Виды самостоятельной работы и время на её реализацию
Министерство образования Московской области Гуманитарно-педагогический колледж МГОГИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По выполнению самостоятельной работы По ПМ 03 Организация занятий по основным образовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей» Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Г.
Организация-разработчик: ГПК ГГТУ
Разработчики: Рудакова Валентина Юрьевна, преподаватель первой квалификационной категории, ГПК ГГТУ Цели и задачи организации самостоятельной работы по МДК 03.02 Теория и методика развития речи.
Цели: овладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: Задачи: - определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений; - составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; - организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы; - организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, - общественными явлениями, транспортом и т.п.; - организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром; - организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении; - проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - составления психолого-педагогической характеристики ребенка;
- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах; - обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции; - осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений); - оформления документации; Самостоятельная работа призвана способствовать формированию профессиональных компетенций:
Виды самостоятельной работы и время на её реализацию
Количество часов самостоятельной работы обучающегося: 72 часа. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: «Теоретические основы методики развития речи»
Темы: «Предмет, задачи, содержание методики» «Роль родного языка и речи в развитии ребенка» «Развитие речи детей в зарубежной педагогике» «Развитие методики в России»
Студент при прохождении темы должен усвоить: · Предмет методики развития речи детей и задачи курса. · Основы методики · Истоки зарождения и становления методики развития речи детей дошкольного возраста. Литература основная: 1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г. 2. Е.И.Тихеева «Игры и занятия малых детей» - М., 2015г. 3. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 2011г. 4. К.Д.Ушинский «О первоначальном преподавании русского языка»// Избр.пед.соч. – Т.1.- М., 2014г. 5. К.Д.Ушинский «Родное слово» //соч. –Т.2 Литература дополнительная: 1. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 2004г. 2. Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи // Физиология высшей нервной деятельности ребенка / Под ред. З.Н.Коларовой. – М., 2008. 3. Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развитияречи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника. – М., 2010. «Предмет, задачи, содержание методики». 1.1 Продолжите определение – МРР – это_____________________________________________ 1.2 Заполните схему:
1.3 Какими знаниями и умениями должен овладеть студент педагогического колледжа в ходе профессиональной подготовки? 1.________________________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________________________3.________________________________________________________________________________4.________________________________________________________________________________
1.4 Назовите научные основы методики развития речи
1.5 Назовите смежные науки объектом, которых является речь, язык, речевая деятельность. Обоснуйте ответ. 1.6 Заполните схему:
1.7 Продолжите определения:
Язык – это ___________________________________________________________ Речевой навык – это ___________________________________________________ Речевое умение – это __________________________________________________
«Роль родного языка и речи в развитии ребенка» 1.8 Объясните почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве? 1.9 Раскройте функции которые выполняет язык и речь.
1.10 Как вы считаете, какова роль слуха и зрения в развитии речи детей? 1.11 Заполните таблицу:
«Развитие речи детей в зарубежной педагогике». «Развитие методики в России» 1.12 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу
1.13 Воспользовавшись дополнительной литературой, заполните таблицу.
Развитие методики в России.
«Система работы по развитию речи в детском саду» Темы: «Цель и задачи развития речи» «Методические принципы развития речи. «Процесс формирования речи детей строится с учетом общедидактических и методических принципов обучения» «Программа развития речи» «Средства развития речи» «Методы и приемы развития речи»
Студент при прохождении темы должен усвоить: · Научные основы программы развития речи и ее структуру. · Задачи развития речи дошкольников, лингвистическое и психолого-педагогическое обоснование задач. · Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам. · Преемственность программ развития речи и обучения родному языку в детском саду и школе. · Методические принципы работы по развитию речи дошкольников. · Методы и приемы развития речи детей в детском саду. Литература основная: 1. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. –С.-Петербург, 2010г. 2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». –М., 2011. 3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2010. 4. Программа «Развитие» (основные положения)/ Науч.рук.Л.А.Венгер. –М.,2014. 5. Радуга. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Сост.Т.Н.Доронова. –М., 2013. 6. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 2014г. 7. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 2014г.
Литература дополнительная: 1. Логинова В.И. Проблемы методики развития речи в трудах К.Д.Ушинского //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 1. 2. Ушинский К.Д. Употребление «Родного слова» в начальных русских школах 60-х годов. Рецензии и другие отзывы на «Родное слово»// Собр.соч. – М.; Л., 1948. – Т.6. – с.346
«Цель и задачи развития речи».
2.1 Какова основная цель по развитию речи? 2.2 Назовите задачи развития речи. Дайте краткую характеристику каждой задаче..
«Методические принципы развития речи. Процесс формирования речи детей строится с учетом общедидактических и методических принципов обучения». 2.4 Что такое методические принципы? Назовите их и раскройте их содержание. «Программа развития речи».
2.5 Дайте определение программы развития речи. 2.6 Раскройте содержание программ. «Программа воспитания и обучения в детском саду»________________________ «Детство»____________________________________________________________ «Радуга»_____________________________________________________________ «Развитие»____________________________________________________________ Школа – 2100_________________________________________________________ «Средства развития речи».
2.7 Что является основным средством речевого развития ребенка? Почему? 2.8 Назовите виды деятельности, в которых осуществляется речевое общение детей дошкольного возраста. 2.9.Какие виды игровой деятельности используются для речевого развития? Коротко раскройте их основную цель. 2.10 Продолжите определение: Обучение – это _______________________________________________________ 2.12 Назовите виды занятий по развитию речи. 2.13 Какие требования предъявляются к проведению занятий по развитию речи: 1.________________________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________________________4.________________________________________________________________________________ 5.________________________________________________________________________________ 6.________________________________________________________________________________7.________________________________________________________________________________8.________________________________________________________________________________ 9._______________________________________________________________________________ Тема «Методы и приемы развития речи».
2.13 Заполните таблицу.
2.14 Назовите приемы и раскройте их в таблице.
«Методика развития связной речи» Темы: «Понятие, задачи, значение, функции связной речи» «Задачи и содержание обучения связной речи» «Беседа как метод обучения диалогической речи» «Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам, по картине.
Студент при прохождении темы должен усвоить: · Понятие связной речи, ее функции и формы, характеристику диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная. · Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного возраста. · Задачи и содержание обучения детей связной речи. · Развитие речевого общения и диалогической речи в раннем возрасте и у детей дошкольного возраста. · Воспитательно-образовательное значение беседы, виды, тематику и содержание бесед, структуру обобщающей беседы, приемы активизации мышления и речи в процессе беседы. · Особенности восприятия и понимания картин, типы картин для детских садов, требования к картинам. · Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек, требования к подбору предметов и игрушек. Литература: 1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 2012г. 2. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию Д/в № 9, 2015г. 3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. Д/в № 9, 2011г. 4. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов. Д/в № 5, 2009г. 5. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. –М., 2012г. 6. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. –М., 2012г 7. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. 8. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа. Д/в № 4, 2013г. 9. Люблинская А.А. Восприятие картинки //Очерки психического развития ребенка. –М., 2015г Развитие речи детей дошкольного возраста /Под.ред. Ф.А.Сохина. –М., 2014г. 10. Лямина Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. –М., 2014г. 11. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред.Ф.А.Сохина. – М., 2014г. 12. Ушакова О.С. Связная речь.// Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 2014г. 13. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Д/в № 12, 2007г. 14. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. –М., 2011г.
Литература дополнительная: 1. Базжина Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детская речь. – СПб, 2002г. 2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 2008. 3. Короткова Э.П. Учим рассаматривать картины.. –М., 2002г 4. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 2007г. 5. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М., 2004г. «Понятие, функции связной речи». 3.1 Продолжите определения: Связная речь – это_____________________________ Высказывание – это____________________________
3.2 Укажите в каких значениях употребляется термин «связная речь». 3.3 Укажите основные функции связной речи, в каких формах она существует. 1.____________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________ 3.4 Назовите две формы коммуникативной функции. Дайте им краткую характеристику. 3.5 Раскройте взаимосвязь монологической и диалогической речи. 3.6 Заполните таблицу:
3.7 Почему связная речь оказывает влияние на эстетическое воспитание? Приведите примеры.
«Задачи и содержание обучения связной речи». 3.8 На что направлена работа по развитию диалогической речи? 3.9 Раскройте группы диалогических умений. 3.10.Отметьте основные признаки монологической речи. 3.11.Какие умения необходимы для достижения связной речи? 3.12.Заполните таблицу:
«Беседа как метод обучения диалогической речи». 3.13 Продолжите определение: Беседа – это_____________________ 3.14 В чем состоит ценность беседы? 3.15.Что включает в себя содержание беседы? 3.16.Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы. Какие три типа бесед она выделила? 3.17.Чем определяется тематика бесед? «Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам, по картине». «Рассказы по игрушкам». 3.18 Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки? 3.19 Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения? 3.20 Какие виды игрушек используют для обучения детей монологической речи? 3.21 Какие виды занятий по игрушкам вы знаете? «Рассказывание по картине».
3.22 Какие серии картин специально разработаны для формирования умений описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте краткое содержание этим картинам. 3.23.Какие требования предъявляются при отборе картин? 3.24.В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Назовите виды рассказов и дайте краткое содержание.
3.25.Определите возрастную группу, составьте конспект занятия исходя из программных задач Конспект занятия для_________ группы по развитию речи Тема: Рассматривание картины «кошка с котятами»
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о домашних животных /кошка/. Учить отличать по характерным особенностям /усы, хвост, уши/. 2.Обогащать представление детей о поведении, питании кошки и котят. 3.Закреплять четкое произношение звука К /кошка, котята, котенок, клубок, молоко, лакает, корзина/. 4.Развивать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к животным. 5.Учить использовать в речи предлоги «на», «под». Материал к занятию: Ход занятия: Опрос по теме: «Обучение детей рассказыванию»
1.Для занятий по составлению рассказов по игрушкам в начале года воспитатель подготовила материал: · лодочка пластмассовая и деревянная · флажок из бумаги и материала · матрешки в красном и зеленом сарафане В какой группе ведется занятие? 2.Воспитатель подготовила к занятию по составлению описательного рассказа следующие игрушки: · кукла в зимней одежде · кукла в легком платье · грузовик · пожарная машина В какой возрастной группе проводится это занятие? 3. В какой возрастной группе воспитатель предлагает детям следующие игрушки для составления сюжетного рассказа: · мишка, · мяч · кукла · холодильник · газовая плита · грузовик · легковая машина 4. Воспитатель на занятии по пересказыванию берет новое произведение: Л.Толстого «Пожарные собаки». (приложение № 1) Определите группу. 5. Для пересказа на занятии взят новый рассказ Л.Толстого «У Розки были щенки». (приложение № 2) Определите группу. 6. Воспитатель на занятии по составлению описательного рассказа по картине в конце года использует такие приемы: а/ образец рассказа воспитателя б/ план в виде вопросов перед ответом каждого ребенка в/ подсказ г/оценка рассказа ребенка Берется картина «Детский сад» из серии «Мы играем». В какой возрастной группе используется? 7. На занятии составляют сюжетный рассказ по картине «Подарок маме на 8 Марта!! Используются такие приемы: а/ план для составления рассказа б/ воспитатель после ответа 3-х детей дает свой образец в/ оценивает рассказы детей 8.На занятии составляют сюжетный рассказ по картине «Кошка с котятами». Использует: а/ свой образец б/ план в виде вопросов в/ подсказывающие вопросы г/ оценку рассказов /сама оценивает и привлекает к ней детей/ В какой возрастной группе используются? (приложение №4) 9.В какой возрастной группе стоят такие задачи: Учить передавать короткие рассказы, сказки, впервые услышанные на занятии.
10.В «Программе воспитания и обучения» записано: Развивать способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам. О какой группе идет речь? 11. В какой возрастной группе учим детей, составлять небольшие рассказы на сюжет, предложенный воспитателем? 12.Воспитатель ведет занятие составление рассказа на тему: «Как Ваня заблудился в лесу». После названия темы дает время для обдумывания и начинает опрашивать детей. В какой группе идет занятие? 13.Воспитатель впервые предлагает детям такой рассказ «Моя комната» /по памяти/. Назовите группу. 14. Воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек». Ребенок должен достать игрушку, рассказать о ней. Воспитатель дала образец, неоднократно повторяет план рассказа о каждой игрушке. В какой возрастной группе проходит занятие? 15. В какой возрастной группе воспитатель спланировала на месяц следующие занятия: 1-неделя – пересказ знакомой сказки «Репка» 2-неделя – составление описания игрушки /пирамида, мишки разные/ 3-неделя – пересказ нового произведения «Кубик на кубик» /Я.Тайц/ (приложение № 5) 16. Определите возрастную группу. Занятия по рассказыванию чередуются следующим образом: 1-неделя – составление сюжетного рассказа по картине 2-неделя – пересказ рассказа Пришвина «Еж», впервые прочитанного на занятии (приложение № 6) 3-неделя – пересказ знакомой сказки 4-неделя – рассказывание по памяти «Моя елка» 5-неделя - творческий рассказ на тему: «Как дети нашли ежа» 17.Рассматривание картины «Кошка с котятами» и рассказывание детей по вопросам воспитателя. Какая это возрастная группа? 18. План по рассказыванию на месяц во II полугодии составлен следующим образом: 1-неделя – пересказ нового произведения «Умная галка» Л.Н.Толстого (приложение № 3) 2-неделя – составление описательного рассказа по картине 3-неделя – пересказ знакомой сказки 4-неделя – придумывание сюжетного рассказа по игрушкам: кукла, мяч, грузовик
«Методика развития словаря»
Темы: «Понятия, смысл, значение словарной работы» «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста» «Задачи и содержание словарной работы» «Общие вопросы методики словаря» Студент при прохождении темы должен усвоить: · Понятие развитие словаря · Знать определение словарной работы · Особенности развития словаря детей дошкольного возраста · Выделять задачи словарной работы · Знать содержание словарной работы с детьми дошкольного возраста · Знать принципы словарной работы · Задачи и этапы работы с детьми в разных возрастных группах. Литература основная: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старших дошкольников //Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности. –М., 2012г. 2. Кабан Ж. Обогащение и активизация словаря детей в процессе трудовой деятельности / Д/в № 11, 2015г. 3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 2013г. 4. Логинова В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 2014г. 5. Логинова В.И К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. –Л., 2012г. 6. Савельева Н.П. Обогащение словаря в процессе трудового воспитания //Д/в 1969г. № 11 7. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред.Сохина ФА.. –М., 2014г. 8. Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду. –М, 2006г. 9. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей»/раннего и дошкольного возраста/ - М., 2011г. 10. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 2014г. 11. К.Д.Ушинский «Родное слово» /книга для детей/ 12. Яшина В.И. Некоторые вопросы методики словарной работы в средней группе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. –М., 2015г. Литература дополнительная: 1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.,. 2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. –М., 2001г. 3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. –М., 2004г. 4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 2003г. 5. Логинова В.И., Мишарина Л.А. Формирование представлений о труде взрослых //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 10 6. Люблинская А.А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий // Очерки психического развития. –И., 2005г. -.393-412 7. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 2003г. 8. Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. –М., 2004г. – с.134 – 147 «Понятия, смысл, значение словарной работы». 4.1 Продолжите определения: Словарная работа – это_____________________ Развитие словаря – это______________________ 4.2 Продолжите определение: Слово – это_______________________________ 4.3 Заполните схему:
4.4 Продолжите определение: Смысл – это_______________ 4.5 Когда ребенок может освоить значение слова, что для этого необходимо? 4.6 На что направлена словарная работа в детском саду?
«Особенности развития словаря детей дошкольного возраста».
4.7.Составьте схему, в которой будет отражен рост развития словаря ребенка от 1 до 7 лет. 4.8.Заполните таблицу:
4.9.Назовите особенности понимания значений слов дошкольников. «Задачи и содержание словарной работы». 4.10 Выберете правильный ответ: «В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах…» 1 – М.М. Кониной 3 – В.И. Ядэшко 2 – Е. И. Тихеевой 4 – К.Д. Ушинского
4.11.Заполните схему:
4.12 Раскройте содержание словарной работы.
«Общие вопросы методики словарной работы».
4.13 Назовите принципы словарной работы. Что они определяют? 4.14 Назовите две группы методов. Что включают в себя эти методы? «Методика словарной работы в разных возрастных группах». 4.15 Ответьте на вопросы в соответствии со своей возрастной группой ДОУ. -Какие задачи ставятся в словарной работе в данной возрастной группе? -Укажите, особенности есть в речи детей данной группы (приведите примеры) -Выделите основные этапы работы. -Выделите требование, предъявляемые к занятию.
«Формирование грамматического строя речи»
Темы: «Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития детей» «Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка» «Пути фо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|