Методические указания по выполнению задания
Управление запасами с применением анализа АВС и XYZ Цель занятия — приобретение практических навыков в дифференциации объектов управления в логистике. В целях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения затрат на их содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента. Торговый ассортимент фирмы, годовые и квартальные объемы продаж по отдельным позициям представлены в таблице 1. Норма запаса, установленная в компании, составляет 20 дней. Число рабочих дней в году составляет в компании 330 дней. Задание 1. Дифференцировать ассортимент по методу АВС Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. Порядок проведения анализа АВС: Формулирование цели анализа ß Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС ß Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления ß Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку ß Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака ß Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С ß Построения кривой АВС Таблица 1 Исходные данные для проведения анализа АВС и анализа XYZ, тыс. руб.
Методические указания по выполнению задания 1. Сформулировать цель анализа АВС, указать объект и признак, по которому намечено провести разделение ассортимента.
2. Рассчитать с помощью калькулятора или Microsoft Excel долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса. Результат внести в графу 3 табл. 2. 3. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 5 и 6 табл. 2. 4. На миллиметровой бумаге либо с помощью Microsoft Excel построить кривую АВС.
Рис. 1. Кривая АВС-анализа
5. Предложить разделение анализируемого ассортимента на группы А, В и С. Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом: • в группу А включают 20% позиций упорядочение списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 табл. 2 находится на первом месте). • в группу В включают следующие 30% позиций • в группу С включают оставшиеся 50% позиций (нижняя половина графы 5 табл. 2)[*]. Таблица 2. АВС- и XYZ-анализ
Задание 2. Дифференцировать ассортимент по методу XYZ Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (n) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости: Порядок проведения анализа XYZ: Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента ß Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации ß Построения кривой XYZ ß Разделение совокупности объектов управления на три группы: группаX, группа Y и группа Z Методические указания по выполнению задания 1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (n). Результат внести в графу 4 таблицы 2:
где – i -е значение спроса по оцениваемой позиции; – среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции; n – число кварталов, за которые произведена оценка. 2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 таблицы 2. 3. На миллиметровой бумаге либо с помощью Microsoft Excel построить кривую XYZ (рис. 2).
Рис. 2. Кривая XYZ-анализа
4. Разделить анализируемый ассортимент на группы Х, Y и Z. В общем случае выбор алгоритма разделения рекомендуется осуществлять с учетом замечания, сделанного в сноске к пункту 5 задания 1. В рамках данной задачи алгоритм разделения предлагается в табл. 3. Таблица 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|