Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью.

 

   Как уже отмечалось выше, организованная преступность на определенном этапе своего развития выходит за рамки национальной юрисдикции и приобретает международные формы. Это обусловливается целым рядом факторов, основными из которых являются:

Ø стремление к расширению своих криминальных интересов;

Ø подыскивание новых объектов преступных посягательств и установление контроля за международными каналами получения сверхприбыли;

Ø совершение махинаций в финансово-кредитной и банковской сферах в целях отмывания "теневого" капитала; использование так называемого "челночного метода" совершения преступлений, затрудняющего правоохранительным органам разных стран своевременно раскрывать их.

Раскрытие подобных преступлений требует выполнения большого объема работы, направленной на проведение за границей следственных и розыскных действий: получение доказательственной и иной информации по делу; выявление преступных связей; розыск скрывшихся правонарушителей и их выдача соответствующим властям; установление мест хранения незаконно нажитых ценностей и имущества, финансового положения открытых в зарубежных странах фирм и т.д.

    В этих условиях Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими правоохранительными органами предпринимаются интенсивные усилия для интеграции международного сотрудничества в борьбе с криминальными сообществами. Уже в 1923 году встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции и была создана "Международная комиссия уголовной полиции", которая с 1956 года называется "Международной организацией уголовной полиции" (Интерпол)[20]. В каждой стране, являющей­ся членом Интерпола, имеется Национальное Центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родствен­ными структурами других стран и Генеральным Секретариатом Интерпола.

   Сегодня эта международная организация играет важную роль в борьбе с между­народными уголовными преступлениями. В Генеральном Секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 года и Россия.

   В Европе имеется богатый и разнообразный опыт межгосудар­ственного сотрудничества в области борьбы с преступностью.

19 июня 1980 года в дополнение к так называемому Шенгенскому соглашению по вопросам поэтапной отмены пограничного контроля между Бельгией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией была принята Конвенция, определившая действия правоохранительных органов сопредельных государств в предотвращении и раскрытии правонарушений. Позднее к ней присоединились Италия, Испания, Португалия и Греция.

   Россия также активно участвует в подобном сотрудничестве. Примером подобной кооперации усилий может послужить встреча в марте 1996 года министров внутренних дел России и Польши. На ней были определены основные направления совместной борьбы с преступностью. Было решено в ближайшее время выйти с предложением о проведении конференции министров внутренних дел стран Балтии, Украины, Белоруссии, России и Польши для выработки единой концепции взаимодействия в борьбе с интернациональными организованными преступными группировками.

     Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров о правовой помощи между бывшими союзными республиками: в 1992 году - с Литвой, Кыргызстаном, Азербайджаном; в 1993 году - с Эстонией, Латвией, Молдовой. 22 января 1993 года главы государств - членов СНГ подписали в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

    Достоинство рассматриваемой Конвенции заключается в том, что она является многосторонним межгосударственным соглашением, а значит, ее действием охватывается значительное правовое пространство. В ней содержится достаточно четкий механизм взаимодействия нескольких государств в борьбе с преступностью. Решая многие вопросы, связанные с международным сотрудничеством правоохранительных органов стран СНГ в указанной области. Конвенция, однако, не во всем совершенна. В частности, в ней не предусмотрена возможность проведения ряда совместных скоординированных действий по горячим следам или каких-либо крупномасштабных операций на территориях договаривающихся сторон, направленных на быстрое выявление, розыск и задержание членов преступных сообществ, действующих на территории нескольких государств.

  Сложности в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений приводят к тому, что сотрудники специализированных подразделений, занимающихся борьбой с организованной преступностью, наряду с использованием возможностей Интерпола для быстрого решения задач устанавливают прямые контакты с зарубежными коллегами. В конечном счете, именно непосредственное взаимодействие оперативных работников заинтересованных государств способствует успешному решению поставленных задач.

   Подобное сотрудничество особенно ярко проявилось в последние годы, когда российские правоохранительные органы ужесточили борьбу с организованными преступными сообществами, и провели ряд успешных операций по пресечению их деятельности. Большинство лидеров преступного мира попытались укрыться от правосудия за рубежом. США, Германия, Франция, Греция- вот далеко не полный перечень тех стран, в которых они попытались найти себе прибежище. Но благодаря активному сотрудничеству российских правоохранительных органов с их зарубежными коллегами этим планам не суждено было осуществиться. МВД России совместно со специальными службами этих стран был проведён ряд операций, позволивших арестовать и экстрагировать преступников на родину, тем самым передав их в руки российского правосудия.   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Проведённое мною исследование показало, что организованная преступность является одним из наиболее опасных основных видов преступной деятельности и имеет ярко выраженную антисоциальную направленность. Она стремится проникнуть во все сферы социально-экономической и политической общественной жизни. Образно выражаясь, организованная преступность является паразитом на теле современного общества.

   Деятельность преступных организаций и сообществ характеризует активное стремление приспособить и преобразовать общественные условия в своих целях. Надо признать, что в большинстве случаев им удаётся реализовать свои планы. Мне представляется, что основными причинами этого являются просчеты государства и неготовность общества к противодействию организованной преступности. Совершенно очевидно, что для российского общества организованная преступность представляет собой совершенно новое явление, о котором раньше было известно лишь узкому кругу специалистов криминологов.

   Ещё в 80-х годах такие известные отечественные учёные как В.С. Овчинский, А.И. Гуров, Л.Д. Гаухман и другие в своих трудах предупреждали власть о надвигающейся катастрофе. К сожалению, они не были вовремя услышаны.

   Исследуя данную проблему я, опираясь на работы указанных учёных, попытался проанализировать и определить основные признаки, характерные для современной организованной преступности. По моему мнению, такими признаками являются:

1. Общественная опасность организованной преступности, выраженная в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.

2. Смыкание уголовной и экономической преступности.

3. Коррупция.

4. Контроль за источниками получения доходов, как законных, так и не законных.

5. Наличие чёткой внутренней структуры, что предполагает наличие иерархичности, сплочённости, устойчивости, жёсткой дисциплины.         

Я полагаю, что для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью, государству необходимо сделать следующее:

1. Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

2. Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

3. Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам доходов.

4. Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

5. Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

6. Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

7. Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

В законах же необходимо указывать и формулировать признаки, наиболее характерные для организованной преступности таким образом, чтобы они поддавались доказыванию.

   В завершении данной работы хочется отметить, что борьба с организованной преступностью, на сегодняшний день, является важнейшей задачей государства. Я считаю, что последовательная реализация предложенных мною мер, позволит переломить ход этой борьбы, и будет способствовать оздоровлению российского общества и государства.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты

                     

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Закон РФ. Об оперативно-розыскной деятельности в РФ. //Российская газета. М. 1995. 18 августа.

4. Закон РФ. Об органах федеральной службы безопасности в РФ. //Российская газета. М. 1995. 12 апреля.

 

Используемая литература

1. Андрющенко Е.Г. Умение жить. //Литературная газета. М. 1986. 7 мая.

2. Антонян Ю. М. Пахомов В. Д. Организованная преступность и борьба с ней. //Советское государство и право. М. 1989. № 7.

3. Андреев А.П. О некоторых факторах латентности организованной преступности. //Летентная преступность, познание, политика, стратегия. Сборник материалов международного семинара. М. 1993.

4. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М. 1994. //Сборник научных трудов.

5. Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью. //Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998.

6. Воронин Ю.А. «Русская мафия» за рубежом мифы и реальность. // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998.

7. Гуров А. И. Красная мафия. М. 1995.

8. Гуров А. И. Жигарев Е. С. Яковлев Е. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. М. 1992.

9. Гуров А. И. Организованная преступность не миф, а реальность. М. 1992.

10. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М. 1993.

11. Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток. 1995.

12. Крапивин С. П. Теневая экономика выходит из тени. //Аргументы и факты. М. 1989. № 37.

13. Никифоров А. Что делать с организованной преступностью? //Законность. М. 1994. №4.

14. Организованная преступность - “Проблемы, дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации” – М., 1993.

15. “Основы борьбы с организованной преступностью” - под ред. В.С.Овчинского, В.Е.Эминова, Н.П.Яблокова. – М., 1996.

16. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. //Сборник научных трудов.

17. Росс Д. Российская экономика в тупике. //Вопросы экономики. М. 1994. №3

18. Селезнев М. Эксперимент или провокация. //Российская юстиция. М. 1996. №5.

19. Смирнов Г. Г. Организованная преступность и меры по ее предупреждению. М. 1995.

20. Тихомиров Ю. Проблемы борьбы с организованной транснациональной преступностью. //Законность. М. 1995. №1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...