Гарантии права работника на охрану труда
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда
Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области. Большинство существовавших документов по охране труда не предусматривалось четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности всех участников производственного процесса в области охраны труда, начиная от рабочего и кончая работодателем. Не было актов, за исключением Кодекса законов о Труде Российской Федерации, в которых законодательно были бы обозначены вопросы охраны труда. Необходимо было установить законодательно гарантии осуществления права работников на охрану труда, добиться обеспечения единого порядка регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, между государством и предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. Следовало также определить приоритеты государственной политики в области охраны труда, объединить действия органов законодательной и исполнительной власти. Поэтому назрела острая необходимость разработки законодательного акта, в котором были бы прописаны эти проблемы. 6 августа 1993 года были приняты, а с 1 сентября 1993 года введены в действие Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (в дальнейшем Основы). Это первый в истории нашей страны законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права. И хотя Основы не являются актом прямого действия, для реализации многих статей требуется разработать дополнительно нормативные правовые акты, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Основы состоят из четырех глав (Общие положения, Гарантии права работника на охрану труда, Обеспечение охраны труда и Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда), определяющих главные направления в политике охраны труда как в целом в стране, так и непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие охраны труда приведенное в Основах, по существу раскрывает главные направления в обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, то есть система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, так и связи с ней. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда, как еще нередко делается, с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда – это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими. Это понятие значительно отличается от определения, приведенного в ГОСТ 12.002-80 «ССВТ. Термины и определения».
До принятия Основ в России, как уже сказано выше, не было законодательных актов, которые специально и напрямую направлены на охрану труда. В Кодексе законов о труде имеется около 30 статей, посвященных организации работы по охране труда, предоставлению компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, осуществлению государственного надзора и общественного контроля, ответственности за нарушения законодательства о труде, но они не в полной мере регулируют взаимоотношения работников и работодателей в новых условиях хозяйствования, не устанавливают гарантии реализации права работников на охрану труда. Согласно этой статьи 2 действие Основ распространяются на организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Действие Основ распространяется также на работодателей (к сожалению, в Основах не приведено определение этого понятия), на работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях. Впервые законодательно (а не различными положениями, как раньше) закреплено, что действие законодательства об охране труда распространяется также на студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях, то есть лишение свободы не лишает права на охрану труда и виновные в нарушении требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда несут ответственность на общих основаниях. Законодательство об охране труда Российской Федерации распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В Основах (статья 3) законодатель определил, что государственная политика предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб, федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, федеральных органов надзора) постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 года №238 образована Межведомственная комиссия по охране труда (далее – Комиссия), в состав которой вошли руководители ряда министерств и ведомств Российской Федерации. Постановлением Правительства от 11 июля 1994 года №838 дополнительно введены в ее состав представители объединений профессиональных союзов и работодателей. Председателем Комиссии является Министр труда Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов, предпринимателей и организациями. Основными задачами являются: - разработка предложений по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия министерств и ведомств, объединений профсоюзов и предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - подготовка нормативных правовых актов по охране труда; - определение при разработке федеральных программ приоритетных направлений работы по охране труда и др. В статье 3 Основ законодатель также, достаточно точно, определили направления государственной политики в области охраны труда. По существу приведена концепция деятельности государства по охране труда. Одним из важнейших направлений является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организаций.
В рамках реализации основных направлений Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации принят ряд важных нормативных правовых актов, крайне необходимых для переходного периода, то есть для периода формирования рыночной экономики и соответствующих ей трудовых отношений. Так для осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых по охране труда Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года №850 образована Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года №1504 утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве Российской Федерации (Рострудинспекции). Для реализации направления о государственном управлении деятельностью в области охраны труда принят Государственной Думой 14 июня 1995 года и 18 июля 1995 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР». Второй статьей этого Федерального Закона государственное управление охраной труда возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, т.е. Минтруд России и территориальные органы по труду осуществляют в настоящее время государственное управление охраной труда в Российской Федерации. Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление №937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации», которым установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Подобных решений на правительственном уровне на в Советском Союзе, ни в России не было.
Постановлением также поручено Минтруду России обеспечить формирование банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда и утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Этим перечнем установлены наименование видов нормативных правовых актов, их сокращенное название и органы, утверждающие такие документы, что позволит устранить произвольное наименование таких актов. Согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации и других документов следует выделить виды нормативных правовых актов по охране труда. 1. Стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ССБТ): - государственные стандарты – ГОСТ; - отраслевые стандарты – ОСТ; - стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других общественных объединений) – СТП; - стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений) – СТО. 2. Санитарные правила и нормы: - санитарные нормы – СН; - санитарные правила – СП; - гигиенические нормативы – ГН; - санитарные правила и нормы – СаНПиН. 3. Правила по охране труда – ПОТ (межотраслевые и отраслевые). 4. Правила устройства и безопасной эксплуатации – ПУБЭ. 5. Правила безопасности – ПБ (пожарной, взрыво-, электро-, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической). 6. Правила защиты – ПЗ (например правила защиты от статического электричества). 7. Строительные нормы и правила – СНиП. 8. Инструкция по охране труда: - типовая отраслевая инструкция по охране труда – ТОИ; - инструкция по охране труда для работников – ИОТР. 9. Организационно-методические документы (межотраслевые и отраслевые): - положения – П; - методические указания – МУ; - рекомендации – Р.
В целях реализации направления государственной политики в области охраны труда об обязательном расследовании каждого несчастного случая на производстве Правительство Российской Федерации своим постановлением от 3 июня 1995 года №558 утвердило Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, а Минтруд России утвердил форму сообщения о групповом несчастном (несчастном случае с возможным инвалидным исходом, несчастном случае со смертельным исходом), форму Журнала регистрации несчастных случаев на производстве, форму Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и Порядок заполнения акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (постановление Министерства труда Российской Федерации от 1 августа 1995 года №44). Новое Положение, которое введено в действие с 1 августа 1995 года, заменило собой постановление Президиума ВЦСПС и Госрпроматомнадзора СССР от 17 августа 1989 года №8-12 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Правительство Российской Федерации поручило Минтруду России давать необходимые разъяснения по применению нового Положения, которые будут иметь обязательный характер для всех организаций. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составление акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда. Государственный инспектор по охране труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование несчастного случая независимо от срока давности его происшествия. По результатам расследования составляется заключение, которое является обязательным для работодателя и может быть обжаловано в органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или суд. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Основы предусматривают обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателей. В настоящее время эти вопросы регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в основном Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, среди них: - инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 24 мая 1983 года №100/п-9); - перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с вредными условиями труда (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1); - правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 года № 4/П-1); - инструкция о порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда (утверждена постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 декабря 1987 года № 731/П-13).
Основы устанавливают компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Порядок предоставления тех или иных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда также регулируется нормативными документами разработанными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС: - список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октяюря 1974 года № 298/П-22); - инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 369/П-16).
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 123 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством».
Глава II
ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА
В Основах законодательно определены конкретные права работника на охрану труда, которые дополняют трудовые права работников, определенные статьями 2, 25, 108, 129, статьями Х КЗоТ Российской Федерации. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья. Работник имеет право отказаться от каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности. Многие права работников изложенные в Основах должны быть заложены при оформлении трудовых отношения с работодателем. Порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником определен статьей 15 КЗоТ Российской Федерации, в соответствии с которой между указанными сторонами заключается трудовой договор (контракт).
Глава III
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Основами предусматривается целый комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом в стране, так и в организациях. Длительное время охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. Была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат. Кроме того существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали влияние на подведомственные предприятия и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. Отдел или Управление охраны труда, велись научные разработки в области охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами. Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли структурные преобразования в нашем обществе, появились новые виды собственности и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования. Основами предусмотрено создание двух органов, занимающихся охраной труда – орган государственного управления и федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации – министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда». Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда. Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях изложены в статье 8 Основ. В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства. Для реализации требований статьи 8 Основ постановлением Министерства труда Российской Федерации 30 января 1995 года №6 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны в организации и разработан примерный договор на проведение работ по охране труда, который был разослан на места письмом от 16 ноября 1994 года № 2207 – КВ. Этой статье Основ также в целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предусматривается создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда, в состав которых на паритетной основе (т.е. равного представительства) входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива. Опыт западных стран показывает, что путем сотрудничества сторон рынка труда в комитетах по охране труда можно решать практически все вопросы условий труда и обеспечения его безопасности, так как решения этих органов обязательны как для работодателя, так и для работников. Используя этот опыт, Министерство труда Российской Федерации постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Органами по труду субъектов Российской Федерации предложено оказать предприятиям необходимую помощь по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий). Очень важно отметить, что в статье 8 Основ имеется запись о том, что ответственность за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя. Поэтому в статье 9 Основ достаточно подробно раскрыты обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации, должное выполнение которых позволит созданию безопасных и здоровых условий труда для работников. Обязанности работника (статья 10 Основ) значительно меньше, но играют важную роль в обеспечении безопасности его труда и они несколько шире обязанностей, указанных в КЗоТ Российской Федерации (статья 145). Значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее, чем на 30 процентов. Не случайно Основами (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Предусмотрено также, что государство должно обеспечивать подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда должны включаться также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования (статья 15 Основ). В условиях рыночной экономики никакие меры организационного характера в системе управления охраной труда не могут обеспечить необходимых результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. Мы в отличие от других стран не умеем оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями труда и высоким уровнем производственного травматизма. В этом главная причина недооценки значения охраны труда практически по всей вероятности властных структур. Именно поэтому затягивается решение многих вопросов, связанных с реализацией Основ, в том числе не решаются вопросы финансирования охраны труда в том порядке, который предусмотрен статьей 17 Основ. В условиях рыночной экономики управление охраной труда без применения экономических рычагов невозможно. Необходимо разработать и ввести в действие такой экономический механизм, который бы постоянно побуждал работодателя заниматься вопросами создания здоровых и безопасных условий труда, повышения культуры производства. Создание такого механизма предполагает разработку в ближайшее время целого ряда законодательных и нормативных правовых актов, в том числе с учетом положений 18-22 Основ. Насущной задачей сейчас является создание федерального и территориальных фондов охраны труда (статья 17 Основ). В странах Европейского Союза такие фонды давно существуют и пользуются большой поддержкой правительств.
Глава IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|