Теоретическая и практическая наземная подготовка и экскурсии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Область применения программы.
Дополнительная профессионально ориентированная на авиацию образовательная программа «Знакомство и введение в авиацию» предназначена для свободного профессионального самоопределения (вплоть до отказа от дальнейшего образования) в любой момент освоения программы в области авиационной деятельности. Настоящая программа ориентирована на формирование компетенций до осуществления универсальных действий:
- личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое и профессиональное ориентирование;
- регулятивные - планирование прогнозирования, контроль, коррекция, оценка, саморегулирование;
- общепознавательные логические действия, а также действия постановки и решение проблем;
- коммуникативные - планирование, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление своим поведением и партнера – контроль, коррекция, оценка действий, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Цель программы
Цель программы: ориентирование молодых людей на профессиональное занятие авиацией, знакомство с историей воздухоплавания и авиации России, структурой гражданской авиации, основами теории полета, конструкцией и эксплуатацией летательных аппаратов. Дать основные навыки пилотирования легкого самолета на тренажере и непосредственно воздушного судна.
Задачи программы.
Познавательные задачи:
- сформировать интерес к военной и гражданской авиации;
- познакомить с порядком действий и привить первоначальные навыки в обслуживании и эксплуатации воздушного судна, двигателя и их функциональных систем в ожидаемых условиях эксплуатации;
- познакомить с практическими навыками подготовки воздушного судна к полету, выполнения полета и послеполетного обслуживания;
- ознакомить с основными принципами воздушной навигации и порядком ведения радиообмена с наземными службами управления полетом;
Развивающие задачи:
- способствовать развитию личностных свойств: самостоятельности, ответственности, аккуратности;
- развивать глазомер, усидчивость, мышление, устный счет, память и моторику;
- способствовать развитию зрительного мышления и памяти.
Вспомогательные задачи:
- воспитывать творческую активность занимающихся;
- способствовать развитию умения контактировать со сверстниками;
- формировать чувство самоконтроля.
Отличительные особенности программы.
Особенности программы:
- теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт инструкторов;
- в течение всего периода занятий осуществляется интегрированная связь с математикой, физикой, природоведением, географией и другими предметами средней школьной программы;
- последовательность ознакомления с конструкцией, приборами контроля и навигации, техникой пилотирования самолета, аэронавигацией, порядком ведения радиосвязи связанная с изучением предметов общеобразовательной подготовки в школе;
- в процессе занятий возможно проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из общеобразовательной подготовки занимающихся и уровня усвоения ими предлагаемого материала.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на два года занятий при постоянном составе занимающихся.
Объем программы.
Ознакомительная программа и теоретическая подготовка – 144 час.00 мин.
Наземная подготовка на авиационной технике и тренажере – 3 час.15 мин.
Полеты на авиационном тренажере изучаемого ВС (СВС) – 22 час.00 мин.
Контингент занимающихся и ежегодная наполняемость группы - старшие классы СОШ и гимназий УО г. Лыткарино - 12 - 15 человек.
Форма занятий.
- теоретические занятия проводятся в классно-урочной групповой форме, а также в форме самостоятельной подготовки;
- наземная подготовка – этап занятий между теоретической подготовкой и практическими полетами на авиационном тренажере. Проводится следующими методами: устное изложение, показ порядка действий, беседа и решения коротких вводных, заучивание летно-технических данных (нормативов), практических занятий, упражнения в кабине самолета и на тренажере, демонстрация наглядных пособий, технических средств и учебных фильмов, розыгрыш полетов;
- тренажерная подготовка – выполняется в виде практических полетов на тренажере согласно специальной программе, основанной на КУЛП пилотов ВС (СВС).
Режим занятий и форма одежды.
Режим занятий:
- теоретическая подготовка во вне учебное время два раза в неделю по 2 учебных часа (90 мин.) с 15 минутным перерывом;
- практические занятия на аэродроме и тренажерная подготовка в выходной день (субботу) по согласованию и договору с владельцем ВС (СВС) и лётного тренажера;
- экскурсии и специальные программы в выходной день (воскресенье) по договоренности и решению родителей.
Форма одежды на занятия определена, как летный комбинезон синего цвета, голубые майка и берет со знаком «ЮнАвиа» определенного образца. (Приложение 1)
Планируемые результаты.
Прохождение программы предполагает овладение занимающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональное самоопределение в выборе профессии, связанной с авиацией, в т.ч. пилотированием летательных аппаратов.
Настоящая профессионально ориентированная на авиацию образовательная программа «Знакомство и введение в авиацию» не опирается на федеральные государственные требования.
Содержание программы и сроки подготовки определены разработчиком и утверждены Директором практикующего заведения дополнительного образования детей
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
2.1 Тематический план и количество учебных часов наземной подготовки.
№
| Содержание разделов
| Всего часов
| В том числе
|
теория
| практика
|
1.
| История воздухоплавания и авиации.
| 42
| 36
| 6
|
2.
| Парашютно-спасательная подготовка
| 28
| 16
| 12
|
3.
| Воздушный Кодекс РФ и ФАП
| 16
| 16
| -
|
4.
| Конструкция воздушного судна (ВС)
| 32
| 30
| 2
|
5.
| Основы летной эксплуатации ВС
| 8
| 8
| -
|
6.
| Человеческий фактор и авиамедицина
| 4
| 4
| -
|
7.
| Авиационная метеорология
| 8
| 8
| -
|
8.
| Авиационная навигация
| 8
| 8
| -
|
9.
| Правила выполнения полетов
| 4
| 4
| -
|
10.
| Основы полета
| 8
| 8
| -
|
11.
| Радиосвязь и телеграфия. Азбука Морзе
| 10
| 6
| 4
|
| Итого:
| 144
| 120
| 24
|
Теоретическая и практическая наземная подготовка и экскурсии.
Содержание теоретических и практических занятии
| Колич. уч. часов
|
теория
| практика
|
Раздел 1. История развития воздухоплавания и авиации
| 36
| 6
|
Тема 1.1. Воздухоплавание и этапы его развития. Первые воздухоплаватели. Воздушные шары и аэростаты. Аэростат на службе Армии. Парашют, как средство спасения воздухоплавателей.
| 4
| -
|
Тема 1.2. Стратостаты. Рекорды советских стратонавтов. Дирижабли и дирижаблестроение, боевое применение. Современные дирижабли и ВШ, их применение. Современное воздухоплавание.
| 4
| -
|
Тема 1.3. Начало эры авиации. Самолет А.Ф.Можайского. Первые летательные аппараты – аэропланы.
| 2
| -
|
Тема 1.4. Первые Российские авиаторы. 12.08.1912г. – рождение военной авиации России.
| 2
| -
|
Тема 1.5. Авиация в 1-ой мировой войне. Штабс-капитан П.Н. Нестеров. Первый воздушный таран. Русские авиаконструкторы. И. Сикорский. Самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец»
| 2
| -
|
Тема 1.6. Авиация в Гражданской войне1918-1921 г.г. Развитие авиации в 30-е годы. Лозунг «Комсомолец, на самолет!». Первые советские самолеты
| 2
| -
|
Тема 1.7. Спасение авиацией экипажа парохода «Челюскин». Первые Герои Советского Союза – авиаторы. Рекордные перелеты советских летчиков. В.П. Чкалов и другие. Самолеты Р-1, ТБ-1, ТБ-3, АНТ-25
| 2
| -
|
Тема 1.8. Авиация в военных конфликтах 30-40-х годов. Халхин-Гол. Гражданская война в Испании. Самолеты И-5, Р-5, И-15, И-153 и И-16.
| 2
| -
|
Тема 1.9. Авиация в начальный период ВОВ. В. Талалихин, Н. Гастелло. Подвиги советских летчиков. Бомбардировка Берлина. Самолеты Ил-4, Ер-2 и Пе-8
| 2
| -
|
Тема 1.10. Полное превосходство в воздухе. Знаменитые летчики И. Кожедуб, А. Покрышкин и другие. Самолеты Ла и Як. «Лендлиз»
| 2
| -
|
Тема 1.11. Начало эры реактивной авиации. Г. Бахчиванджи. Ракетный самолет Би-1. Первые реактивные самолеты МиГ. Як, Ла, Ил. Война в Корее. МиГ-15бис.
| 2
| -
|
Тема 1.12. Сверхзвуковая ракетоносная, самолеты МиГ, Су, Як, Ту. Дальняя бомбардировочная, самолеты Ту, М
| 2
| -
|
Тема 1.13. Современные самолеты ВВС России.
| 2
| -
|
Тема 1.14. Морская авиация История создания. Летающие лодки. Применение. Самолеты Бе, Ил.
| 2
| -
|
Тема 1.15. Военно-транспортная и гражданская авиация. Самолеты Ан, Ил, Ту, зарубежные аэробусы.
| 2
| -
|
Тема 1.16. Авиация общего назначения. Легкие и сверхлегкие самолеты. Авиация ДОСААФ. Учебно-тренировочные самолеты. Самолеты Як, Су, Ан, L, зарубежные самолеты
| 2
| -
|
Посещение музея ВВС в Монино.
| -
| 6
|
Раздел 2. Парашютно-спасательная подготовка
| 16
| 12
|
Тема 2.1. Введение. Боевые, тренировочные, спасательные и запасные парашюты. Спортивные парашюты и летающее крыло.
| 4
|
|
Тема 2.2. Теоретические основы техники прыжка с парашютом. Подвесная система. Порядок и техника выполнения прыжка с парашютом. Управление парашютом.
| 4
|
|
Тема 2.3. Особые случаи при прыжке с парашютом. Правила применения запасного парашюта.
| 2
|
|
Практическое занятие № 1. Практические прыжки с парашютом
| -
| 6
|
Тема 2.4. Теоретические основы вынужденного покидания самолета с парашютом. Техника вынужденного покидания самолета с парашютом.
| 2
|
|
Тема 2.5. Действия пилота (экипажа) после аварийного покидания самолета над сущей и над водой.
| 2
|
|
Тема 2.6. Вопросы выживания. Особенности выживания в различных климатических и географических условиях. Бортовой НАЗ.
| 2
|
|
Практическое занятие № 2. Строительство укрытия на различных участках местности с использованием парашюта. Добывание воды. Съедобные растения. Добывание и разжигание огня. Устройство костра.
| -
| 6
|
Раздел 3. Воздушный Кодекс РФ и ФАП.
| 14
| 2
|
Тема 3.1. Воздушное право РФ. Воздушный кодекс РФ. Принадлежность воздушного судна и его регистрационные знаки.
| 2
| -
|
Тема 3.2.1. Управление воздушным движением. Основные положения и определения системы ОрВД. Принципы и схемы деления воздушного пространства. Основные характеристики воздушного движения.
| 2
| -
|
Тема 3.2.2. Организация и управление воздушным движением в районе аэродрома и на местных воздушных линиях (маршрутах) ниже нижнего эшелона.
| 2
| -
|
Тема 3.3.1. Аэродромы и аэропорты. Нормативная база и классификация аэродромов. Ориентирование летных полей по ветровому режиму.
| 2
| -
|
Тема 3.3.2. Аэродромы и аэропорты. Маркировка элементов летного поля. Электросветотехническое оборудование аэродромов.
| 2
| -
|
Тема 3.4. Аварийно-спасательная подготовка. Бортовое аварийно-спасательное оборудование.
| 2
| -
|
Практическое занятие № 3. Размещение и эксплуатация бортового аварийно-спасательного оборудования на ВС.
| -
| 2
|
Тема 3.5. Безопасность полетов и предотвращение авиационных происшествий. Основные понятия и определения. Основы предотвращения авиационных происшествий.
| 2
| -
|
Раздел 4. Конструкция воздушного судна
| 30
| 2
|
Тема 4.1.1. Общая характеристика самолета, основные данные ВС первоначального обучения. Планер самолета.
| 4
| -
|
Тема 4.1.2. Система управления самолетом. Масса самолета. Топливная система. Система отопления и вентиляции.
| 4
| -
|
Практическое занятие №4. Ознакомление с компоновкой самолета, шасси, кабиной экипажа, размещение агрегатов, элементов управления, контроля и сигнализации функциональных систем самолета.
| -
| 2
|
Тема 4.2.1. Системы электроснабжения самолетов. Система электроснабжения постоянным током.
| 2
| -
|
Тема 4.2.2. Потребители электроэнергии. Система запуска и зажигания двигателя.
| 2
| -
|
Тема 4.3.1. Общие сведения о поршневых двигателях. Основы теории поршневых двигателей. Эксплуатационные характеристики поршневых двигателей.
| 4
| -
|
Тема 4.3.2. Общая характеристика, конструкция и основные данные двигателя ROTAX - 912
| 4
| -
|
Тема 4.4.1. Общие сведения о приборном оборудовании. Размещение приборного оборудования в кабине самолета.
| 2
| -
|
Тема 4.4.2. Приборы приземления и контроля высотно-скоростных параметров полета, измерения и индикации курса и навигационных параметров полета, измерения и индикации пространственного положения самолета, измерения и контроля параметров работы двигателя, топливной системы.
| 4
|
|
Тема 4.5.1. Бортовые средства авиационной связи
| 2
| -
|
Тема 4.5.2. Бортовые радиосистемы навигации и посадки.
| 2
| -
|
Раздел 5. Основы летной эксплуатации воздушного судна.
| 8
| -
|
Тема 5.1. Летная эксплуатация воздушных судов. Эксплуатационные факторы, влияющие на расчет взлетно-посадочных характеристик. Летные и эксплуатационные ограничения ВС первоначального обучения.
| 2
| -
|
Тема 5.2. Предварительная работа. Подготовка к выруливанию и руление. Подготовка к взлету.
| 2
| -
|
Тема 5.3. Взлет, набор высоты, построение прямоугольного маршрута. Заход на посадку и посадка. Поведение самолета на больших углах атаки. Сваливание, штопор.
| 2
| -
|
Тема 5.4. Полеты в особых условиях. Действия экипажа в особых случаях полета.
| 2
| -
|
Раздел 6. Человеческий фактор и авиационная медицина.
| 4
| -
|
Тема 6.1. Человеческий фактор в авиации
| 2
| -
|
Тема 6.2. Авиационная медицина. Действия экипажа по оказанию срочной медицинской помощи.
| 2
| -
|
Раздел 7. Авиационная метеорология
| 8
| -
|
Тема 7.1. Общие сведения об атмосфере. Ветер.
| 2
| -
|
Тема 7.2. Термодинамика атмосферы. Облака и осадки.
| 2
| -
|
Тема 7.3. Воздушные массы и фронты. Циклоны и антициклоны. Опасные для авиации явления погоды.
| 2
| -
|
Тема 7.4. Оперативное обеспечение полетов. Оценка синоптической и метеорологической обстановки по маршруту полета.
| 2
| -
|
Раздел 8. Авиационная навигация.
| 8
| -
|
Тема 8.1. Основы воздушной навигации. Авиационная картография.
| 2
| -
|
Тема 8.2. Высота и скорость полета. Влияние ветра на полет самолета.
| 2
| -
|
Тема 8.3. Визуальная ориентировка. Навигационное оборудование ВС первоначального обучения.
| 2
| -
|
Тема 8.4. Спутниковая навигационная система GNS – 430.
| 2
| -
|
Раздел 9. Правила выполнения полетов.
| 4
| -
|
Тема 9.1. Правила полетов по ПВП.
| 2
| -
|
Тема 9.2. Метеоминимумы при выполнении полетов по ПВП.
| 2
| -
|
Раздел 10. Основы полета.
| 8
| -
|
Тема 10.1. Основные уравнения аэродинамики. Аэродинамические характеристики ВС первоначального обучения.
| 2
| -
|
Тема 10.2. Особенности аэродинамики воздушных винтов управления движения самолета.
| 2
| -
|
Тема 10.3. Устойчивость и управляемость самолета. Особенности сваливания и штопора.
| 2
| -
|
Тема 10.4. Особенности взлетно-посадочных характеристик ВС первоначального обучения. Особенности выполнения полета в особых ситуациях.
| 2
| -
|
Раздел 11. Радиосвязь и телеграф. Азбука Морзе
| 6
| 4
|
Тема 11.1. Связь по ПВП. Организация авиационной воздушной радиосвязи. Правила ведения радиосвязи.
| 2
| -
|
Тема 11.2. Фразеология радиообмена экипажей ВС с диспетчерскими пунктами ОВД.
| 2
| -
|
Практическое занятие № 5. Ведение радиосвязи ЭВС – диспетчер ОВД.
| -
| 2
|
Тема 11.3. Наземное радиотехническое обеспечение полетов.
| 2
| -
|
Практическое занятие № 6. Радиотелеграфия. Изучение ТЛГ знаков букв. Прием на слух изученных знаков.
| -
| 2
|
Итого:
| 144
| 24
|
Комплексный зачет:
|
| 6
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: