Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивное использование всех энергетических ресурсов




Ассаджиоли указывает на два основных энергетических ис­точника:

1) энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, то есть «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов;

2) высвобождающаяся на разных уровнях личности энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я.

Но энергию бессознательного недостаточно высвободить. Ее еще нужно направить в конструктивное, созидательное русло или, как говорит Ассаджиоли, трансмутировать (перевести в иное качество).

В этом смысле трансмутация напоминает то, что Фрейд назы­вал сублимацией. Однако у Ассаджиоли это не спонтанный за­щитный механизм личности, а целенаправленный (с помощью те­рапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.

Третья ступень

Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности

Анализ модельных компонентов идеального Я позволяет обна­ружить, что какие-то необходимые элементы недостаточно разви­ты или вообще отсутствуют. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Сюда же некото­рые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации лич­ности на пути к идеальному Я.

Для этого одновременно используются внутренний и внеш­ний пути.

Внутренний путь - это самовнушение, что необходимые эле­менты идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужно­го уровня. Самовнушение может использоваться и для устране­ния или уменьшения влияния на личность нежелательных эле­ментов.

Внешний путь - это действенное формирование и совершенство­вание необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки.

Здесь успешно используются бихевиористские методы как тре­нинга нужных умений (и качеств), так и систематической десенси­билизации или негативного подкрепления (для уменьшения или устранения) мешающих элементов.

Четвертая ступень

Гармонизация структуры личности

На этой ступени осуществляется четкое распределение и закре­пление иерархической зависимости (или субординационной соподчиненности) различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью.

Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психо­синтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармонич­ного соединения отдельных нот, которые существовали и до это­го, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.

Р. Ассаджиоли и его последователи разработали и широко рас­пространили во всем мире целый ряд интересных упражнений. Приведем наиболее популярные из них.

ПРАКТИКУМ

Предлагаем несколько упражнений, основу которых составля­ют разработки самого Р.Ассаджиоли и его известных учеников - П.Ферручи, М.Росселли и других.

Рабочая тетрадь

Одним из простых и важных повседневных упражнений «психосинтетики» считают ведение рабочей тетради. Это необхо­димо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенство­вания был более четким и эффективным. Многие интересные са­монаблюдения и идеи без записей забываются.

Записи приучают четче формулировать мысли, а значит, и лучше анализировать свои состояния. Анализ записей позволяет выявить определенные закономерности своих состояний и поведенческих ре­акций, которые без записей могут быть отнесены к случайным.

Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помога­ют отделить главное (то, над чем надо сконцентрировать работу в первую очередь) от второстепенного.

Ведение и периодический анализ рабочей тетради позволяет лучше познать самого себя, стать откровеннее с самим собой, а значит, и быстрее выявить истинные причины проблем и наметить более четкие пути их решения.

Добавлю, что регулярное ведение аналитических записей уже са­мо по себе хорошая рациональная терапия. Создается ощущение собственной действенности на пути решения проблем, а разложение этих проблем на составные части ведет к их «разминированию».

Это созвучно информационной теории эмоций В.П.Симонова. согласно которой сила эмоциональных переживаний уменьшается по мере повышения информированности индивида о причинах и содержании этих переживаний («не так страшен черт, как его ма­люют» нам наши эмоции и фантазии).

Можно сказать, что здесь метод рациональной психотерапии (стремление взглянуть на ситуацию не эмоционально, а рацио­нально) естественно комбинируется с бихевиористскими приема­ми систематической десенсибилизации, то есть притупления психотравмирующих эмоций путем их систематического (контро­лируемого) рассмотрения со стороны.

Ваши возможности

Это упражнение строится на контрасте ощущения положитель­ных и отрицательных переживаний.

Для этого найдите тихое спокойное место. Постарайтесь мак­симально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей.

Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, ста­раясь как можно ярче представлять различные проявления силь­ных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные стра­дания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п.

Затем - по контрасту с испытанными переживаниями - поста­райтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, ра­зум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п.

Почувствуйте и убедите себя в том, что так же как ваше вооб­ражение переключилось с отрицательных эмоций на положитель­ные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ва­ших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

Анализируйте ваши эмоции, успехи и временные трудности в рабочей тетради.

Кто я?

Как уже говорилось, основополагающую часть психосинтеза со­ставляет постоянно совершенствующийся самоанализ. Он включает уточнение своих не только положительных, но и отрицательных черт и особенностей их проявления.

Суть данного упражнения состоит в том, что, выбрав спокойное уединенное место, вы не спеша начинаете отвечать себе на во­прос «Кто я?»

Задав в окружающей тишине и в тишине собственной души этот вопрос, не спешите на него ответить готовыми формулиров­ками, а начните постепенно проявлять свой образ из тумана ва­ших противоречивых взглядов на него.

Помогайте себе зрительной фантазией, видя свое лицо, осан­ку, одежду, движения как бы со стороны.

Затем постарайтесь поярче выразить какую-либо свою черту, утрируя, как в пантомиме.

«Доверьтесь мудрости своего тела», - говорил Ассаджиоли, считавший, что мимика и жесты нередко лучше выражают истин­ную сущность человека.

Процесс самопознания достаточно длительный и предполагает регулярное ведение и анализ ваших записей.

Мы дополняем это упражнение «Кто я?» просмотром рисунков са­мого себя или, вернее, выражения своих определенных черт харак­тера, фотографий, видеозаписей, прослушиванием своего голоса.

Для объективизации представления о себе мы добавляем так­же упражнения «Я глазами других» и «По делам их судите их».

Имея некоторую фантазию, вполне доступно представить себя глазами тех, кто вас хорошо знает, вспомнить их положительные и негативные оценки вашего характера и поведения и постараться с максимальной объективностью проанализировать их. Даже если вы не согласны с какими-то оценками, подумайте, не дали ли вы повод для них. В общем, постарайтесь временно «влезть в шкуру» другого человека, а свой образ отделить от себя и начать рас­сматривать его с точки зрения и правоты этого человека. Это очень полезное упражнение в семейной конфликтологии.

Этому упражнению хорошо помогает следующее - «По делам их судите их».

Оценивая свое отношение к другим и их отношение к себе, проанализируйте, насколько ваши реальные поступки подтвер­ждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.

Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию ответом в соответствии с посло­вицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет воз­можности, кто не хочет - ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к лю­дям (а также их отношение к вам).

Разотождествление

Исходное положение то же самое - нужно найти тихое уеди­ненное место, удобно сесть, расслабиться, постараться отвлечься от посторонних чувств и мыслей и настроиться на данную работу.

Дальше в полной душевной тишине вы четко произносите про себя:

«У меня есть тело, но я не тело.

Я хорошо отношусь к своему телу, слежу за его чистотой и здоровьем, но я -не только тело».

Теперь закройте глаза и четко несколько раз подведите итог вашим рассуждениям одной краткой фразой:

«У меня есть тело, но я -не тело».

После определенной паузы, во время которой вы как бы вновь освобождаетесь от всех эмоций и мыслей, приступаете к прочувствованию следующей фразы:

«У меня есть чувства, но я - не чувства.

Я имею разные сильные чувства, они меняются от радост­ных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.

Чувства приходят и уходят, а мое Я - остается».

Закройте глаза и резюмируйте итог этого этапа, внушая себе мысль:

«У меня есть чувства, но я-не чувства».

То же самое проделайте по отношению восприятия своего ин­теллекта, подчеркивая разными фразами, что ваш интеллект мо­жет совершенствоваться, изменяться, направляться на разные объекты, тогда как ваша сущность остается неизменной.

Резюмируйте построение фразы самовнушения:

«Я обладаю интеллектом, но я-не интеллект».

При постоянном повторении этого упражнения ассоциативные связи закрепляются, и их промежуточные звенья смогут быть опущены, как при аутотренинге.

Вы научитесь достигать нужного вам разотождествления, упот­ребляя лишь резюмирующие фразы:

«У меня есть тело, но я -не тело.

У меня есть чувства, но я -не чувства.

У меня есть интеллект, но я - не интеллект».

Исходя из наших практических наблюдений, мы стали приме­нять несколько другой перевод этих завершающих фраз, которые рекомендуем произносить (про себя или вслух) с пафосом:

«Я хозяин, а не раб своего тела.

Я хозяин, а не раб своих чувств.

Я хозяин, а не раб своего интеллекта».

Возможно, ортодоксы психосинтеза осудят нас за такой воль­ный перевод, но мы исходили из демократического выбора самих клиентов. Некоторые из них длительное время держались за классический перевод, но потом все же предпочли наши форму­лы. Мы понимаем, что наш перевод вносит и другой психологиче­ский настрой, и поэтому не претендуем на то, что это то самое упражнение, которое Ассаджиоли называл «Кто я?», а наша твор­ческая модификация, показавшая свою практическую эффектив­ность.

Субличности

Выделите поочередно ваши основные субличности: Ребенка, Родителя, Супруга, Друга, Начальника, Подчиненного, Специали­ста в своей области, Обладателя какого-то хобби (филателиста, меломана, туриста т.п.).

Не спеша постарайтесь вжиться в образ и состояние каждой из этих субличностей, почувствовать ее, взглянуть ее глазами на мир, на людей, на себя, на другие субличности.

Постарайтесь критически проанализировать каждую из ваших субличностей: чем она вам помогает, а чем мешает.

В этом месте мы советуем клиенту попросить свои другие субличности критически высказаться в адрес этой субличности.

Например, две субличности, любящие одновременно и свою мать, и своего мужа (которые не симпатизируют друг другу), могут поспорить друг с другом. При грамотном психотерапевтическом ру­ководстве такой спор позволит каждой из субличностей объектив­ней увидеть свою и чужую правоту или необъективность и учесть это. Психотерапевт поможет вам лучше использовать преимущест­во каждой из субличностей и нейтрализовать или начать уменьшать ее вредное влияние на другие субличности. Постарайтесь прими­рить субличности под руководством лучшей из них.

Восхождение. В саду

Эти упражнения имеют много общего. Вы представляете суб­личность, с которой работаете либо в процессе восхождения на горные вершины среди красивых пейзажей, либо когда она на­слаждается красотой и ароматом цветов в прекрасном саду.

В обоих случая вы стараетесь создать для своей субличности светлый, эстетически высокий настрой, способствующий макси­мальному раскрытию в ней ответных светлых и высоких чувств. Кроме того, при восхождении к этому добавляется (по мнению французского психолога Дизоля) «акт подъема на высший уровень существования», как бы противоположный всему низменному и деградирующему.

Прочувствовав свои субличности в таких возвышенных услови­ях, проанализируйте их, запомните эти высокие ощущения, поста­райтесь закрепить и постоянно совершенствовать их в себе.

В этом вам поможет ваш постоянный самый доверенный собе­седник - рабочая тетрадь.

Я не роль

Это упражнение, так же как и большинство предыдущих, на­правлено на разотождествление с элементами личности или дез-идентификацию с субличностями.

Терапевтическая идея та же самая - дать понять и почувство­вать клиенту, что он может отделиться от мешающих ему состоя­ний и моделей поведения, что они не вросли в него «намертво» и что он не обязан тащить их как крест всю жизнь.

Следует постоянно помнить, что не надо лечить то, что не бо­лит. То есть анализировать, вычленять, разотождествлять (в смысле отделять от себя) нужно не все, что попало, а лишь то, что мешает клиенту настолько, что он сам с этим справиться не может и обращается за помощью к специалисту-психотерапевту.

Терапевт показывает клиенту, что неудовлетворяющие, трав­мирующие его взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыг­рать и по-другому.

Так с помощью психотерапевта разрушается (или корректируется) неудачная роль и создается более приемлемая. Клиент начинает сознательно играть ту роль (родителя, супруга, ребенка, сотрудника), которая его мучила. Убеждается, что это лишь роль, которая может быть сыграна и по-другому. Отделяет свою сущность от роли.

Мы советуем заканчивать это упражнение утверждением-самовнушением:

«То, что мне сейчас во мне не нравится,

не является моей неизменной сущностью.

Это лишь одна из ролей,

которую я могу сыграть по-другому

или отказаться играть вообще.

Я хозяин своих ролей, а не раб их».

Здесь в какой-то мере применяются бихевиористские приемы -подбор нужной и устранение ненужной роли методом проб и оши­бок (стимул-реакция) с положительным и отрицательным подкре­плением.

Ну и, разумеется, здесь, как и в других упражнениях психосин­теза, постоянно присутствуют элементы ролевой терапии, имаготерапии и психодрамы. Тут нельзя сказать, кто из великих психо­терапевтов и что позаимствовал у другого. Почти все классики психотерапии жили и создавали свои направления и школы почти в одно и то же время и под влиянием одних и тех же идей (важной роли бессознательного в формировании неврозов и защитных ме­ханизмов, объяснительных фикций, субличностей, ролей и т.п.).

Поэтому, несмотря на выдающиеся, вполне самостоятельные достижения каждого из терапевтических (и в первую очередь -психоаналитических) направлений, я глубоко убежден, что с прак­тической точки зрения в них больше общего, чем различного.

Отождествление с центром Я

К этому упражнению переходят только после успешного выполне­ния предыдущих: разотождествления себя с элементами личности (телом, эмоциями, интеллектом и т.п.), с субличностями, с ролями.

Осознав такое разотождествление, клиент должен осознать сущность своего истинного Я как центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу.

Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво на­блюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направ­ляя и изменяя их активность по моей воле».

Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествле-нию себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подгото­вительные стадии.

Это упражнение помогает быстро разотождествляться даже с сильно мешающей эмоцией, как бы отстраняя ее от себя, позво­ляя взглянуть на нее более холодно, со стороны.

Формирование нужного качества

Обычно это упражнение используется для формирования спо­койствия, однако может применяться и для развития других ка­честв, потребностей, манеры поведения.

Для формирования спокойствия рекомендуется сесть ком­фортно, максимально расслабиться.

Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто ов­ладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной само­регуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максималь­но спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.

Когда вы научитесь достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ «спокойного и уверенного себя самого», поста­райтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться макси­мально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспо­коящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепен­ное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилиза­ции - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).

Задание

Придумайте по аналогии сами несколько упражнений на фор­мирование других нужных качеств.

Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабо­чей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.

Формирование идеальной личности

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.

Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте в своем воображении образ того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны предста­вить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувст­вовать и мыслить.

Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного ге­роя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. По­старайтесь нарисовать его.

На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пре­делах ваших же лучших возможностей).

После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вжи­ваться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражне­ние ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы просну­лись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным само­внушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от склады­вающихся обстоятельств.

Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причи­ны временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в на­стоящее время широко используются как самостоятельный психо­терапевтический метод имаготерапия (от англ. image - образ).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С.Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только поло­жительным, но и отрицательным) Однако психофизический меха­низм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

Синтез

Некоторые специалисты считают это упражнение самостоя­тельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать ра­боту по их примирению.

Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сенти­ментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненавис­ти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражне­ний - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого вы берете чистый лист бумаги, делите его на две по­ловины.

На одной половине символически изображаете одно из противо­положных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой -их «полярности».

Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной ко­манде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.

Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зре­ния, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мир­ных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите запи­си всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющие­ся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается основная идея психосинтеза?

2. «Взаимоотношения» психоанализа и психосинтеза.

3. Какие идеи и методы Фрейда, Юнга и Адлера нашли свое отражение в психосинтезе Р. Ассаджиоли?

4. Структура личности по Ассаджиоли и ее принципиальное отличие от структуры личности по Фрейду.

5. В чем заключается метод контроля над элементами?

6. В чем заключается метод работы над субличностями?

7. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные этапы практической реализации техники психосинтеза.

САМОАНАЛИЗ К. ХОРНИ

Не умаляя значения других представителей психоаналитиче­ских трудов и школ, мы, учитывая нашу задачу немедицинской ориентации, остановимся на анализе еще одного метода, который стихийно применяется каждым человеком, а как научный метод введен и обоснован Карен Хорни.

О Карен Хорни написано много: и о ее теории «базальной тре­вожности», и о «невротической личности», и о «женской психоло­гии», и о вкладе в феминистское движение.

Зигмунд Фрейд считал, что психоаналитический самоанализ не может дать достоверных результатов и потому (именно с пози­ции классического психоанализа) невозможен. Хотя, справедли­вости ради, стоит отметить, что многие идеи и технические приемы психоанализа Фрейд разработал именно в результате самоанализа. Но он считал это лишь ранней исследовательской стадией форми­рования психоанализа, а не методом, который может быть пред­ложен и доступен другим именно с целью психотерапии.

Карен Хорни (1895-1952), представительница неофрейдизма, считает, что самоанализ вполне может эффективно применяться при обязательном соблюдении следующих требований:

1. У клиента должен быть сильный и устойчивый мотив для самопознания. Этот мотив должен не ослабевать на протяжении длительного и трудного процесса самопознания.

2. Приступая к самоанализу, клиент должен быть вооружен необходимым минимумом знаний о бессознательном и его влия­нии на психические состояния и поведение человека, а также об основных методах техники психоанализа. Для этого надо прой­ти соответствующую подготовку под руководством опытного психоаналитика. Клиент должен быть убежден в необходимости безжалостно откровенного взгляда на себя, свои проблемы и их истинные причины.

Настоящую пользу психоанализ, проводимый опытным психо­аналитиком, может принести в сочетании с выполнением индиви­дом домашних заданий.

И все же, как показывает практика, механизмы самозащиты (неосознанного самообмана) при проведении самоанализа меша­ют проникновению в подсознание и нередко искажают представ­ление об истинных причинах проблемы, что мешает ее решению.

Однако мы считаем, что применительно к нашим задачам психолого-педагогической психотерапии самоанализ может быть достаточно эффективным инструментом самокоррекции и самосовершенствования при непременной корректировке своей самооценки, при сопоставлении ее с более объективными пока­зателями (мнением других, анализом конкретного поведения и деятельности).

Мы не будем здесь углубляться в теорию и практику самоана­лиза К. Хорни, так как он представляет собой главным образом теорию и практику психоанализа (с которыми вы уже кратко оз­накомились) применительно к самому себе. Поэтому пусть это и будет ваше задание для самоподготовки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...