Разгосударствление и приватизация
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Под разгосударствлением понимают систему мер, направленных на ограничение и уменьшение роли государства в экономике. В таком понимании разгосударствление более широкое понятие, нежели приватизация, поскольку предполагает передачу объекта не только в собственность, но и в пользование субъектам хозяйствования. При этом формы разгосударствления многообразны. Основными формами разгосударствления собственности являются: 1) выкуп государственного имущества; 2) продажа на аукционе; 3) продажа по конкурсу; 4) продажа акций открытых акционерных обществ; 5) передача имущества, принадлежащего государству, в аренду трудовым коллективам. Тенденция к разгосударствлению собственности особенно проявилась в 1970—1980-х годах. В промышленно развитых странах средний удельный вес государственного сектора в ВВП в начале 1980‑х годов достигал почти 9%, а к 1997 г. опустился ниже 5%. В группе наиболее бедных развивающихся стран указанная доля снизилась с 15% в 1980 до 7% в 1997 г. В странах Западной Европы переход от национализации некоторых отраслей экономики к приватизации в значительной мере был связан с победой на выборах более консервативных («либеральных») политических партий. Аналогичные тенденции наметились и во многих развивающихся странах. Вместе с тем в ряде стран (Ближнего и Среднего Востока, Африки) программы влиятельных политических партий предполагают сохранение и укрепление государственной собственности в ключевых секторах экономики. Реформирование отношений собственности в Украине было бы невозможно без проведения разгосударствления и приватизации. Закон Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» определяет приватизацию как «отчуждение имущества, находящегося в собственности государства в пользу юридических и физических лиц».
В законе РФ от 03.07.1991 N 1531-1 О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации "Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий". Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (21 декабря 2001 г.) Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. В узком смысле слова приватизация – это процесс перехода государственной формы собственности в частную (полностью либо частично). В широком смысле слова – это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством.
В Украине начало приватизации было положено принятием ряда законов («О собственности», «О предпринимательстве», «О приватизации имущества государственных предприятий», «О хозяйственных обществах» и другие), которые должны были создавать не только правовое обеспечение, но и экономические условия для осуществления процессов разгосударствления и приватизации. Выбранный курс приватизации был направлен, прежде всего, на предотвращение возможности реставрации социалистического строя. Политические приоритеты на начальном этапе предопределили формы и сроки проведения приватизации. В 1992 году была поставлена задача достижения в течение 3-4 лет 60% глубины приватизации. Приватизация в Украине прошла несколько этапов: 1. Этап индивидуальных технологий (1992-1994г.г.). На этом этапе приватизация предприятий проводилась преимущественно неконкурентными способами: аренда с выкупом или выкуп трудовым коллективом; было начато разгосударствление крупных промышленных предприятий. 2. Этап массовой приватизации (1995- май 1999 г.г.) – действительно массовая приватизация, которая осуществлялась преимущественно за приватизационные бумаги и была направлена на привлечение к приватизации средних и крупных предприятий широких слоев населения. Процесс реформирования собственности активно проходил в торговле, общественном питании, в сфере бытового обслуживания, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Темпы разгосударствления из года в год нарастали. 3. Этап индивидуальной денежной приватизации или этап завершения «бумажной приватизации» (с середины 1999 года и по настоящее время). Это период кардинального изменения методологии и практики проведения приватизации, начало реструктуризации предприятий дляповышения их инвестиционной привлекательности, период активного развития фондового рынка. Государственное имущество приватизируется за денежные средства преимущественно на аукционах и по конкурсу.
Этапы приватизации в РФ 1. Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 - 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятии. Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы. Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г. Содержание программы приватизации следующее: 1. Программа запретила любые методы, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был проложен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности. Процесс был введен в какие-то законные, пусть несовершенные, рамки. 2. В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации по решению правительства. Остальные подлежали приватизации после подачи заявок. Всего могло быть приватизировано более 200 тыс. предприятий. Заявок к началу 1994 г. было подано около 126 тыс. Кроме того, в этот период началась так называемая малая приватизация - т.е. продажа небольших предприятий, прежде всего в сфере торговли и бытового обслуживания на аукционах за деньги. 3. Предприятия преобразуются в форму акционерных обществ открытого и закрытого типа, при этом закрытими могли быь предприятия с небольшим числом работников или с незначительной величиной производственных фондов.
4. Приватизационные чеки - ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны.1 Номинальная стоимость приватизационного чека - чисто условная - 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий. Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий. 5. В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приблизительно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков. Все это должно было возникнуть в итоге рыночных преобразований. 6. Принципиальное положение - полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать. Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически (хотя и подвергалось острой критике), создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами. 7. Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов. Для этого создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменять их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам. 8. Создана система органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ныне Министерство имущественных отношений), Российский фонд федерального имущества. Эти органы были разделены, чтобы избежать конфликтов интересов, возникающих в том случае, если бы один орган принимал решение о приватизации и организовывал саму продажу (аукционы, инвестиционные торги и т.д.). Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являсь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.
3. Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок. Основные цели этого этапа:
Позитивные результаты приватизации в Украине: - разрушена монополия государства в экономике, - создана экономическая среда, в которой функционируют субъекты различных форм собственности, - создан первичный рынок ценных бумаг, - заложены основы рыночной инфраструктуры. Вместе с тем, анализ качественных показателей приватизации в Украине свидетельствует о низкой эффективности приватизационных процессов. Основные причины этого в следующем: - нестабильность и несовершенство законодательной базы; - отсутствие единой методологии приватизации; - недостаток денежных средств у населения для инвестирования их в производство; - развитая коррупция во властных структурах. Все это привело к глубокому социально-экономическому кризису, имевшему место в первые годы приватизационного процесса и значительно затормозившему социально-экономическое развитие в последующем периоде. Для совершенствования процесса приватизации и усиления ее влияния на экономическое положение Украины необходимо: - сформировать механизм контроля над соблюдением конкурсных условий приватизации; - разработать долгосрочную стратегию приватизации; - наряду с пакетом законов по приватизации разработать пакет законов, предусматривающих реприватизацию; - направить деятельность государства на стимулирование притока инвестиций в экономику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|