Возрастная динамика функции имитирования
Карточки развития для детей раннего возраста (по Ю.Н. Карандашову) Возрастная динамика функции отображения
1. Поиск и распознавание спрятанного или обозначенного предмета(1 стадия): — открывает, находит игрушку (8-9 мес.), — на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения (9 мес.), — ищет глазами обозначенный предмет (9 мес.), — достает предмет из-за ширмы (10 мес.), — открывает коробочку (10-12 мес.), — ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (12 мес.), — рассматривает картинки в книжке (10 мес.) — избирательно относится к детям (11 мес.), — различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика)(12мес.)
— узнает знакомого взрослого на фотографии (12 мес.). Изучение называемого объекта (II стадия). — знает домашнюю обстановку (15 мес.), — смотрит на картинки (18 мес.), —- узнает картинку (18-24 мес.), — рассматривает готовую постройку (18-24 мес). Различение по условию (III стадия). — отличает линейные штрихи от круговых (21мес), — различает два предмета (23 мес), — различение по трем предметам: чашки, тарелки, коробки (25 мес). Группировка по заданию (IV стадия). — в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению (30-36 мес.), — различает линии (36 мес.), — выполняет эстетическое сравнение (36 мес.), — сортирует цвета (36 мес.), — подбирает сходные формы (36мес.).
Возрастная динамика функции передвижения а) сидение — красный цвет, б) стояние — зеленый, в) ходьба — синий, г) прыжки, бег — фиолетовый.
1. Карабкание (I стадия): — подтягивается самостоятельно вверх по решетке (9 мес.), — из положения на животе может взбираться по ступенькам (12 -18 мес.). Свободное сидение: — поднимается самостоятельно в положение сидя (8 мес.), — сидит один (9 мес.), — сидя в свободном положении, схватывает две игрушки (9-10 мес.), — приподнимается, чтобы сесть (11 - 12 мес.).
Свободное стояние; — стоит, держась за мебель (8-9 мес.), — сам становится на ноги (10 мес.), — стоит один (11 мес.), — встает, пользуясь опорой (11 - 12 мес.)» — стоя на ножках, может опуститься в сидячее положение (12 мес.). Ходьба с опорой: — переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой (9 мес.), — ходит при поддержке (9-10 мес.), — делает первые самостоятельные шаги (11 мес.), — ходит самостоятельно (12 мес.), — ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) (13-15 мес.) 2. Упражнение в равновесии стоя (II стадия): — стоит на правой или левой ноге с посторонней помощью (15-16 мес.), — пытается стоять на бортике тротуара (17 мес.). Упражнение в ходьбе: — ходит босиком (14мес), — ходит спиной (14 мес), — свободно ходит (15-18 мес.), — ходит одной ногой по бортику (20 мес.). Упражнение в лазании: — поднимается по ступенькам с посторонней помощью (16 мес.) и спускается, — перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом (16-18 мес.), — взбирается на стул (18-24 мес.), — ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над водой (19-20 мес.). 3. Стояние и ходьба по условию (III стадия): — стоит на одной ноге (23-24 мес.), — пятится (21 мес.), — перешагивает через препятствия чередующимся шагом (22-24 мес.), — идет по линии, сохраняя общее направление (23 мес.), — ходит по бортику (24мес), — поднимается и опускается самостоятельно по лестнице, обе ноги ставит на каждую ступеньку (24 – 25 мес), — делает на цыпочках несколько шагов (26 мес.). Попытки прыгать и бег: — прыгает на полу на двух ногах (23 мес.), — прыгает с нижней ступеньки (24 мес.), — бегает (24 мес). 4. Стояние и ходьба по заданию (IV стадия): -ходит по бортику (27 мес), -ходит вперед спиной около 5 м (27 мес) — перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 20-28 см (24-26 мес.) на 30-35 см (28-36 мес.),
— ходит вверх и вниз по лестнице попеременным шагом (30 мес), — ходит на цыпочках около З м (30 мес.), — — ходит по бортику попеременным шагом (30 мес), — ходит по линии около 3 м, держит ноги на линии (30 мес.), — пробует стоять на одной ноге (30 мес.), Прыгание: — прыгает на другую ногу (28 мес.), — прыжок в длину от 10 до 35 см (29 мес.), — прыжок в длину от 30 до 60 см (28 мес), 60 - 85 см (36 мес.), — прыжок через веревочку 5 см высотой (28 мес.), — прыжки на одной ноге 2 или несколько раз (28 мес.). Возрастная динамика функции манипулирования
1.Манипулирование предметом (I стадия): — манипулирует одной рукой — берет предмет указательным и большими пальцами. — Удерживая два предмета, берет предлагаемый третий. Действует с учетом внешних обстоятельств и предметов (соотносящие и орудийные действия). Попытки функционального действия: - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками (9 мес.), - толкает машинку (11 мес.), -переворачивает страницы книги (12 мес.), -рисует каракули (12-16 мес.),
-пользуется ложкой (12 мес.), -использует жесты, чтобы высказать известные желания (14 мес.) 2. Функциональные действия (II стадия): — пользуется ложкой (12 мес.), — принимает участие в одевании (15 мес.) — катает мячик (15 мес), — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (16-17 мес), — переворачивает страницы книги (18 мес.), — самостоятельно снимает пальто (18 мес.), — правильно пользуется ложкой (18 мес), — частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку) (19-21 мес.). 3. Попытки самообслуживания (III стадия): — частично надевает одежду (ботинки, шапку) (22-24 мес.), — придвигает стул, чтобы достать предмет (24мес.). 4. Обслуживание действия (IV стадия): — полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки (24 – 30 мес.), — ест аккуратно (24-30 мес.), — ест самостоятельно (30 мес), — ходит в туалет без посторонней помощи (30 мес.), — пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания (30-36 мес.), — самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого (30-36 мес), — имеются навыки поддержания порядка (убирает игрушки) (36 мес.), — моется с мылом (36мес.), — одевает и раздевает куклу (36 мес.), — пользуется формами приветствия (36 мес).
Возрастная динамика функции имитирования
а) словесные действия — красный цвет, б) предметные действия — синий цвет. 1. Имитация слов: — говорит двусложное слово (ма-ма, дя-дя и т.п.) (9 мес.), — говорит два слова (9 мес.), — реагирует на музыку, воркует (9 мес.), — подражая взрослому, повторяет слоги (9-10 мес.),
— произносит 6-10 облегченных слов (12 мес.). I стадия. Попытки действий и их имитация: — играет в прятки (9 мес.), — подражает действиям другого ребенка (9 мес.), — подражает действиям взрослого с игрушками (9 мес.), — выполняет плясовые движения под музыку (9 мес.), — подражая взрослому, делает штрихи на бумаге, пытается имитировать письмо (10 мес.), — при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет различные движения (10 мес,) — переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кормит, баюкает мишку, куклу, собаку) (12 мес.), — самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (12 мес.) — бросает мяч (13 мес.) — имитирует письмо (14 мес.) 2. Имитация групп слов: — выговаривает от двух до четырех слов (15 мес), — произносит два или более слов вместе (18 мес.), — говорит не меньше пяти слов (18 мес). II стадия. Имитация действий: — отображает в игре' отдельные, часто наблюдаемые действия (16-17 мес); — рисует карандашом каракули вслед за взрослым (18 мес.), — вставляет треугольник в доску с гнездами по показу (18 мес), —. вступает в игровое взаимоотношение с другими лицами (18 мес), — спонтанно и энергично чертит штрихи, проводит линию, пытается воспроизвести вертикальную линию (18 мес.). III стадия. 3. Повторение слогов и слов: — повторяет названия предметов (21мес.), — повторяет три слога (24 мес.), — повторяет четыре слога (два слова) (24-36 мес.) Имитация игровая и копирующая: — драматизация имитирующая (18-24 мес.), — складывает вдвое листок бумаги, увидев, как это делается (21 мес.), — воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) (22- 24мес.), — проводит вслед за взрослым вертикальные и горизонтальные штрихи (24мес), — располагает кубики в ряд — игра в поезд (24мес), — пытается нарисовать круг, воспроизвести горизонтальную линию (24-36мес). 4. Повторение предложений: — изучает и повторяет короткие стихи (30 мес.), — повторяет предложения, состоящие из шести слов и двух чисел (30-36 мес.), — участвует в игре с распределением ролей (30 мес). IV стадия. Повторение сюжетных действий: — драматизация имитирующая и более высокого типа (24-36 мес.), — игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (24-30 мес.). Возрастная динамика функции соотнесения Функция соотнесения является ведущей на I стадии
а) словесное соотнесение — красный цвет, б) предметное соотнесение — синий цвет. I стадия. 1. Понимание ситуативных инструкций: — отвечает на словесный запрос (9 мес.), — спокойно относится к процессу высказывания (9 мес.), — знает свое имя, поворачивается на зов (9 мес.), — по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы (10 мес.), — по словесной инструкции выполняет заученные действия (водит куклу, кормит собаку) (11 мес.), — появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого дает любую куклу, любой мяч и др.) (11 мес.), — исполняет самые простые требования, выполняет отдельные поручения: найди, принеси, дай и др. (12 мес.), — задерживает действия, если они запрещены (12 мес.). Соотносящие действия: — объединяет ложки или кубики (8-9 мес.), — кладет кубик в чашку (9-10 мес.), — вкладывает фигурки в подходящие отверстия (9 мес.), — ощупывает пальцем отверстие для вкладышей (10 мес.), — кладет несколько кубиков в чашку (11-12 мес.), — подтягивает на веревочке игрушечный автомобиль (12 мес.), — притягивает кольцо за шнурок (12-13 мес.), — делает башню из двух кубиков (13 мес.), — вкладывает и вынимает полые кубики (12-15 мес.), — ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см (13-15 мес.). II стадия. 2. Понимание дифференцированных инструкций: — показывает обувь, одежду, свою игрушку (15 мес.), — различает и берет называемые предметы (15 мес.), — полное понимание запрещений (15-18 мес.), — обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (16-18 мес.), — ориентируется в трех-четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) (16-18 мес.), — приветствует, говорит «спасибо» (18 мес.), — указывает части куклы (нос, рот, уши и др.) (19 мес.). Собирательные действия: — полые кубики собирает и снова раскладывает (15 мес.), — строит башенку из двух (15мес.), из трех кубиков (16 мес), — достает игрушку палочкой (17 мес.), — строит башню из трех или большего числа кубиков (18 мес.) — вставляет круг в доску с гнездами (18 мес.), — складывает бумагу вдвое (18-24 мес.), — воспроизводит несложные сюжетные постройки- перекрытия типа ворот, скамейки, дома (19-21 мес). III стадия. 3. Выполнение по заданию: — подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета (22-24 мес.), — указывает две части тела (24 мес.), — доска с гнездами: вкладывает три фигуры без ошибки (24 мес.) — выполняет задание по восстановлению целого рисунка из двух то половинок (24 мес.), — строит башенки, мосты (21 мес.), — собирает доску с отверстиями (21мес.), — строит башню из шести кубиков (23 мес.), — строит из четырех и большего числа блоков (24 мес.), — складывает бумагу вчетверо (24 мес.. IV стадия. 4. Понимание ситуативной речи: — понимает два предлога (28 мес), — имеет понятие о единице (24 мес), — понимает три предлога (30 мес.), — показывает части тела куклы (30 мес.), — знает свое имя и фамилию (30 мес.), — выполняет по инструкции три последовательных задания.
Конструирование по модели: — вкладывает в доску с гнездами 4 фигуры (24-36 мес.), — сгибает бумагу (27 мес.), — при вставлении фигур в прорези замечает и поправляет ошибки (30 мес.), — строит башню из восьми кубиков (30 мес.), — нанизывает бусинки в цепочку (30 мес.), — располагает в определенном порядке семь - восемь кубик (30 мес.), — дополняет недостающую часть фигуры (30 мес.), — появляются сложные сюжетные постройки (30-36 мес.), — складывает бумагу по диагонали (36 мес).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|