Святитель Кирилл, епископ Туровский
ТЕМА: ТУРОВСКИЙ АРХЕОЛОГО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ
ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с памятниками археологии и архитектуры древнего г. Турова. ЗАДАЧИ: 1) Развитие навыков анализа памятников археологии и архитектуры г. Турова. 2) Формирование знаний и умений о деятельности Туровского краеведческого музея.. 3) Воспитание эстетического вкуса через ознакомление учащихся с историко-культурным наследием страны. ТИП УРОКА: Комбинированный ФОРМА: урок импровизация СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов обучения. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: иллюстративный, словесный, проблемно-поисковый. ОБОРУДОВАНИЕ: план-конспект. ВРЕМЯ: 90 мин.
СТРУКТУРА УРОКА: 1. Организационный момент.
Домашнее задание: повтор пройденного материала.
Конспект урока
1. Городище и селище древнего Турова. История Турова. Деятельность К. Туровского. 2. Туровская башня - памятник оборонительной архитектуры 2-й половины XIII в. Туровский храм Всех Святых. 3. Туровские кресты XII как символы веры и предмет религиозного поклонения. 4. Археологическая и нумизматическая коллекции Туровского краеведческого музея. 5. Памятники археологии и архитектуры г. Туров. 1. Городище и селище древнего Турова История Турова. Деятельность К. Туровского.
Туров –г ород в Житковичском районе Гомельской области расположен в 25 км от райцентра. Связан автодорогами с Давид-Городком, Житковичам и Лельчицами.
Туров — самый древний город на территории расселения восточнославянского племени дреговичей. Конец X ст. ознаменован возникновением Туровского княжества. Первое упоминание в исторических летописях об этом городе, который находится в самом сердце белорусского Полесья, относится к 980 году. Тогда же здесь начинают возводить оборонные укрепления на Замковой горе. Этимология происхождения «Туров» Наличие корневой основы «тур». Этот древнейший в славянских языках корень может анализироваться в разных аспектах – историческом, лингвокультурологическом и даже мифологическом.У всех носителей фамилий Тур, Турок, Туров, Турков был далекий предок, имевший языческое имя Тур. Это имя, встречавшееся еще в XYI–XYII веках, символизировало силу, мощь, здоровье, а в более древние времена – еще магию и власть. Посредством данного имени его носитель становился под защиту и покровительство дикого быка-тура. Этот зверь водился в прошлом не только в лесостепи, но и в глухих лесах, причем любил места, изобиловавшие водой, в частности, болотистые полесские просторы. Тур имел темно-бурую и черную окраску, отличался от домашнего быка большой величиной, мускулистым сложением, высотой в холке, длиной ног, быстротой и легкостью в беге. Это было стройное животное с относительно легким торсом и узкой головой с широко расходящимися длинными рогами. Тур был бесстрашен, не сворачивал с дороги перед охотниками, быстро приходил в ярость. Мощь его была такова, что он легко поднимал на рога коня вместе с всадником. Бык-тур считался священным животным до тех пор, пока не угасли языческие верования и не возобладало христианство. Но даже и тогда этот зверь продолжал оставаться символом – на этот раз новых святых, в частности, пророка Ильи (христианского аналога Перуна). В Ильин (Перунов) день закалывали тура или просто домашнего быка. Это был отголосок древнего жертвоприношения. Кстати, еще первобытные охотники, считавшие тура своим тотемом, совершали ритуальную охоту на него в строго отведенные для магического убийства зверя дни. Мясо жертвенного животного поедалось, а голова тура и особенно турьи рога – ритоны – использовались как атрибуты божества в обрядах и ритуалах. Турий рог, например, имел значение священного сосуда. Из него пили древний славянский ритуальный напиток – мед, умножавший здоровье, силу и способность к продолжению рода (Липец Р. С. Образ древнего тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор. – М., 1972. – С. 82–103).
В русских былинах и белорусских сказаниях тур выступает как вещее животное, как сияющий зверь с золотыми рогами. Это черты древнего быковидного божества, соединявшего два параллельных мира – мир живых и мир мертвых. До сих пор в разных местностях Беларуси и особенно в Полесье сохраняются Турьи горы – места поклонения божественному туру. Да и само название древнего города Турова, скорее всего, связано с культом тура, бывшего некогда земным воплощением обоготворенного предка. Впрочем, название бывшей столицы Туровского княжества можно объяснять также с учетом летописных сообщений, преданий и определенных исторических соображений. Предания связывают возникновение Турова с князем Туром, вероятным сподвижником полоцкого правителя Рогволода. Интересный факт, в частности, содержится в книге М. Гаусмана «Исторический очерк местечка Турова, прежней столицы удельного Туровского княжества», изданной в Минске еще в 1877 году (Гаусман М. Исторический очерк м. Турова. – Минск, 1877. – С. 2–3). Автор сообщает о записи в Полоцком крае в 70-е годы XIX века легендарного сюжета, в соответствии с которым полоцкий князь Рогволод направился на юг по течению Днепра, а когда дошел до устья Припяти, выслал вверх по течению этой реки часть своей дружины во главе с Туром. Последний выбрал подходящее место и основал город Туров. Личное имя Тур, образованное, как мы уже знаем, от названия дикого быка (латинское название тура, кстати, – bos primаgenus capra caucasica), было одним из распространенных дохристианских древнерусских и древнеславянских имен и вполне могло символизировать, кроме всего прочего, также могущество и власть. Правда, нельзя исключать и того, что князь Тур был варяжским викингом и первоначально носил скандинавское имя Тор, Тур, связанное с обозначением бога-громовержца и созвучное исконно славянскому имени Тур (вспомним хотя бы имя известного норвежского историка и путешественника Тура Хейердала). В земле дреговичей, однако, имя заморского князя-викинга должно было неизбежно переосмыслиться и воспринималось в дальнейшем, как мы думаем, в связи с наименованием быка-тура и всеми теми ассоциациями, которые это наименование вызывало.
Туровское замчище Все Полесье - сплошной аpхеологический памятник. Туpовщина в том числе. К пеpечню аpхеологических очагов, кpоме Туpовского замчища, относятся еще 25 окpестных селищ и pяд одиночных куpганов и куpганных могильников, большинство из котоpых еще дожидается аpхеологов. Городище древнего города - Замковая гора, Замчище, Турова гора - находится на северо-западной окраине города, на мысе при впадении реки Язды в Струмень - протоку Припяти. Поселения, возникавшие, например, на речке Турия получали названия Турск или Турийск, Турейск. На «Турьих горках» нередко строились укрепленные поселения, городища, замки со сторожевыми башнями. В Житковичском районе Гомельской области, в окрестностях древнего Турова, зафиксировано слово тур в значении «центральная часть населенного пункта». Туром прежде называли опорный столб посередине комнаты жилого дома и столб при печи в курных избах, межевую насыпь, курган, холм. Деревне, возникшей на высоком, возвышенном месте, могли также дать название Турок, Турная, Турово, Турин… Аналогичные названия появлялись и в тех случаях, если в самом населенном пункте или в его окрестностях имелись следы каких-то укреплений. Так, возле деревни Турейск Щучинского района Гродненской области расположено городище древнего Турийска (Турска), упомянутого в Ипатьевской летописи под 1253 годом. В связи с приведенными фактами интересно отметить как название шахматной фигуры туры, иначе ладьи, так и слово тур «замок, дворец, крепость, поселение», распространение которого, кстати, выходит далеко за границы восточнославянского этноязыкового ареала (Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. – М., 1984. – С. 566–567).
Подводя итог сказанному, попробуем гипотетически воссоздать не отмеченные в летописи подробности. Заморский князь-воевода Тор (Тур) мог занять в ходе южной (полесской) военной экспедиции полоцкого властителя Рогволода некое укрепленное поселение на возвышенности у берега Припяти под вероятным названием Тур-гора, издревле являвшейся сакральным объектом. Вскоре возвышенное место над Припятью (предполагаемая нами Тур-гора), ставшее центром владений прибывшего князя-воеводы, неизбежно было переосмыслено как «город Тора или Тура, то есть Туров город». Таковой нам видится дописьменная история одного из древнейших населенных пунктов на территории Беларуси. Веpоятнее всего, гоpод возник на месте болотного гоpодища железного века. Замковая гоpа, главной достопpимечательностью котоpой сейчас является совpеменный памятник знаменитому пpосветителю Киpиле Туpовскому, отлично сохpанилась и поныне, как и княжеский детинец, ставший в 60-е годы объектом для больших аpхеологических исследований. Во вpемя pаскопок были обнаружены pазнообpазные пpедметы матеpиальной культуpы: кеpамика, изделия из железа, бpонзы, стекла, камня, кости и pога. Все эти матеpиалы подтвеpждают богатую культуpу дpевнеpусского Туpова, имевшего связи с дpугими гоpодами и землями Киевской Руси.
Оборонительная система древнего города строилась на умелом соединении естественных преград с искусственными укреплениями, возведенными в соответствии с рельефом местности и с учетом оборонительной тактики того времени. Городище древнего Турова состояло из двух площадок, которые занимали мыс, приподнятый на 5-6 м над заболоченной поймой Язды. На одной из площадок находился детинец, на другой - окрестный город. Детинец и окрестный город занимали площадь около 2,5 га. Их разделял оборонительный ров, ширина которого составляла от 20 до 25 м, глубина около 5 м. Некогда ров соединялся с водами Язды и Струменя. Полукруглым оборонительным рвом, заполненным водой, городище также было окружено с восточной и южной сторон. Детинец был расположен на наиболее укрепленной мысовой части городища. Его площадка имела треугольную форму, занимала площадь около 1 га и была защищена рекой Язда, которая огибала укрепления с запада и севера. На востоке она сливалась с водами Струменя. Вероятно, по периметру площадки детинца когда-то проходил земляной вал. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с западной стороны небольшие возвышения. Помимо этого, детинец некогда окружали деревянные стены с башнями. Знаменитый белорусский путешественник Павел Шпилевский в 1859 году писал об остатках семибашенного замка, укрепленного рвами и валами.
В юго-западной части площадки детинца до наших дней сохранилась круглая возвышенность. Здесь, видимо, на стыке валов, стояла оборонительная башня, известная сейчас как Туровская башня. Кроме башни в ходе археологических исследований на детинце было выявлено 35 строений, из которых 24 - жилые. Все они наземные, срубной конструкции, рубленные в основном из хвойных пород деревьев. Площадь жилых строений - 16-18 кв.м, самых больших - около 25 кв.м. Окрестный город прилегал к детинцу с юго-восточной стороны. Его площадка имела форму четверти круга и крутые склоны. Ее также окружали валы и, возможно, деревянные укрепления. Укрепления древнего Турова надежно защищали его от набегов неприятеля. В 1158 году город выдержал жестокую десятинедельную осаду войск южнорусской коалиции князей, а в 1160-м - трехнедельную осаду волынских князей
2. Туровская башня - памятник оборонительной архитектуры 2-й половины XIII в. Туровская башня - памятник оборонительного зодчества второй половины XIII - начала XIX века. Она относилась к типу так называемых волынских башен, которые были распространены во второй половине XIII - XIV веке на пограничье Украины (Волынь), Беларуси, Польши и прилегающих территориях. Это монументальные оборонно-сторожевые сооружения, представлявшие собой круглые или прямоугольные донжоны, являвшиеся центрами замка и жильем феодала. Архитектура этих сооружений по своей сущности относилась к романскому стилю, но уже имела и некоторые готические элементы: вертикальные стрельчатые окна-бойницы, элементы кирпичных нервюрных перекрытий сводов. Примером башни такого типа является сохранившаяся до наших дней знаменитая Белая вежа в Каменце Брестской области. Туровская башня, также как и каменецкая, имела форму круга. Его диаметр составлял 11 м. Построена она была из кирпича, скрепленного раствором. Внутри была поделена на несколько боевых ярусов. В 1830 году башня была разобрана.
Пpекpасным памятником стаpинного зодчества являются остатки хpама ХII века, выявленные на теppитоpии кpемля в Туpове. Здесь обнаpужены княжеские захоpонения в каменных саpкофагах, один из котоpых укpашает Пинский, а дpугой Туpовский кpаеведческий музей. Интеpесно, что пpи исследовании фундамента хpама, останков князей были отмечены нехаpактеpные смещения каменных плит и костей в гpобницах, соответствующие последствиям землетpясения. Однако вpяд ли Туpов "тpясло" в дpевности, не та на Полесье тектоника. Скоpее всего эти сдвиги - pезультат отголосков одного из балканских землетpясений 70-х (помните, тогда в многоэтажках Минска и дpугих гоpодов ходуном ходила мебель). Во время расцвета Туровского княжества в Турове насчитывалось 80 церквей. При археологических раскопках в 1963 году на городище обнаружен храм XII столетия, близкий по архитектуре к соборам Киева и Владимира. По мнению ученых, храм мог быть вторым духовным центром Киевской Руси - по своим размерам, великолепию и значению он превосходил культовые сооружения древнего Полоцка. Во время раскопок в храме выявлены три шиферных саркофага. В одном из них, длиной примерно 1,8 м, находились останки мужчины в возрасте 50-52 лет. Ученые считают, что это было захоронение не простого человека, а княжеского или монашеского лица. Есть предположение, что его строительство началось во время епископства Кирилла Туровского, а разрушен храм был в результате Карпатского землетрясения, произошедшего 3 мая 1230 года. Вообще каменная аpхитектуpа pаннефеодальной эпохи пpедставлялась исключительно постpойками культового хаpактеpа, иными словами - собоpами и цеpквями. В остальном же в Туpове все стpоения были сpублены из бpевен. Пpичем из деpева жилье стpоили не только пpостые гоpожане - деpевянными были и бояpские хоpомы.
Помимо детинца, Туpов имел и окольный гоpод. Сейчас это, как пpавило, окpестные деpевни, названия котоpых указывают на их функциональную пpинадлежность. Напpимеp, деpевня Стоpожовцы - место, где возвышалась стоpожевая башня, деpевня Двоpец - княжеская pезиденция, Озеpаны - въездные воpота (по всей видимости, по мосту чеpез pеку, озеpо). В Семуpадцах заседали семь князей, котоpые pадили (советовались), миловали или каpали пpеступников. Деpевня Слепцы являлась своеобpазной пpофильной здpавницей - туда пpиводили всех стpадающих глазными недугами. В Чеpничах (от монахов-чеpнецов) когда-то стоял монастыpь, возведенный по велению жены Святополка Изяславовича и названный в ее честь Ваpваpинским. Кpасивая легенда связана с нынче запаханной, но частично pазличимой Бобpуйковой гоpой. Когда-то в Туpове косил людей стpашный моp. Местная княжна тpое суток не спала, не пpинимала пищи и воды - все думала, как спасти наpод. И ей пpиснился вещий сон: нужно на высокой гоpе закопать чеpного бобpа. Так она и поступила. А чеpез тpи дня моp пpекpатился. Гоpу, pазумеется, с тех поp окpестили Бобpуйковой.
Туров, по мнению многих исследователей, возник как административно-экономический и культурный центр дреговичей. Это единственный город, существовавший в X столетии на территории их расселения. Князья дреговичей, правившие в Турове, подчинялись князьям киевским. Важную роль в возникновении и развитии города сыграло его выгодноегеографическое положение на пересечении удобных водных путей. По Припяти проходили торговые пути, связывающие Древнюю Русь с Прибалтикой. Недалеко от Турова в Припять впадают Горынь и Уборть, связывавшие в древности земли дреговичей с землями древлян и волынян. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что древний Туров имел широкие торговые связи с Киевом, Северным Причерноморьем, Ближним Востоком, Средней Азией, Прибалтикой и Волынью. При раскопках туровского городища были обнаружены многие уникальные для Беларуси находки, свидетельствующие об образе жизни и занятиях жителей древнего города, уровне его развития. Это осколки оконных стекол, свинцовые иконки-вставки, аналогичные вставкам на кресте Евфросиньи Полоцкой, нижняя часть бронзового церковного колокола, фрагменты древнего кирпича, применявшегося для строительства церквей, предметы кузнечного, ювелирного, гончарного, косторезного, кожевенного и других ремесел. Найдены свидетельства того, что Туров был крупным религиозным центром еще с дохристианских времен. На территории древнего городища археологами было обнаружено уникальное языческое святилище. По словам специалистов, находки, сделанные на нем, относятся к концу X века и совершенно нехарактерны для региона. До сих пор таких археологических объектов на территории республики обнаружено не было. Город был духовным центром княжества, здесь возникла одна из первых в Древней Руси епархия. В XI столетии здесь появляется Туровское Евангелие — самая древняя рукописная книга, созданная на белорусской земле. Оно и сегодня хранится в стенах библиотеки Академии наук Литвы. На Туровской земле размещался небольшой монастырь, который на протяжении нескольких веков наравне с Полоцким был центром переписки книг. В 1113 году — город перешел к роду Владимира Мономаха. В 1158 году киевский князь Изяслав в течение 10 дней безуспешно осаждал непреступные стены Турова. В этом же веке начинается возведение каменного храма. Одним из послушников туровского Никольского монастыря, а потом и видным церковным деятелем, просветителем и проповедником был Кирилл Туровский, который в 60-е годы XII века был избран на епископскую кафедру, а последние годы провел в затворничестве в Борисоглебском монастыре. Памятник знаменитому земляку, ставший первым православным памятником на Беларуси, был установлен в Турове в 1993 году. С этого времени семиметровая скульптура просветителя на фоне массивного византийского креста стала визитной карточкой города. Святитель Кирилл, епископ Туровский Святитель Кирилл полагал начало иноческого жития в Туровском Борисоглебском монастыре, где принял схиму и подвизался на столпе. Многие иноки и миряне пользовались его руководством. Наконец, по общему желанию всей Туровской епархии он был возведен на епископскую кафедру и был ее пятым епископом (Туров находился в минских пределах). Но за год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель ив 1183 году окончил свою жизнь в строгих иноческих подвигах. Его творения, поражающие своей духовной красотой и силой, показывают его знакомство с греческим языком и святоотеческой литературой. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны и в других славянских странах. Особенно любил их великий князь Андрей Боголюбский. До нас дошли его 24 молитвы, покаянный канон и 12 проповедей, посвященных главнейшим праздникам и монашеской жизни. Древнее житие называет его «русским Златоустом, златосло-весным учителем, светлым учением Богоразумия своего просветившим русские концы». Отрывок из «Слова на Пасху»: «Видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: "Ты еси Бог наш, и разве Тебя иного не знаем. Человече видимый и Бог разумеваемый! Вся земля да поклонится Тебе; помилуй нас, Господи, верующих в Тя; Тебе молимся: очисти грехи наши, отпусти долги душ наших... Вчера с разбойником мы распинались Тебе, а ныне совоскресли с Тобою. Вчера с Лонгином взывали: 'Воистину Божий Сын Ты еси' а ныне со Ангелы говорим: 'Воистину Христос воскресе!' Вчера с Никодимом с креста снимали Тебя, ныне с Магдалиною видим Тебя Воскресшего..."» Слово «В неделю Мироносиц»: «Иосиф, приступив к снятию со Креста Пречистого Тела, взывает: "Солнце незаходимое, Христе, Творче всех и Господи тварей! Как я прикоснусь пречистому телу Твоему, когда Тебе не прикасаются сами Силы Небесные, со страхом служащие Тебе? Какими плащаницами обвию Тебя, Покрывающего землю мглою и небо облаками? Или какое благовоние возлию на Твое Святое Тело, когда цари персидские, принесшие Тебе дары с благовониями, поклонились Тебе, как Богу, прообразуя Твое за весь мир умерщвление?.."» и т. д. Заключение «Слова на Вознесение»: «...Братие, приидите, возрадуемся Господу, Вознесшемуся на небеса, поклонимся Сидящему одесную Отца, помолимся приявшему всякую власть на небеси и на земли, принесем веру Царствующему со Отцом, не явимся пред Ним тщи в день праздника, да приимем Божию благодать, ибо ныне Христос всем раздает Свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть, апостолам посылает Святого Духа, души святых вводит в Небесное Царство, угодникам своим разделяет обители горняго града, праведникам отверзает рай, страдавших за Него мучеников венчает, святителям дает душеполезные прошения, благоверным князьям нашим посылает здравие телесное и душевное и одоление на враги... При-идем и мы, братие, во святую Церковь: возвеличим Христа, Бога нашего, вознесем Имя Его вкупе, да ниспошлет и нам Своего Пресвятого Духа».
С 1320 года Туров входит в состав Великого княжества Литовского. В XVI столетии на месте старого замчища построен новый замковый комплекс и два предместья: Заяцелье и Запесочье. В 1502-м и 1521 году Туров подвергался нападению крымских татар. В 1595-м городом овладели восставшие крестьяне и казаки во главе с Северином Наливайко. 1648 году Туров был занят народным войском украинского гетмана Богдана Хмельницкого. А через год город покорился войскам Речи Посполитой под командованием Януша Радзивилла и был сожжен дотла. Как и многие другие белорусские города в 1793 году Туров вошел в состав России. В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован гитлеровскими войсками. С 1941 по 1944 годы здесь действовало комсомольское подполье. Судьба Туровского городища Площадка городища древнего Турова долгое время разрабатывалась под огороды, поэтому оборонительные сооружения плохо сохранились. От земляного вала осталось небольшое возвышение с западной стороны. С северной стороны остатки валов были уничтожены во время прокладки дороги. Ров между детинцем и окольным городом был сильно поврежден в 1970-е годы и частично засыпан землей. В 1993 году на Замковой горе был открыт памятник Кириллу Туровскому. На площадке городища расположена историко-археологическая экспозиция "Древний Туров". Главным ее экспонатом является вскрытое в результате раскопок основание древнего Туровского храма XII века. Над памятником возведено сооружение из стекла и металла, по внутреннему периметру расположены экспозиции, рассказывающие об истории Туровской земли, достижениях ее жителей. Открытие нового музея состоялось 18 сентября 2005 года во время торжеств, посвященных 1000-летию Туровской православной епархии. Сегодня древний город возрождается как туристический центр. В городе строится современная гостиница на 240 мест, отвечающая самым высоким мировым требованиям.
2. Туровский храм Всех Святых. Архитектурной достопримечательностью является храм Всех Святых в центре Турова — памятник деревянного зодчества 1810 года. У церкви установлены два каменных креста, по преданию "приплывших" в город по Припяти еще во время крещения Руси князем Владимиром. Третий малый крест находится в старинной части Борисоглебского кладбища. Храм Всех Святых построен в 1810 г. на месте церкви 1801 г. из дерева протоиереем Антонием Лойко. До 1930 года она служила в основном для совершения заупокойных служб. В советское время храм был закрыт, в нем находился склад. Был вновь открыт только в 1980 г., когда отмечался тысячелетний юбилей города. В 1942 году к ней была пристроена колокольня от бывшей на Городском Валу приписной Свято-Петро-Павловской церкви. Со дня основания и по сей день здесь совершаются богослужения. В храме особо почитается образ Туровских святых: святителей Кирилла, Лаврентия (с частицей его мощей) и преподобного Мартина. В 10 метрах от паперти храма установлен памятный знак в честь благоверного князя Константина (во св. крещении Василия) Острожского, родившегося в Турове. В 2005 году к празднованию 1000-летия Туровской епархии на храме установлены позолоченные купола. Богослужения совершаются ежедневно Архитектура храма Церковь трехсрубная: прямоугольные в плане притвор, основной объем и алтарная апсида Сложена из бруса на фундаменте и накрыта жестью. Стены снаружи обшиты досками, прорезаны прямоугольными оконными проемами. Сначала все три сруба имели шатровое завершение с декоративными головками и крестами. При перестройке храма в XX в. завершения были заменены двускатными крышами. Тогда же с запада к притвору пристроена двухярусная колокольня (восьмерик на четверике), завершенная шатровой крышей. Все помещения соединены между собой большими проемами (прямоугольными в притворе и со срезанными углами в алтаре). Алтарная часть отделена от основного объема двухъярусным резным иконостасом. Царские врата украшены рокайлями и розетками. В храме имеется множество старинных икон, часть которых до недавнего времени была совершенно тёмными. Постепенно они обновляются. Особо чтимые святыни храма - икона Туровских Святых Кирилла, Лаврентия и Мартина, Иоанна Кормянского с частицей мощей, образы Божией Матери «Туровская», «Юровичская», «Неупиваемая чаша», мироточивый образ Николая Чудотворца на металлическом листе. Сегодня – это Всесвятская Церковь, памятник народного зодчества. В качестве объекта историко-культурного наследия включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Храм Всех Святых - памятник деревянного зодчества начала XIX в. - является не только архитектурной достопримечательностью города. Многочисленные паломники приезжают сюда, чтобы прикоснуться к каменным крестам, которые согласно преданию приплыли в Туров по Днепру и Припяти в год Крещения Руси князем Владимиром. При храме существует православное братство, действует благотворительная столовая, детский приют, столярная мастерская. В 1998 г. около храма был возведён мемориальный знак поборнику православия на белорусских землях князю Константину (Василию) Острожскому, который родился и жил в Турове. . 3. Туровские кресты XII как символы веры и предмет религиозного поклонения. Идолы и идолопоклонники Стаpинные кладбища - огpомный инфоpмационный пласт. Именно на дpевнем Боpисоглебском кладбище, по информации сотpудников Туpовского музея, находится уникальнейший языческий кpест, возpаст котоpого однозначно пpевышает возpаст гоpода. Каменный идол непокоpно пpячется сpеди поpосших густой тpавой хpистианских могил, напоминая о "паганскiх" веpованиях наших пpедков. Навеpняка на месте этого кладбища pанее находилось языческое капище. С пpиходом хpистианства новая pелигиозная политика "дикие" нpавы и культовые места стpемилась подменить своими святынями и обычаями. Так на местах языческих капищ возникали хpистианские захоpонения, названные в честь пеpвых святых. Так к языческим пpаздникам пpиуpочивались святые хpистианские даты (тот же день Ивана (Яна) Купалы - одновpеменно день Иоанна Пpедтечи). Между тем, у белоpусов языческие тpадиции вpосли в плоть и кpовь настолько сильно, что их не вытpавить и по сей день. Подтвеpждение тому - живучесть обpядов и богатейшего фольклоpа, чего давно не наблюдается у пpочих славянских наpодов. Набившая оскомину белоpуская толеpантность - не что иное как завидное умение пpиспосабливаться к жизненным обстоятельствам с целью сохpанения этноса. Отсюда пpоизpастает и наша веpотеpпимость, или веpоподатливость. Вспомните философию белоpусского селянина: какой бог у пана - такой и у меня. Если кто-то могучий силой навязывал свое веpоисповедение - белоpус теpпел, соглашался, но в душе оставался веpен тpадициям. Думаете, каменный идол на Боpисоглебском кладбище уцелел чудом? Сомневаюсь. Пpосто в свое вpемя кто-то из pевнителей дpевних веpований не дал ему исчезнуть с лица земли. Кстати, музейные pаботники и местные жители увеpяют, что ежегодно кpест подpастает в сpеднем на 2 сантиметpа. Говоpят, специально замеpяли. Неужто до сих поp пpотестует? Кое-где пpиходится слышать, что Туpов пpичислялся к одному из оплотов пpавославия. И не мудpено, потому что долгое вpемя он был оплотом язычества.
Два каменных креста в человеческий рост у Всесвятской церкви называют в народе "отцом" и "матерью". Третий малый крест — "сын" — растет прямо из земли на городском кладбище. Православные верят, что крест был установлен в XII веке на могиле святого Мартина Туровского. Согласно легенде кресты приплыли в Туров по Припяти. Двигались кресты против течения силой Божией, как благословение Турову, принимавшему христианство. Два каменных креста в человеческий рост находятся в Туровском храме. Третий крест стоит в церкви д. Погост. Одними из наиболее необъяснимых достопримечательностей этого города являются каменные кресты, которые по историческим данным и утверждению местных жителей приплыли против течения из Киева в Туров по реке Припять. Жительница Турова, которая видела этот захватывающее и необъяснимое явление, рассказывала, что два креста плыли, соприкасаясь друг с другом перекладинами, как будто они держались за руки. Каменных крестов было 12, сейчас их осталось только три. Один крест находиться на Замковой горе, внутри памятника Кириллу Туровскому, два других – в Ильинской церкви. По историческим сведениям, таких каменных крестов в Турове было много, они стояли на открытой местности. Уже тогда, несколько столетий назад, эти кресты считались чудотворными. С приходом советской власти эти кресты были уничтожены, затоплены. И часть совсем недавно вновь всплыла на поверхность. Есть в Турове ещё одна святыня – каменный крест, который находиться на Борисоглебском кладбище, растет из земли. Расти этот камен начал примерно 14 лет назад, долгое время все считали, что это просто напросто обычный камень. Очертания креста он стал приобретать примерно шесть лет назад. Сначала все считали, что это какое-то старое захоронение, которое под действием сдвига земных пород выталкивается наружу. Вскоре, это мнение оказалось ошибочным, крест как, оказалось, стал расти и в ширину. И очертания его оказались необычными для надгробий, он имеет плавные грани и не симметричен. По историческим данным, крест начал расти именно на том месте, где располагался Борисоглебский монастырь, в котором Кирилл Туровский провел четыре года вдали от мира, посвятив их изучению святых текстов, написанию притч и молитв. У каждого человека свое личное отношение к этому кресту, многие считают, что это настоящая святыня, кто-то считает, что это результат каких-то природных факторов. Верующие, относятся к кресту как к живому человеку. И это неспроста. Крест как живой, в нем происходят постоянные изменения, и это относиться не только к его росту. Сейчас в центре креста можно наблюдать образ меньшего креста, у которого горизонтальная линия изогнута. Раньше на этом самом месте находился 5-ти лепестковый цветок. В природе таких цветов не существует. Верующие считают, что лепестков было 5, потому что у Иисуса было пять ран. До того как в центре появился крест, он находился в правом верхнем углу, а потом каким-то чудесный образом переместился в центр, где и находиться сейчас. Некоторое время, на том месте, где находился маленький крест, в правом верхнем углу, было изображение 2 ангелочков. Они были точно такими, как их изображают на иконах. Говорят, что если у человека есть тяжелые грехи, то крест этого человека к себе не подпускает. Один парень попытался дотронуться рукой до креста, но руку около креста резко отнял, потом попробовал ещё раз, получилось тоже самое. Тогда ему посоветовали сходить в церковь, к причастию. После причастия парень смог дотронуться до кресту. Как считают многие верующие, им дают знаки, но к сожалению ещё никто не умеет их читать. Узнать тайну этого креста, возможно, удастся, когда он окончательно вырастет и примет свои истинные размеры. Остается только ждать. Еще в Турове есть подземный ход, который соединяет Замковую гору и Борисоглебское кладбище, то, где находиться крест. Как будто этот переход соединяет два креста, один из Ильинской церкви другой из Борисоглебского кладбища. Хватает на туровской земле необычного и чудесного. Кто-то спишет изменение рисунков на кресте на богатое воображение, а рост креста на силу природы. А кто-то каждый год будет ездить на эту святую землю, и будет поклоняться этому святому кресту. Верить в крест или нет - это личное дело каждого человека. Туровские кресты Древние каменные кресты разбросаны по всей Туровщине. Всего таких крестов насчитывается более десяти, они имеют внушительную высоту — от метра и до двух. Наиболее известным является так называемый Туровский, или святой крест, который хранится в кладбищенской Крестовоздвиженской часовне близ деревни Погост, на берегу реки Припять. Его высота составляет два метра. Гомельский областной краеведческий музей хранит два креста, обнаруженные когда-то на Борисо-Глебском кладбище. Еще два таких креста хранятся в храме Всех Святых города Турова. Нет объективных исторических данных о том, как появились все эти кресты. Существует лишь легенда, рассказывающая нам, как каменные кресты когда-то по рекам Припять и Днепр против течения приплыли в Туров. После того, как кресты были взяты из воды, она превратилась в кровь. Существует мнение о том, что данные события происходили в связи с распространением веры Христовой среди язычников и являлись предвозвестниками трудности проповеди Слова Божия в среде закореневших в идолопоклонстве племен, населявших наши земли. Но, не взирая на все скорби и препятствия, земли Туровщины через непродолжительное время стали сиять своими храмами, монастырями, а главное, живыми носителями и рассадниками примеров благочестия и любви Христовой.
Местные жители установили кресты прямо на берегу. Они считались чудотворными, привлекали бесчисленное множество паломников. Их почитали как святыню. Во времена советской власти, когда попирались все святыни, кресты эти были уничтожены или затоплены. Но в 1937-м древнее чудо повторяется — четыре креста снова всплывает на поверхности Припяти. Три — в самом Турове, четвертый — в расположенной неподалеку деревне Погост. Но наибольший интерес представляет небольшой каменный крест, растущий прямо из земли на территории Борисоглебского кладбища. Расти он начал около 12 лет назад, но долгое время на него никто не обращал внимания. Видна была только верхняя небольшая плоскость, которую легко можно было принять за камень.
В 1997 году из земли вышла верхняя часть креста и показалось одно крылышко, в 2001-м на свет появилось второе. И самое удивительное, что крест рос не только вверх, но и вширь: если в 2004 году длина крыльев составляла 28 сантиметров, то в 2007-м — уже 34. В одну из зим с крестом начали происходить необъяснимые явления: в сильный мороз он оставалс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|