Чего не стоит делать родителям
ДАВЯТ НА БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ "Те, кто придумывает такие игры, тонко разбираются в психологии подростков, – говорит практикующий психолог Ольга Перекопайко. – Они давят сразу на три болевых точки. Во-первых, берут на слабо – многие выполняют задания преступников, чтобы доказать себе и кому-то свою силу. Во-вторых, они манипулируют детьми – страх потерять родных сильнее страха собственной смерти. А в-третьих, они преподносят самоубийство как уход от всех проблем в жизни, помощь и облегчение. Мошенники знают, что ребята помладше расскажут о таких играх взрослым. Те, кто постарше, включат критическое мышление и не поверят преступникам. А вот ученики 5-7 класса еще не понимают, что угрозы от кураторов игры, скорее всего, пустые, и из страха выполняют их приказы". Психолог отмечает, что в популярности этой игры косвенно виноваты сами родители. "В Украину эта игра пришла еще перед Новым годом. Многие дети рассказывали о ней родителям, но те только отмахивались, не воспринимая их рассказы серьезно. Это вообще большая проблема родителей подростков – часто они настолько заняты, что уделяют слишком мало внимания детям. И те думают: "Ну что ж, может, если я умру, то хоть тогда они обратят на меня внимание". Опасность вовлечься в такие игры особенно велика у детей, чьи родители находятся в состоянии развода или в семье есть другие неурядицы. Также проблема многих родителей в том, что они не научили детей думать самостоятельно. Они всегда все решали и выбирали за них – и на выходе получили подростка, который просто не умеет принимать решений сам. Многие дети начинают участвовать в игре с мыслью "Попробую, а потом брошу", но бросить не так легко – именно потому, что отвечать за свои действия их никто не научил.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ: 7 СОВЕТОВ Задайте ребенку нейтральный вопрос – мол, слышал/-а, что сейчас популярна какая-то игра "Синий кит". И послушайте, что ребенок вам расскажет. Если он ничего о ней не знает – хорошо (тут главное не вдаваться в подробности, чтобы не разбудить в нем любопытство). Если знает, внимательно слушайте рассказ. Если в нем полно подробностей и деталей, о которых не пишут в сети, то есть риск, что ваш ребенок уже в игре. Также должно насторожить, если сын или дочь ведут рассказ о подружке, участвующей в игре – вполне вероятно, что он врет и играет сам. Нет смысла говорить, что такие игры опасны – на подростков это уже не действует. Гораздо эффективнее сказать, что ими манипулируют. Для них будет откровением, что человек, угрожающий их родным, скорее всего, больной и живет в другом городе или даже стране. И его задача – не убить родителей, а заставить ребенка выполнить его волю. Детей такое очень отрезвляет! Расскажите им, что на манипуляции "ведутся" все – сколько взрослых несут все свои сбережения мошенникам, которые звонят им среди ночи и говорят, что их близкие попали в беду! Покажите ребенку, что все уязвимы – для него очень важно услышать это от авторитетного взрослого. Задача вашего разговора – научить подростка мыслить критично и спрашивать себя о цели того или иного поступка, обдумывать все, что с ним происходит. Многие родители в панике решают установить тотальный контроль над ребенком – забрать телефон, закрыть дома и т.д. В этом тоже нет смысла – в XXI веке подросток, если захочет, всегда найдет гаджет и доступ в сеть. Чем больше его ограничивать – тем больше способов обойти запреты будет находиться. Ваша задача – не контролировать, а дать поддержку, чтобы ребенок пришел к вам с проблемой, а не скрывал ее до последнего.
Сейчас как никогда важна эмоциональная связь с ребенком. Больше обнимайте его, рассказывайте, что в его возрасте тоже ошибались, встревали в какие-то опасности, и вам помог кто-то из взрослых. Ребенку важно понимать, что даже его "идеальные" родители тоже оступались, и это нормально, так же как и нормально просить помощи у других. Если понимаете, что сейчас ребенок вас не воспринимает, попросите его говорить с тем из взрослых, кому он доверяет – школьным психологом, родственником и т.д. Даже если вы уверены, что в вашей семье все хорошо, лишняя бдительность не помешает. Подобные игры – тот случай, когда вторжение в частную жизнь сына или дочери оправданы. Просматривайте их телефоны и страницы в соцсетях – но только так, чтобы он не узнал об этом! Если понимаете, что ребенок таки в игре, Боже вас упаси его ругать. Проявите другие эмоции – заплачьте, покажите, как сильно вы расстроены и как за него волнуетесь. Обязательно подключайте папу – в такой ситуации мужское слово сильнее "мамского". В разговоре с дочерью отцу надо найти, за что ее похвалить, а с мальчиками лучше говорить в духе "Давай поговорим как мужчина с мужчиной, что мы (именно мы!) можем сделать в этой ситуации". Если папы нет, попросите поговорить того, кому ребенок доверяет – дядю, мужа сестры и т.д.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ 1. Устраивать проверки и досмотры – ребенок только закроется и научится лучше скрывать свои действия. Подростку нужна своя территория, частная жизнь. Онлайн-разговоры – это самое интимное, что может быть у него, поэтому родитель не просто не имеет права их читать. Вторгаясь в личное пространство ребенка, взрослый выявляет свое неуважение и непринятие подростка как полноценно функционирующего человека. 2. Запрещать общение в социальных сетях. Именно онлайн проходит значительная часть жизни ребенка, и он будет не готов с нею расстаться. Чтобы продолжить общение, подросток может тайком заходить в интернет. Это приучит его обманывать. Если же ребенок очень послушный и не будет нарушать запрет – то понимание, что виртуальная жизнь друзей проходит мимо – сделает подростка несчастным. 3. Ругать ребенка и кричать на него. Лучше изложить переживания спокойно, называя чувства и состояния, которые испытывает родитель. Это удовлетворит потребность подростка в "глубоком" и понимающем общении, позволит наладить контакт, разобраться в ситуации и понять позицию взрослого. Кроме того, проговаривая свои состояния, взрослый показывает, каким образом он регулирует свои эмоции, что позволит подростку научиться делать то же самое.
4. Давить на подростка. Не стоит ожидать от ребенка, что он должен отвечать ожиданиям родителей. Важно объяснить ему, что даже если подросток не будет подходить под все критерии успешного человека, родители все равно любят его и готовы поддержать. 5. Сравнивать с другими. Сравнивая подростка с другими, взрослые отвергают его таким, какой он есть. Это нарушает самоидентичность подростка (я не такой, как надо) и развивает в нем ощущение одиночества, ненужности и своей неполноценности. 6. Пугать неизвестностью (фразы типа "только попробуй"). Непонятные наказания развивают фантазии на тему "что же это могло бы быть". Такие фразы усиливают тревогу, что может стать для ребенка невыносимым (и спровоцировать нежелательные действия). Если же после совершения запрещенных действий наказание ребенка оказалось слишком незначительным или и не последовало вообще – то родители теряют авторитет. 7. Игнорировать манипулятивные фразы ребенка на тему его смерти ("лучше бы я умер…", "что бы вы сказали на моих похоронах?" и т.д.). Очень важно чтобы взрослые говорили о смерти с ребенком: о том, что она может быть ужасна, некрасива, что ждет человека после нее (зависимо от религиозной принадлежности семьи). Такая тема беседы заставит задуматься о смерти и увидеть ее не только своими глазами. Конечно, не стоит с подобными разговорами переусердствовать – они напугают ребенка. Но именно таким образом подкрепляется страх смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|