Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность педагогического процесса.




Педагогический процесс – специально организованный, позитивно-результативный образовательный процесс, в котором педагогическое взаимодействие субъектов осуществляется в целостном сочетании процессов воспитания, обучения, развития.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике.
Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется еще в более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание трудолюбия, честности, познавательной активности и т.д.).
Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.
На ранних стадиях развития человечества воспитание осуществлялось в процессе участия детей в жизни взрослых (производственной, общественной, игровой, ритуальной). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение.
С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объем знаний, умений, навыков, которые должен был усвоить человек. Это привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль начинает играть систематическое обучение, основная функция которого заключалась в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче.

Обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс обучение включает в себя две части:
-преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
-учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
В педагогическом процессе происходит развитие личности.
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физического и духовного начала человека. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

30. Целостность педагогического процесса.

Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.
Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.
Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.
Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательны устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены.
Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Здесь информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

31-32. Структурные компоненты педагогического процесса

Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Он имеет уже специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания — из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Педагогический процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, коммунистического воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и ана-литико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру.
Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

33. Движущие силы педагогического процесса.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле.
Таким образом, не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс — это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

34. Специфика процесса обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс

Необходимость выявления специфических особенностей процессов обучения и воспитания

Единство процессов обучения и воспитания не означает что они не имеют своих специфических особенностей. Известно, например, что А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр. Вот почему при сравнении этих процессов надо обязательно опираться на весьма важный методологический принцип выделения доминирующих функций обучения и воспитания.

Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

Соответственно имеют свои доминирующие характеристики задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.

Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.

Говоря более обобщенно, можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения особенно непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Специфика форм обучения и воспитания

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.

Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе — классе, по определенному учебному плану, по строго очерченным программам. Процесс воспитания в условиях общеобразовательной школы не столь строго регламентирован. Он имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, политической, куль турно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста. На сравнительно длительном отрезке времени все члены ученического коллектива должны пройти через разнообразные виды деятельности и воспитательные ситуации, которые обеспечат возможно более всестороннее воспитание и развитие личности.

В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации этого процесса; более того, ими надо активно и в меру возможностей данного коллектива управлять.

Специфика и взаимоотношения методов обучения и воспитания.

В особом рассмотрении нуждается проблема соотношения методов обучения и воспитания. Из самой сущности целостного педагогического процесса как процесса воспитания в его широком смысле вытекает представление о педагогических методах как единстве методов обучения и воспитания. К сожалению, классификации методов обучения и воспитания до последнего времени были построены на разных основаниях, что искусственно отдаляло рассмотрение их взаимосвязей и специфики.

Мы исходим из того, что в основу целостной классификации педагогических методов должна быть положена концепция человеческой деятельности, развитая в трудах К. Маркса. Опираясь на нее, советские психологи выделяют в любой деятельности элементы организации, стимулирования и контроля. Поскольку методы обучения и воспитания являются способами взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитуемых, направленной на всестороннее, гармоническое развитие личности коммунистического типа, то и при классификации методов обучения и воспитания целесообразно выделять методы организации деятельности педагогов и воспитуемых, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.

В действующей программе по курсу педагогики выделяются три основные группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов). К ним относятся лекции, рассказы, доклады, беседы, диспуты, конференции, а также влияние примера воспитателя и др.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся: педагогические требования, поручение, создание воспитывающих ситуаций и др.

3. Методы стимулирования деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, соревнование и др.

 

Что касается методов обучения, то они классифицируются по трем основным группам:

1. Группа методов организации учебно-познавательной деятельности. Сюда входят словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Группа методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, учебные дискуссии и др.).

3. Группа методов контроля (устный, письменный, лабораторный контроль и др.) и самоконтроль в процессе обучения.

 

Таким образом, в сравниваемых нами классификациях методов воспитания (в узком смысле) и обучения имеется много общего. И в одном и в другом случае за основу берется организация деятельности. Только в случае обучения акцент делается на учебно-познавательную деятельность при использовании всех других ее видов, а в процессе воспитания на общественно полезную деятельность в ее самых разнообразных видах. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Поэтому в классификацию методов воспитания полезно добавить методы контроля и самооценки, а в классификации методов обучения усилить роль методов стимулирования, которые давно уже применяются в воспитательном процессе. Такой анализ позволил выдвинуть более обобщенную классификацию методов педагогического процесса.

I группа педагогических методов: методы формирования сознания личности (понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и пр.). К ним относятся словесные методы (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.), наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация опытов и др.).

II группа педагогических методов: методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся методы организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой и других видов деятельности, методы постановки задач, предъявления требований, дачи поручений, методы выполнения практических действий, методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения, методы регулирования и корригирования действий, поведения и др.

III группа педагогических методов: методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, создания ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций, использования общественного мнения и др.

IV группа педагогических методов: методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения. К. ним относятся методы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы самоанализа и самооценки поведения.

Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, так как невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений.

В то же самое время методы воспитания, особенно такие, как предъявление требований, поощрение, порицание, создание общественного мнения, пример воспитателя и др., выступают в роли методов стимулирования учения. Более того, без применения методов воспитания в процессе обучения невозможно обеспечить его успешное и тем более оптимальное функционирование.

Все это определяет необходимость рассматривать эти методы в их единстве. Особенность методов обучения заключается прежде всего в специфике доминирующей цели их применения — формирование знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности. Специфика методов воспитания в том, что их доминирующая цель — формирование опыта коммунистически направленного общественного поведения. При этом надо четко представлять себе, что одновременно и методы обучения, и методы воспитания (как и эти процессы в целом) реализуют в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции. Такой более диалектический подход к педагогическим методам является реальным шагом на пути к обеспечению подлинного единства обучения и воспитания, к которому давно стремятся педагогическая теория и практика.

Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля в обучении и воспитании. В обучении, например, применяется обязательно устный контроль, письменные и лабораторные контрольные работы, зачеты, экзамены. Решающее значение здесь имеет контроль самого учителя. Всякого рода формы соревнования в обучении признаны нецелесообразными. Наоборот, в области воспитания решающее значение имеет общественный контроль коллектива, создание общественного мнения. Контроль за результативностью воспитания не носит столь регламентированного характера. Основными видами контроля являются наблюдения за ходом деятельности и поведения воспитуемых. Важную роль играет оценка и общественное мнение коллектива. При организации контроля в последние годы стала применяться новая, весьма эффективная форма — Ленинский зачет, который предполагает отчет воспитуемых перед своим коллективом по выполнению всех правил поведения и обязательств, которые он взял предварительно перед комсомольской группой, плана самовоспитания и самосовершенствования.

При контроле за результативностью воспитания нельзя весьма быстро, как во время обучения, оценить эффективность воспитательных влияний. Для этого необходимы более длительные наблюдения, изучение мотивов действий воспитуемых, а не только их внешних проявлений. По ходу воспитательных влияний педагоги и ученический актив могут заметить лишь эмоциональные реакции воспитуемых, их отношения, обратить внимание на отдельные реплики, высказывания, суждения по поводу обсуждаемых проблем, выполняемых заданий и пр. Но эти данные не дают еще достаточных оснований для выводов о глубоком воспитательном влиянии проводимого мероприятия. При оценке поведения важно выявлять соблюдение правил поведения советского школьника, знание этих правил, понимание значимости их выполнения (общественной и личностной), отношение к их выполнению, наличие привычки выполнять их, несмотря на отсутствие непосредственного контроля, стремление заниматься самовоспитанием, отработкой навыков общественно ценного поведения. Вот почему в анализе итогов воспитания значительную роль имеет так называемый «отодвинутый по времени контроль», изучение деятельности и поведения школьников в последующем классе, на производстве, в ПТУ, техникуме, вузе и пр.

Основные понятия и категории

Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы.

Учебно – воспитательный процесс - по мнению сторонников свободного воспитания, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Это соответствует и принципу природосообразности, позволяя обеспечить развитие личности сообразно с ее внутренней сущностью.

Образовательный процесс — совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Под эффективностью обучения Г.А. Ключников понимает единство процесса и результата обучения, а не только его конечный результат. В толковом словаре русского языка под эффективностью понимаются действия, приводящие к нужным результатам.

Учёные и учителя ищут пути повышения эффективности учебного процесса. Актуальность этой проблемы особенно велика в настоящее время в связи с продолжающимся ростом потока информации и с необходимостью снижения перегрузки школьников.

Как показывают педагогические исследования, на эффективность учебного процесса оказывает влияние целый ряд факторов. Главными из них являются:

- материально-техническая база школы;

- учебный план образовательного учреждения;

- программы и учебники;

- управление учебным процессом;

- уровень квалификации учителя и его личностные качества.

Цель и результат учебного процесса:

•Создание условий для формирования всесторонне развитой, высоко мотивированной к приобретению новых знаний и компетенций личности, обладающей высоким творческим потенциалом и способной реализовать этот потенциал в существующих социально-экономических условиях.

•Прогнозируемый результат: повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения; творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике; удовлетворенность результатом всех участников педагогического процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...