в которой есть «верх» и «низ», т.е. первая материя (чистая возможность) и чистая форма, или абсолютная актуальность – «божественное» начало в мире.

Все последующие мыслители, и прежде всего средневековые, строили свои методологические концепции конкретно-научного уровня подобным же образом.

С тех пор развитие физики определяется стремлением человека всё полнее и глубже воплотить эту идею в жизнь, причем общая методологическая установка Аристотеля присутствовала в умах физиков и последующих эпох.

Так, «очки» современной физики – это, прежде всего, принципы симметрии, к которым относятся закон сохранения энергии (симметрия времени), законы сохранения импульса и момента импульса (симметрии пространства), принцип относительности (симметрия в смысле равноправия инерциальных систем отсчета) и т.д.

На развитие европейской философии Аристотель оказал такое ж влияние, как все философы античности вместе взятые.

Он создал и отшлифовал той стиль мышления, который получил название аристотелизма, и который постоянно доминировал и до настоящего времени доминирует в европейской культуре, философии и науке.

Его учение, в котором он стремится связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, допускает и последовательно материалистическое, и объективно-идеалистическое истолкование.

Материалистическая переработка началась в его школе уже Страбоном и привела в арабской философии Авиценны и Аверроэса к материалистическому пантеизму.

Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Аристотель производит разделение основных видов философских проблем, легшее в основу деления на этику, физику и логику, ставшего для европейской философии классическим: «...имеется три вида положений и проблем, а именно: одни положения, касающиеся нравственности, другие — природы, третьи — построенные на рассуждении».

Таким образом, благодаря Аристотелю европейская философия в рамках платоновской школы приобретает ту дисциплинарную расчлененность, методическую разработанность и полноту, которые обеспечили в дальнейшем ее устойчивое школьное функционирование.

Аристотель внёс выдающийся вклад в создание и развитие ряда конкретных наук, в том числе логики, психологии, риторики, эстетики, политики, как теории государства и др.

Его учение охватило все области тогдашнего научного знания и представляет собой высшую точку в развитии античного творческого систематического мышления.

Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.

Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до Р.Х.

 

Заключение

 

Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии.

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов.

Аристотель разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта. Имел огромное влияние на все последующее развитие философской мысли.

Благодаря арабским ученым взгляды Аристотеля проникли в средневековую Европу и повсеместно были приняты на веру вплоть до научной революции середины XVI в., которая поставила их под сомнение.

Огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки - очевиден, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

 


Список использованной литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.

2. Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада/ Под ред. В.В. Мшвениерадзе. М., 2003.

4. Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

5. В.Г. Афанасьев "Основы философских знаний", Москва, "Мысль", 1997 г.

6. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение в философию", Москва – 1990 г.

7. Салыгин Е.Н. Теоретические тенденции современной философии. //Общественные науки и современность. 2006.- № 11.- С.13-14.

8. Тихомиров Ю.А. Основные философские концепции // Государство и право. 2003.- № 4.- С.23-24.

9. Костюк В.Н. История философских учений. М.: "Центр", 2000.

10. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991.

11. Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 1998.

12. Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. – №3. – 1994.

13. Спиркин А.С. Философия. М., 2001

14. Философия. Учебник. / под ред. Кохановского. Ростов-на-Дону. 1991.

15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...