Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №5.
Каждый год в сентябре в группах для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями логопедом проводится обследование речи, а воспитателями — психолого-педагогическое обследование детей. В речевом уголке появляется объявление о том, что в течение ближайшей недели родители в удобное для них время приглашаются для беседы с логопедом. Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями, играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Логопед слушает, записывает, задает вопросы. Заметим, что родители не всегда правильно представляют уровень знаний ребенка, обнаруживаемый им в процессе обследования. В конце сентября — начале октября проводится собрание родителей, на котором их знакомят с результатами обследования. Логопед говорит об ошибках речи, характерных для всех детей. Затем с каждым присутствующим ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично; ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на собрание или консультацию приходят и отец и мать. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, воспитатели, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу года он будет подготовлен к усвоению школьной программы. Раз в месяц логопед проводит консультации для родителей, темы которых могут быть следующими:
Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой моторики. Выполнение домашнего задания. Развитие мышления. Работа над сказками. Работа с книгой. Речевые игры дома. Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях. К каждой консультации готовится специальное оборудование. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики. К теме «Выполнение домашнего задания» — то, что должно быть в домашнем уголке ребенка: стол, азбука для шестилеток, кассы букв и цифр, настольное зеркало, звуковая линейка, цветные и простые карандаши, краски, клей, цветные стержни, линейка, ножницы, альбом, тетради, счетные палочки, картинки, книги. Приглашаются все родители. Консультация происходит с 17 до 18.30. Те, кому это время неудобно, могут прийти на другой день в 8 ч утра. Консультация проводится с группой родителей в 3—5 человек и длится 15 мин. В рабочем порядке проводятся консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы. Для родителей даются открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. После посещения таких занятий у родителей возникают вопросы. Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность. С большим вниманием родители знакомятся с материалами «речевого уголка», где помещаются советы, консультации логопедов и других специалистов, вырезки из газет и журналов. Назовем примерные темы, которые здесь освещаются.
Комплексы артикуляционной гимнастики. Обогащение словаря ребенка. Развитие речи. Ребенок учится говорить. Развитие фонематического восприятия. Пальцы помогают говорить. Хорошо ли быть левшой? Изучение речевой готовности к школе. За партой дошкольник. Правильный прикус. Что такое уздечка языка? В семье появился ребенок. «Мы — чуткое эхо друг друга». Дети пьющих родителей. Тут же, на стенде, можно видеть задания, которые следует использовать, занимаясь с детьми словарной работой. Родители заботятся о том, чтобы к моменту поступления в школу ребенок овладел определенными умениями. Но обычно усилия направлены главным образом на то, чтобы ребенок научился читать. Это умение действительно необходимо при поступлении в школу, но, кроме того, у будущего школьника должны быть развиты элементарные математические представления, память, внимание, мышление, конструктивная деятельность, общая и мелкая моторика. Родителям следует делать все возможное для формирования способностей ребенка. Открытое фронтальное занятие — это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Но вместе с тем это экзамен и для родителей. Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот на этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка. В конце учебного года в подготовительной группе проводится итоговое фронтальное занятие, на которое приглашаются родители. Ниже помещаем примерный план такого занятия: Организация группы. Развитие фонематического восприятия. а) Прослушать слоги (например: на-но-ну и т. д.). Найти звук, который повторяется в каждом из них (н). Найти картинку с предметом, название которого начинается на этот звук (ножницы). б) Цепочка слов. в) Определить место звука в слове. г) Словесные инструкции: Взять карандаш, цвет которого начинается на звук к. Отдать тому, у кого фамилия начинается на этот звук. Взять в игровом уголке предмет на звук к красного цвета и положи Схемы слов.
Образование множественного числа существительных. Назвать слова, отвечающие на вопрос кто это? Назвать слова, отвечающие на вопрос что это? Назвать сложные слова. Классификация предметов. Работа с наборными кассами мал — малы — малыш — малышка; сам—сом — лом — ком; сон — сын—сыр — сор — сок — сук — лук — лак — мак — мал — мыл — рыл; марка — маска — каска—кашка — кошка — мошка—мышка — мушка — пушка — сушка — сумка. Сказка про овощи. Работа с предложениями (правила написания предложения). Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Подведение итогов занятия. Цель занятия — показать знания детей, их умение переключаться, готовность детей к школе. Отсутствие определенной темы оправдывает многообразие форм и методов работы. Нагрузка и темп работы максимальные. К этому времени дети уже умеют быть внимательными на занятиях, легко переключаются с одного вида работы, на другой, понимают и выполняют словесную инструкцию с первого предъявления, делают свою работу быстро и бесшумно, слушают ответы товарищей, умеют работать с раздаточным материалом, отвечать у доски, правильно произносить все звуки, грамматически верно строить предложения. В подготовительной группе у нас существует тетрадь для домашних заданий. Тетрадь выдается в пятницу, в понедельник дети ее возвращают. Она содержит материал, на котором отрабатывается произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, скороговорки, загадки, рассказы), грамматически правильная речь, словарь, там же даются упражнения, развивающие мелкую моторику, и т. д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми. Таким образом дети подготавливаются к их выполнению. Однако дети по-разному относятся к работе, которую приходится выполнять дома. Один охотно ее делает, достаточно только, родителям прочитать задание. С другим надо сесть рядом, помочь ему приняться за упражнения. Родители должны видеть, как относится их ребенок к занятиям - старается он или ему все равно; аккуратен он или небрежен; помнит ли он, что ему в понедельник надо сдавать тетрадь, или это заботит только родителей.
К ребенку, который не хочет заниматься, выполняет задания небрежно, не бережет тетрадь, следует относиться особенно внимательно и терпеливо. Тут надо ловить и поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы. Еще раз подчеркнем, что только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач, дает основания рассчитывать на положительные результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|