Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое обоснование использования книг с лечебной целью




А.М. Карпов, Ю.Н. Дрешер

 

К числу 3-х обязательных условий, необходимых для жизни человека относятся обеспечение потребностей в информации, в энергии и в пластических материалах. Потребность в энергии и в веществах, из которых строятся клетки и ткани организма, реализуется через питание. Информация о биологических процессах, происходящих в организме, заключена в ДНК. Организм функционирует как сваморегулирующаяся система, обладающая полным информационным и «материально техническим» обеспечением механизмов саморегуляции.

Человеку, как разумному и социальному существу, для приспособления к жизни в природе и обществе генетической информации недостаточно. Человеку необходимы знания о явлениях и законах природы и общества. Информационное обеспечение обо всем, что происходит вне организма человека, за пределами саморегуляции люди получают из книг. Книги являются функциональным аналогом ДНК, так как в них собрана вся информация о том, что возможно и невозможно в мире природы и людей. Знания, необходимые для решения актуальных социальных, производственных и всех прочих задач человек получает из книг.

Информация, содержащаяся в книгах в форме графических буквенных и словесных символов, в процессе чтения переносится с бумаги в мозг – в память, включается в интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие психические функции и процессы.

Это великое чудо и таинство, которое мы не осознаем и не в неполной мере используем. От содержания и усвоения прочитанного зависит содержание памяти, развитие мышления и речи, творческие способности, степень актуализации потребностей, выбор стратегий поведения и технологий для выполнения производственных задач отдельными людьми и их сообществами. А от этого зависит уровень развития науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры, стабильности и порядка в семье, в коллективе, городе, стране, мире и т.д. Все богатства культуры и науки хранятся в книгах и люди получают доступ к их использованию благодаря чтению. Книги способствуют превращению биологического организма в личность, обладающую социальными признаками, и определяют количественные и качественные характеристики их развития

 

В чудесном процессе чтения можно выделить несколько компонентов.

Сам процесс чтения является вариантом трудовой деятельности, имеет все признаки трудовой деятельности - целенаправленность, осмысленность, активность, произвольность, продуктивность, самоосознание, нравственную оценку содержания, социализацию, соотнесение полученной информации со своими социальными и биологическими потребностями, прогнозирование, творчество, предполагает получение полезного результата. Чтение – это занятие имеющее очень сложную и тонкую структуру. Но это не осознается и кажется естественным. В процессе чтения активизируются и развиваются как отдельные функции – внимание, воображение, память, мышление, эмоции, воля, так и взаимодействие между ними. То есть, чтение способствует интеграции психических функций. Это очень ценный результат, так как при многих психических заболеваниях нарушается интеграция психических функций – при алкоголизме, наркоманиях, при шизофрении и т.д.

При специальном подборе книг можно подобрать такие тексты, которые будут оказывать нужное избирательное, корригирующее влияние на отдельные функции, например, развивать мышление, внимание, воображение, память, эмоции и т.д. Ресурс такого использования книг для психотерапевтических целей неисчерпаем.

Библиотеки являются аналогом аптек, в которых книги-препараты хранятся и не портятся веками, могут применяться многократно множеством людей без потери в качестве и количестве эффектов, причем бесплатно, повторно, длительно, без опасности отравлений и заражения гепатитом, вирусом ВИЧ, побочных действий; не требуют никаких инструментов и условий – стерильности, шприцев, капельниц, больничных коек, медперсонала и т.п.

Лекарства действуют на элементарные биологические структуры - рецепторы, клеточные мембраны, гены, ферменты и др. Их действие реализуется через ограниченные биологические ресурсы организма человека. Лечебное действие книг реализуется через богатейшие, безграничные ресурсы знаний, опыта, культуры, нравственности накопленные человечеством, усвоенные человеком

Наличие опасности при дефиците информации о том, как ее устранить, являются причиной для возникновения стрессовых расстройств. Стресс оказывает деструктивное влияние на психическое и психологическое состояние человека, вызывает дезорганизацию его поведения. В книгах человек может найти необходимую информацию, понять ситуацию, разработать программу действий, преодолеть опасность, адаптироваться к трудностям жизни.

Чтение правильно подобранных книг способствуют обретению конструктивности в представлениях и последовательности в мыслях, целесообразности и успешности в действиях. Чтение книг способствует становлению гармонии и упорядоченности в душе и поведении человека, в отношениях между людьми, человеком и природой, уменьшает хаос и деструктивность.

Знания являются средством профилактики ошибок в отношениях между людьми, в профессиональной деятельности, во взаимодействии с природой. Знания предоставляют возможности предупреждения техногенных катастроф и войн, заражения болезнями и преждевременного разрушения здоровья. Человек, который много читал, имеет большой кругозор, информирован о том, как поступать в трудных и опасных ситуациях является более устойчивым к стрессам. У него ниже риск развития психосоматических заболеваний – гипертонической болезни, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и 12перстной кишки, и др.

Чем больше люди пользуются библиотеками, тем меньше они пользуются аптеками. В настоящее время эта закономерность доказывается «от противного» – библиотек становится меньше, зато число аптек скоро сравняется с числом домов.

Высокий моральный авторитет книги в эпоху засилья рыночных отношений стал эксплуатироваться бизнесменами. Книг стало много, но цель их производства изменилась. Книги, также как и радио, телевидение, эстрада, музыка и др. стали средством обогащения собственников, разрушения нравственного, психического и физического здоровья народа. Смена государственной идеологии, освобождение от «гнета» нравственных идеалов, открыла возможности для того, что все воспитательные, информационные, эмоциональные, социальные и другие ресурсы влияния книги на людей, стали использоваться для достижения противоположных целей - для выполнения социально-экономических реформ, ликвидации «рабской» коммунистической идеологии, патриотизма, коллективизма,

национальных нравственных устоев, культурных норм и традиций.

Люди не готовы к такой смене роли книг. Их отношение к книге как к носителю нравственности, знаний и мудрости сохраняется. Они не имеют знаний и навыков для того, чтобы оценить все достоинства и пороки книги, сделать правильный выбор. Продолжая сравнение книг с лекарствами, скажем, что лекарства подбирают врачи, владеющие технологиями распознавания болезней и дифференцированного подбора способов их лечения.

Для подбора книг с лечебной целью врачи не получают подготовки.

Для профессионального использования библиотерапии нужны специалисты, которых еще предстоит готовить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...