Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Теория Буля о неандертальцах.

Для восстановления внешнего облика неандертальца был выбран скелет, найденный в Ла-Шапель-о-Сен, самой же работой занял­ся сотрудник французского национального Музея естественной истории Марселей Буль. Буль был палеонтологом, знатоком древних костей. В его распоряжение поступил на рeдкость полный скелет. Кости хорошо сохранились, и хотя некоторые были сломаны не

хватало лишь нескольких позвонков и зубов. Тем не менее Буль наделал массу ошибок, одну удивительнее другой, — и они оставались неисправленными несколько десятилетий. Буль собрал кости настолько неверно, что неандерталец больше всего напоминал человекообразную обезьяну, Он расположил кости стопы так, что большой палец отходил от остальных под таким же углом, как на руке. В результате получалось, что неандерталец должен был ходить, опираясь на внешний край стопы, точно человекообразная обезьяна. Столь же неверно Буль восстановил и коленный сустав — он объявил, что неандерталец был не способен полностью его выпрямить и передвигался на полусогнутых ногах.

Осанка существа, воссозданного Булем, ни в чем не походила на человеческую. По мнению Буля, позвоночник неандертальца не имел изгибов, которые дают возможность современному человеку стоять прямо. Голова была насажена на этот уродливый позвоночник в крайне неуравновешенной позиции и настолько выдвинута вперед, что, попытайся такой неандерталец поглядеть на небо, он, вероятно, вывихнулбы шею. Обнаружить в неандертальце Буля сходство с современным человеком при всем желании было невозможно — разве что с косолапым горбуном.

Но наиболее сокрушительным был вывод относительно интеллекта человека из Ла-Ша-пель-о-Сен. Буль словно бы не заметил большого объема черепа — он видел только, что череп этот длинный и низкий, и усмотрел тут при­знаки умственной отсталости. Для подтвержде­ния такого вывода Буль сослался на

11

форму»; репа; измерив пространство непосредственно с покатым лбом, он убедился, что места для лобных долей там мало, а они тогда считались (ошибочно) зонами мышления. И по умственному развитию он отвел своему древнему подопечному место где-то между человекообразными обезьянами и современным человеком — но ближе к обезьянам.

Буль уничтожительно описывал звериную внешность этого мускулистого нескладного тела и головы с тяжелой нижней челюстью. Он изобразил неандертальцев такими, что было непонятно, как они вообще умудрялись существовать, а уж о полноценной деятельной жизни и говорить не приходилось. Однако если широта распространения может служить мерилом успеха, то они, по-видимо­му, чувствовали себя в своем мире очень неплохо. С течением времени неандертальские окаменелости были обнаружены в Европе по­всюду, начиная от Румынии и Крыма на во­стоке и до острова Джерси и Испании на за­паде. Но до тех пор, пока все эти находки ог­раничивались пределами Европы, неандертальцы по прежнему могли рассматриваться как локальная ошибка эволюции, и специалисты оставляли за собой право утверждать. Что эволюционный процесс, привела появлению современного человека, протекал где-то еще пока не обнаруженном Эдеме.

Полное изменение во взглядах произошло в 1957 году когда два ана­тома, Уильям Страус Университет Джона Гопкинса) и А.Дж. Кейв (Медицинский колледж при лондонской больнице св. Варфоломея), вновь внимательно изучили окаменелость из Ла-Шапель-о-Сен, которая послужила основой для утверждений Буля. Она считалась типичной, однако, Страус и Кейв установил, что этот неандерталец страдал тяжелым aртритом, который привел к деформации позвонков и челюсти. Буль, опытный палеонтолог, должен был бы заметить изменения суставах, указывающие на эту болезнь. Страус и Кейв обнаружили еще немало необъяснимых ошибок в булевской реконструкции Стопа неандертальца, например, вопреки утверждению Буля вовсе не была "хватательным органом". Шейные позвонки не походили на шейные позвонки

12

шимпанзе и таз по строению не был обезьяноподобным. Корочеговоря, Страус и Кейв убедились, что неандерталец был человеком.

После того, как построения Буля были опровергнуты, а вопрос о сванскомбской окаменелости благополучно разрешился, неандертальцы получили классификационный титул Homo Sapiens человек разумный. К немудобавляется определение подвида neanderthaln sis — неандертальский (или rhodesiensisро дезийский, или soloensis — солойский человек указывающее на некоторые отличия от полностью современного человека, теперь называемого Homo sapiens sapiens — человек разумный разумный. Но единственное "разумный" в титуле неандертальца раз и навсегда помещает его в клан людей.

Буль готов был даровать неандертальцам почетное право принадлежать к роду homo, но выделив их в отдельный тупиковый вид, который давным давно вымер. Марселен Буль пользовался большим уважением и славился упорством и добросовестностью – добродетели, которые усугубили серьезность его ошибок. Между 1911-1913гг он выпустил три тома, в которых изложил свои выводы самым подробным образом. В течение нескольких десятилетий после работ Буля почти никто не утверждал, что неандертальцы – все-таки предки современных людей. Его истолкования, имеющегося материала не только было полностью принято большинством ученых, но и дало толчок для еще менее лестных характеристик для неандертальца.

 

 

13

Заключение

Археологические раскопки свидетельствуют, что уже в то далекое время человек был верующим, хотя вера его еще носила неосознанный, интуитивный характер.

Об этом свидетельствуют и древнейшие захоронения, которые появились в мустьерское время.

Ученые обнаружили более 20 случаев захоронения тел неандертальцев. Все они свидетельствуют о намеренном захоронении трупов в земле.

Как правило, местом захоронения служили пещеры, в которых жили люди, но случались захоронения и вне пещер. В некоторых пещерах захоронения производились по нескольку раз. Вполне возможно, что иногда трупы умерших родичей помещали в готовые углубления, в так называемые «спальные» ямы. В других случаях для этого рыли специальные ямы.

Неандертальцы хоронили как трупы взрослых мужчин и женщин, так и трупы детей.

Было определено и положение останков в могилах: обычно они лежат с подогнутыми ногами, в слегка скорченном положении. В ряде случаев обе руки или одна из них были согнуты в локте, а кисти рук находились около лица. Это поза напоминает положение спящего человека. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что в середине и в конце мустьерского времени впервые появляется определенное и совершенно новое отношение к умершим, выраженное в намеренных и уже достаточно сложных по характеру действиях - в захоронениях покойников.

В основе этого отношения, похоже, уже лежит забота о члене своей родовой общины, что явилось бесспорным выражением чувства неразрывной кровной связи между сородичами.

В то же время, забота об умершем члене первобытной общине являлась и выражением представления первобытного человека о себе самом, о жизни и

 

14

смерти. Того самого представления, которое явилось одним из важнейших истоков и непременной составной частью религии.

Исчезновение неандертальцев остается одной из главных загадок антропологии, существует множество мнений по этому поводу, каждое мнение так или иначе логически подтверждается, но точно сказать сложно что же было на самом деле. Изучив множество мнений, для меня наиболее вероятной является идея Дж. Констебля, что неандертальцы сменились кроманьонцами, но как это произошло, этот вопрос представляет собой величайшую из всех доисторических тайн. 

15

Список литературы

1)  Всемирная история «Каменный век» М. 1999г.

2)  Дж. Констебл «Неандертальцы» М. Мир 1978г.

3)  Мамонтов, Захаров «Общая биология» М. 1997г.

4)  Харрисон, Уайнер, Теннер, Барникот, Рейнольде «Биология человека»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...