Примерная схема характеристики класса
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Семестр, 2017-2018 учебный год
Профили: «ИЯ», «ИП» - методист кафедры педагогики и психологии: к.п.н., доцент Л.А. Штыкова Профиль: «ИО» - методист кафедры педагогики и психологии: к.п.н., ст. преподаватель Е.А. Колесников На педагогической практике студенты выполняют роль классного руководителя, работают по плану классного руководителя, проявляют собственную инициативу.
Примерная схема характеристики класса Традиционный вариант 1. Общие сведения о коллективе (количество мальчиков и девочек). 2. Успеваемость (отличники, учащиеся, требующие особого внимания). 3. Состояние дисциплины. 4. Краткая характеристика коллектива (сложился ли он, этап развития коллектива, дружный, трудолюбивый и т.п.). 5. Краткая характеристика актива. Вариант В.А.Караковского
1. Количественный состав и качественная характеристика состава учащихся и родителей. 2. Уровень развития коллектива. 3. Лидеры: краткая характеристика. 4. Группы по интересам. 5. Традиции, коллективные привычки. 6. Учащиеся, требующие особого внимания. Более полная схема характеристики класса в этом варианте. 1. Адрес, номер или название школы. 2. Школа: обычная, для одаренных, с усиленным преподаванием предметов (каких), с профильными классами, лицей, гимназия, колледж, школа при вузе, школа в педагогическом комплексе (подчеркните или дополните). 3. Краткая характеристика микрорайона школы. 4. Класс: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI. 5. Состав класса по возрасту: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 (лет). 6. Состав класса по полу. 7. Неполные семьи (количество человек). 8. Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек). 9. Характеристика деятельности класса: а) какие виды деятельности предпочитают в классе (познание, труд, общение); б) могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности; в) мотивы участия школьников в деятельности класса (подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремлении выделиться, получение поощрения). 10. Характеристика взаимоотношений: а) микрогруппы в классе: их количественный и гендерный состав; б) основания для объединения в микрогруппы; в) характер отношений между группами; г) краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения); д) краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив; е) количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе); ж) ест ли в классе постоянно действующие: учебные группы, кружки, трудовые бригады, другие группы (какие); з) какие нормы, ценности главенствуют в классе; и) каковы традиции класса;
к) какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешения; л) какой настрой преобладает в классе. 11. Место класса в школе: а) осознает ли класс себя единым целым; б) в каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса; в) какие дела предпочитает класс (общешкольные или классные), какие из них более важны для развития класса; г) каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами (младшими, старшими); д) в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса.
Программа изучения ученического коллектива 1. Состав класса - возрастной состав; - познавательный уровень развития учащегося; - работоспособность и успеваемость; - общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений. 2. Сплоченность класса - есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к делам класса; - любят ли вместе проводить время в школе и вне ее, вместе развлекаться или совместно учиться; - дружат ли мальчики и девочки; - нет ли в классе круговой поруки; - переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив. 3. Организованность класса - умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять; - умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга; - подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц. 4. Общественное мнение в классе - какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие осуждают; - как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение; - есть ли расхождения между тем, что говорят учащиеся, и тем, что они делают. 5. Характер связей в коллективе - что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы и др. - где дружат учащиеся (только в школе или вне ее); - внимательны ли они друг к другу, стараются ли помочь, в чем выражается эта помощь; - предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть них недостатки; - как класс относится к дезорганизаторам, отличникам. Активу, неуспевающим.
6. Актив класса - состав класса; - имеет ли актив авторитет; - выполняют ли его распоряжения; - есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. 7. связь классного коллектива с общешкольным коллективом - знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах; - выполняются ли общешкольные поручения; - как участвует класс в общешкольных мероприятиях. 8. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива - какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива; - как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАЧЕТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 1. Обоснование выбора формы, цели и темы мероприятия. 2. Класс, время и место проведения. 3. Подготовительная работа (распределение поручений, контроль за их выполнением, оформление и др.). 4. Использованная литература.
5. План проведения мероприятия.
6. Описание всех этапов мероприятия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯTИЯ
1. Тема u цель занятия. Актуальность темы, ее соответствие воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам учащихся. Целесообpазноcть выбранной формы. Участие школьников в выборе темы занятия. 2. Подготовка занятия. Наличие и продуманность плана и программы занятия, их сooтветcтвие методическим требованиям. Выбор и качество оформления помещения, содержательность, эмоциональность. Участие школьникoв в подготовке мероприятия: распределение поручений, активность и самостоятельность в их выполнении и контроль.
3. Проведение мероприятия. Точность и организованность начала, четкость и соответствие программе, его завершение. Отступление от плана и их обоснованность. Продолжительность мероприятия.
4. Содержание мероприятия. Педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересу и запросам учащихся, связь c жизнью класса и школы, соответствие формы мероприятия его содержанию.
5. Поведение воспитателя и учащихся. Участие школьников в проведении мероприятия, формы их участия, отношение к поручению, самостоятельность, инициативность, ответственность. Внимательность, заинтересованность и дисциплинированность учащихся. Организаторские умения воспитателя, стиль и тон в его работе: находчивость, живость, решительность, четкость, педагогический такт 6. Общие выводы. Достижение цели (реализация воспитательных и образовательных возможностей мероприятия). Степень подготовленности воспитателя к проведению данной формы работы c учащимися. Предложения по усовершенствованию данной формы работы c учащимися в будущем.
Время консультаций: вторник в 14.00 ч. на каф. педагогики и психологии (410 каб., 1 уч.корп.) Отчетные документы сдаются на кафедру или присылаются по эл.почте: shtikova-l@mail.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|