Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы «Теория обучения» и «Педагогические технологии»

Занятия 7-8. Сущность и особенности основных педагогических технологий.

 

Занятия проходят в форме конференции, где каждый студент (группа студентов) представляет свою технологию, акцентируя внимание на достоинствах, недостатках и возможностях применения в современной российской школе. Форма представления – по выбору студентов (рассказ, сообщение, мультимедиа-презентация, видеофильм, реферат, практическая демонстрация элементов технологии и др.). Литература подбирается студентами самостоятельно, с применением электронного каталога библиотеки ВГПУ.

 

Примерная тематика и содержание выступлений:

1. Объяснительно-иллюстративные технологии. Механизмы функционирования объяснительно-иллюстративных технологий. Традиционный урок в объяснительно-иллюстративной технологии: плюсы и минусы. Совершенствование традиционного урока. Пути реформирования традиционной системы обучения.

2. Технология полного усвоения. Проблема разброса успеваемости учащихся. Концептуальные идеи технологии полного усвоения (Дж. Кэрролл, Б. Блум). Последовательность шагов обучения в технологии полного усвоения. Методические аспекты организации обучения по технологии полного усвоения. Нерешенные проблемы и ограничения технологии полного усвоения.

3. Технологии развивающего обучения. Общие теоретические основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Технологии развития творческих качеств личности (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

4. Технология проблемного обучения. История развития проблемного обучения. Научная и учебно-познавательная проблема. Виды и уровни проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Приемы создания проблемных ситуаций. Последовательность шагов в проблемном обучении. Эвристическое обучение. Условия эффективности эвристической беседы. Основные функции и признаки проблемного обучения. Нерешенные вопросы проблемного и эвристического обучения.

5. Технология программированного обучения. Концептуальные идеи и принципы программированного обучения. Этапы программированного обучения. Линейное, разветвленное, шефелдское, блочное программирование. Средства программированного обучения. Условия эффективности программированного обучения, его место в процессе обучения.

6. Витагенное обучение с голографическим методом проекций. Теоретические основы витагенного образования. Голографические технологии в педагогике. Приемы витагенных технологий с голографическим методом проекций.

7. Технология модульного обучения. Понятие «учебный модуль». Структура учебного модуля. Сущность модульного обучения и его принципиальные отличия от других видов обучения. Основные принципы построения модульных программ. Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Модульная программа. Технология проблемно-модульного обучения, ее сущность, структура и возможности. Дидактические условия эффективности модульного обучения. Достоинства, недостатки, ограничения, нерешенные проблемы модульного обучения.

8. Технология уровневой дифференциации в обучении. Понятие внешней, внутренней, смешанной дифференциации в обучении. Критерии дифференциации. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация обучения по уровню умственного развития (Н.П. Гузик). Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Условия организации разноуровневого обучения. Последовательность шагов в технологии дифференцированного обучения.

9. Личностно-ориенированные технологии обучения. Сущность и назначение личностно-ориентированных технологий. Система индивидуально предписанного обучения (США). Технология индивидуализированного обучения (И.Уит). Адаптивная система обучения (А.С. Границкая), обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков). Обучение в малых группах по методике сотрудничества. Система бригадно-индивидуального обучения.

10. Игровые образовательные технологии. Педагогическая (дидактическая) игра как организация обучения, воспитания и развития личности. Психологические механизмы игровой деятельности. Функции и классификация дидактических игр. Принципы конструирования и технологическая схема деловой игры. Подготовка, проведение и анализ деловой игры. Возможности игровых технологий и дидактические условия их эффективности.

11. Компьютерные технологии в обучении. Компьютеризация и информатизация обучения. Мультимедиа–технологии. Модели дистанционного обучения. Основные компоненты дистанционной образовательной технологии. Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования. Информационно-предметное обеспечение компьютерных технологий.

12. Метод проектов. Исторические и педагогические корни метода проектов. Организация проектной деятельности. Типология проектов. Технология и структура проектов. Основные требования к использованию метода проектов. Особенности телекоммуникационных проектов. Метод проектов в системе школьного и вузовского образования.

13. Педагогическая технология «Портфель ученика». Психолого-педагогиеские условия и принципы применения технологии «Портфель ученика». Типы портфолио, их различия, достоинства, недостатки. Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы. Роль и место технологии «Портфель ученика» в учебном процессе.

14. Ситуационный анализ (case-study). История возникновения технологии. Виды ситуационного анализа. Деятельность учителя и учеников в условиях применения технологии кейс-стади. Методология применения ситуационного анализа в условиях современной школы. Приемы создания ситуаций.

 

 

Примерные вопросы к зачету по курсу «Педагогика»

Разделы «Теория обучения» и «Педагогические технологии»

1. Дидактика как научная педагогическая дисциплина.

2. Основные дидактические понятия и их соотношение.

3. Сущность, движущие силы, функции и логика обучения.

4. Двусторонний и личностный характер обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

5. Законы, закономерности и принципы обучения.

6. Целеполагание (целеобразование) в обучении.

7. Содержание образования: сущность, исторический характер, подходы, теории, требования к отбору.

8. Компетентностный подход в образовании.

9. Документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

10. Результаты освоения основных образовательных программ общего среднего образования.

11. Универсальные учебные действия, их классификация.

12. Система методов обучения.

13. Система средств обучения.

14. Модели организации обучения.

15. Урок как основная форма обучения. Типы уроков и их структура. Подготовка учителя к уроку.

16. Требования к современному уроку.

17. Анализ и самоанализ урока.

18. Образовательная среда..

19. Диагностика и контроль в обучении.

20. Предметное тестирование. Рейтинговая система учета знаний.

21. Организация ЕГЭ.

22. Инновационные образовательные процессы.

23. Теоретические основы педагогических технологий.

24. Технология конструирования педагогического процесса.

25. Интерактивные технологии обучения.

26. Игровые технологии обучения.

27. Технология профильного обучения.

28. Технология дистанционного обучения.

29. Технология развивающего обучения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...