Конституционные основы местного самоуправления
Правовые основы местного самоуправления
Понятие и состав правовой базы местного самоуправления
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (рис. 1.)
Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.
Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.
Конституционные основы местного самоуправления
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в табл. 1.
Предмет регулирования
| Статьи
| Содержание конституционных норм
|
Глава 1. Основы конституционного строя
|
Статус местного самоуправления
| п. 2
ст. 3
| Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления
|
ст. 12
| В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
|
Муниципальная собственность
| п.2 ст. 8
| В РФ признается и защищается муниципальная собственность
|
п.2 ст. 9
| В муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы
|
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
|
Основные права и свободы
| ст. 18
| Определяют деятельность органов местного самоуправления
|
п.2 ст. 24
| Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно за- трагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом
|
п. 2
ст. 32
| Право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
|
ст. 33
| Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления
|
Право на жилище
| п.2 ст. 40
| Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище
|
п. 3
ст. 40
| Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из муниципальных жилищных фондов
|
Право на медицинскую помощь
| п.1 ст. 41
| Бесплатная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здраво- охранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений
|
Право на образование
| п. 2
ст. 43
| Общедоступное и бесплатное дош- кольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях
|
п. 3
ст. 43
| Бесплатное высшее образование в муниципальном образовательном учреждении на конкурсной основе
|
Глава 3. Федеральное устройство
|
Установление принципов организации местного самоуправления
| пп. "н" п. 1
ст. 72
| Установление общих принципов организации местного самоуправле- ния отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации
|
Глава 8. Местное самоуправление
|
Сфера деятельности
| п. 1
ст. 130
| Обеспечивает самостоятельное реше- ние населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
|
Форма осуществления
| п. 2
ст. 130
| Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления
|
Территории
| п. 1,
п. 2
ст. 131
| Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправ- ление, допускается с учетом мнения населения
|
Структура
органов
| п. 1
ст. 131
| Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
|
Задачи и функции
| п. 1
ст. 132
| Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муници- пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения
|
Выполнение
государственных полномочий
| п. 2
ст. 132
| Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке наделяться отдельными государст- венными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству
|
Гарантии прав
| ст. 133
| Местное самоуправление гарантиру- ется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами
|
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: