Развитие мировой валютной системы в ХХ веке.
Проблемы формирования, регулирования и финансирования платежного баланса Республики Беларусь. Платёжный баланс — движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платёжный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Совокупность всех внешнеэкономических связей государства с другими странами находит отражение в платежном балансе. Платежный баланс характеризует финансовое положение страны на международном рынке, является основным инструментом для экономического анализа внешнеэкономической деятельности страны, с его помощью можно установить платежеспособность страны, поэтому особое значение приобретает его анализ [1, с. 164]. Отметим, что за 2014 г. сальдо счета текущих операций сложилось отрицательным (5,1 млрд дол. США, или 6,7 % ВВП; за 2013 г. — в раз мере 7,6 млрд дол., или 10,4 % ВВП), что свидетельствует об оттоке валютных средств из страны. В том числе с дефицитом сформировались: сальдо внешней торговли товарами (2,6 млрд дол.), первичных и вторичных доходов (2,4 млрд дол. и 2,3 млрд дол. соответственно). При этом сальдо торговли услугами сложилось положительным (в раз мере 2,2 млрд дол.), что частично компенсировало дефицит по остальным статьям. Рассматривая изменение состояния счета текущих операций в динамике, отметим, что характерной чертой данного показателя является наличие отрицательного результата. В 2014 г. наблюдалось положительное сальдо счета операций с капиталом (в размере 7,7 млн дол.). Сальдо финансового счета в стандартном представлении платежного баланса за 2014 г. сформировалось отрицательным (в размере 5,7 млрд дол.). Это означает, что экономика Республики Беларусь оставалась «чистым заемщиком» финансовых ресурсов у остального мира. Сальдо платежного баланса, требующего финансирования, составило 3410,3 млн дол. и оказалось значительно больше, чем в 2013 г. [2]. Финансирование осуществляется за счет расходования резервов и привлечения кредитов. Однако, учитывая тот факт, что объем официальных резервов, необходимых для поддержания платежеспособности страны, по критерию Редди1 находится на не достаточном уровне, можно заключить, что резервные активы являются лишь вторым эшелоном защиты платежного баланса. Несбалансированность счета текущих операций обеспечивается привлечением иностранных инвестиций. Однако в их структуре преобладает ссудный ка питал, что создает долговые обязательства. Подтверждение этому — показатель внешнего долга Республики Беларусь (52,8 % годового ВВП), причем наблюдается тенденция его роста. Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что платежный баланс Республики Беларусь имеет ряд отличительных черт: устойчивый дефицит счета текущих операций; увеличение отрицательного внешнеторгового сальдо; рост отрицательного сальдо инвестиционных доходов; преобладание в структуре привлекаемых иностранных инвестиций ссудного капитала; резкие колебания объема валютных резервов и их недостаточное количество. Поскольку для развития экономики наилучшим вариантом является сбалансированность счетов платежного баланса, для его урегулирования предлагается использовать следующие меры: государственное регулирование экспорта, дефляция, изменение паритета валюты, инструменты денежно-кредит- ной политики, инструменты финансовой политики; валютный контроль; согласование условий кредитования, операции СВОП и др.
Развитие мировой валютной системы в ХХ веке.
Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений между странами, которая возникла в ходе развития мирового хозяйства и юридически закреплена международными соглашениями. Международная валютная система прошла долгий путь от стихийно функционировавшей системы, основанной на золотом стандарте, до целенаправленно регулируемой и опирающейся на бумажно-кредитные деньги. В истории развития мировой валютной системы принято выделять три основных этапа. Первый этап – конец XIX века – начало 40-х годов XX века. К концу XIX века в мире стихийно сложилась система золотого стандарта. В это время все функции денег выполняло золото, а бумажные деньги являлись его представителями и свободно обменивались на золото в соответствии с указанным на них официальным золотым содержанием. В этих условиях валютный курс каждой страны устанавливался на основе золотого паритета – соотношения валют, соответствующего их золотому содержанию. Например, если в 1913 г. один фунт стерлингов равнялся 7,32 гр. золота, а один доллар – 1,5 гр. золота, то соответственно, за один фунт стерлингов давали 4,86 долл. Второй этап (середина 40-х – начало 70-х годов). Основы новой международной валютной системы были заложены на валютно-финансовой конференции ООН в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), где было достигнуто соглашение о создании системы регулируемых и связанных между собой валютных курсов. Для регулирования международных валютных отношений были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Бумажные деньги внутри страны могли быть обменены на доллары, но на золото они не обменивались. Только центральные банки имели право предъявить доллары Соединенным Штатам для размена их на золото. Таким образом, золото использовалось для денежных расчетов только между странами. Третий этап (с середины 70-х годов по настоящее время). В 1976 г. на совещании МВФ в Кингстоне (Ямайка) были определены основы новой мировой валютной системы. Ныне действующая Ямайская валютная система предполагает: 1. Официальную демонетизацию золота, т.е. отказ от использования золота как основы для установления стоимостных паритетов, полный отрыв современных кредитных денег от золота;
2. Ликвидацию государственного и межгосударственного контроля над мировыми рынками золота. Со второй половины 70-х годов золото превратилось в обычный рыночный товар. 3. Введение в качестве резервной наряду с национальными валютами наднациональной валюты – «специальных прав заимствования» (СДР). СДР – международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами МВФ пропорционально их квотам в МВФ. 4. Свободу выбора валютного режима. Страны вправе сами определять режим валютного курса, т.е. устанавливать фиксированные (твердые) или плавающие (складывающиеся под влиянием спроса и предложения валюты) курсы. Таким образом, валютные отношения между большинством стран сегодня основываются на плавающих (гибких) курсах их национальных валют. Преобладание плавающих валютных курсов связано с глубокими структурными изменениями, происходящими в системе международных расчетов, с резко возросшими масштабами финансовых операций, которые превысили объем расчетов по торговым операциям почти в 10 раз, с тем, что движение финансовых потоков во многом определяется особенностями бюджетной, налоговой и кредитной политики, проводимой тем или иным государством. Огромную роль в регулировании современной мировой валютной системы играют созданные в соответствии с Бреттон-Вудсскими соглашениями МВФ и МБРР. Международный валютный фонд – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН, начала функционировать с марта 1947г. Основными целями деятельности МВФ являются: • содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и устранения валютных ограничений; • предоставление государствам-членам кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|