Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы работы Парижского клуба




 

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.
Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

 

2. Условия погашения для должников.
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».
У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

· ограничение роста денежной массы,

· сокращение дефицита государственного бюджета,

· контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),

· устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,

· ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

 

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.
Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

 

Билет № 71: Проблемы бегства капиталов и валютный контроль.

Бегство капитала — стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции.

 

Бегство капиталов из России определяют основные причины:

1) общие неблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране (падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастание политической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетный дефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков и др.);

2) чрезмерно энергичные меры и рецепты по либерализации российской экономики, навязанные нам по линии мировых финансовых институтов, прежде всего МВФ;

3) последствия проводимого в стране хозяйственного курса, в том числе во внешнеэкономической сфере: возрастание налогового бремени, девальвация национальной валюты, жесткая кредитная политика и др. (политика завышенного курса рубля, длительное время проводимая Центральным Банком РФ, стимулирует вложение средств в дешевый доллар и отток капитала из страны);

4) чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства;

5) недоверие бизнеса к правительству, а населения – к банкам и иным финансовым институтам, деятельность которых связана с распоряжением активами вкладчиков;

6) криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций;

7) высокие риски рыночного обесценения капитальных активов;

8) неопределенность российских границ с бывшими союзными республиками;

9) отсутствие четкого регулирования легального экспорта капитала из России;

10) активное участие в оттоке российского капитала за рубеж крупного сегмента финансово-банковской системы Запада (участие в приеме российских капиталов, обучении российских банкиров умению работать в оффшорах, содействие в реализации двойных и фиктивных внешнеторговых контрактов с завышенными ценами и т.п.).

Валютный контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции;

3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Меры государственного регулирования и контроля играют вспомогательную роль по отношению к мерам в области макроэкономической стабилизации. Но учитывая сегодняшнюю ситуацию в России, когда инвестиционный климат остается достаточно неблагоприятным, меры в области государственного (административного) регулирования и контроля международного движения капитала сохраняют свою актуальность.

Под регулированием движения капитала понимается введение (и соответственно отмена) разного рода ограничений и запретов на ввоз и вывоз капитала. Такое регулирование осуществляется обычно в форме валютного регулирования, в некоторых случаях дополняемого регулированием внешней торговли (последнее обычно используется для борьбы с нелегальным вывозом капитала). Валютный и внешнеторговый контроль - комплекс практических мероприятий государства по реализации соответственно валютных и внешнеторговых ограничений и запретов.

Валютные ограничения - законодательные и административные запрещения, ограничения и регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями. Валютные ограничения закрепляются валютным законодательством, которое служит основой для правительственных постановлений и ведомственных директив по конкретным вопросам.

Валютные ограничения - важный элемент валютной политики, и их использование, как известно, преследует следующие основные цели:

1. выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса;

2. поддержание валютного курса;

3. концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Использование валютных ограничений в целях борьбы с бегством капитала предполагает проведение мероприятий, направленных на выравнивание и оптимизацию структуры платежного баланса.

Различаются две основные сферы валютных ограничений:

1. текущие операции (операции по внешней торговле товарами и услугами);

2. финансовые, или капитальные, операции (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей неторгового характера).

 

 

Билет № 72. Программа международного банка реконструкции и развития (МБРР) для развивающихся стран.

 

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся

экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей.

В отличие от многих программ гуманитарной и технической помощи, Банк не

предоставляет гарантов. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный

характер.

Развивающиеся страны заимствуют у Банка, так как нуждаются в

привлечении финансовых ресурсов, технической и организационной помощи.

Займы банка можно разделить на две категории:

1. Займы для развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для

экономики оплатить проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются

от инвесторов со всего мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые

Всемирным Банком.

2. Займы для беднейших стран, которые являются обычно не

кредитоспособны на международных финансовых рынках и неспособны оплатить

проценты по займам, и для которых Всемирный банк, соответственно, не может

привлекать для государств этой группы средств на международных финансовых

рынках.

 

В этих случаях займы предоставляются Международной Ассоциацией

Развития - членом Группы Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР

периодически предоставляют деньги для финансирования подобных кредитов

Международная ассоциация развития была создана в 1960 году как филиал

МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе

Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе

организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а

президент Банка является одновременно президентом МАР. Главное различие

между этими двумя организациями заключается в том, как они приобретают

финансовые средства для кредитования, и в условиях, на которых они

предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих

финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет

займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные

сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР

предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Ее источниками

финансирования являются взносы стран-доноров.

 

 

Цели и структура МАР

 

Целями МАР является:

Содействие экономическому развитию.

Повышение производительности труда.

Повышение уровня жизни в развивающихся странах (членах МАР)

Членами МАР являются 159 государств[3]. Членство открыто для всех

стран - членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться

МАР.

 

 

Деятельность МАР

 

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных

стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на

душу населения и степени эффективности экономической политики. Только

страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее чем 1305

долл. США, могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР

предоставляются странам с годовым доходом на душу населения в размере 800$

США или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего

льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без процентов.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической

экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его

территории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...