Этика – философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Предмет этики 2. Этика – философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике. 3. Проблемы практической этики Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность этических проблем непреходяща. Они разрабатываются философами на теоретическом уровне, специфическими средствами решаются в произведениях литературы и кино, особенно активно они обсуждаются на уровне обыденного сознания. Добро и зло, справедливость, равенство, свобода, ответственность, судьба, предназначение человека на земле и смысл его земной жизни — вот далеко неполный перечень вопросов, обсуждаемых людьми. Обсуждения происходят при большом эмоциональном накале и это неудивительно: люди заняты не отвлечённым философствованием, это их жизнь. В то же время было замечено, что «этический ликбез» способствует гармонизации отношений индивида с членами семьи, коллектива, общества. Изучение этического наследия само по себе не гарантирует нравственности человека, известно немало примеров безнравственного поведения внешне образованных людей. Поведение человека зависит от двух основных факторов: наследственности и воспитания, которые, в свою очередь, распадаются на отдельные обстоятельства его существования. Особую роль играет внушение, вне зависимости от истинности внушаемой информации. Семья, школа, церковь, государство и другие социальные институты прилагают большие усилия для формирования нравственного облика личности. Нравственность призвана выработать стереотипы оптимального поведения личности, однако следует отметить, что сам факт изучения этики есть нравственное явление (дикарь не станет интересоваться проблемами нравственности и морали). Это свидетельство высокого уровня духовного развития личности.
Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Эту же мысль русский философ XIX века В.С. Соловьев выразил чуть иначе. В предисловии к своей книге «Оправдание добра» он сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, «никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель». Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.
Общество — объект исследования ряда наук. Науки потому и называются общественными, что их представители в том или ином аспекте исследуют общество. Аспект, сторона исследования определяют предмет науки. Он формулируется конкретно в качестве совокупности сходных по происхождению и содержанию проблем, представляющих интерес для членов общества. В этом смысле предмет этики — происхождение, содержание и развитие явлений нравственности и морали.
Этика — философская наука, которая исследует природу, сущность, возникновение, развитие, структуру, функции морали, ее проявления в многообразных сферах деятельности. Этика является наукой, которая исследует мораль во всех ее измерениях и сферах функционирования. Пользуясь соответствующей системой категорий, она обосновывает, интерпретирует мораль и ее нормы, нередко стимулируя ее развитие. Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни. Этика является нормативной наукой, к тому же самой общей нормативной наукой. Ее называют еще практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики — не знания, а поступки. Предметом этики является мораль как форма индивидуального и общественного сознания, общие закономерности их бытия. Выяснение и очерчивание предмета этики предусматривает принципиально другое видение модели человеческого бытия, чем традиционное. Центром ее является человек как суверенная единица бытия, своеобразная монада (самое простое неделимое единство), целостная суверенная личность, способная к саморегулированию, самоусовершенствованию, самореализации, самостимулированию. Социальная реальность рассматривается как внешнее относительно человека образование, которое постоянно врывается в его бытие, предъявляя многочисленные требования в форме юридических законов, административных распоряжений, норм, правил, предписаний. Все они ощутимо влияют на деятельность, поведение, духовный мир человека. Невзирая на это, каждый человек является безграничным, индивидуальным, уникальным миром, миром-космосом. Этика менее всего проникается непосредственно детерминированной деятельностью и поведением человека при отсутствии выбора, ее прежде всего интересует реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельность, при которой человек руководствуется не практически-утилитарным, политическим или другими локальными (что не выходят за определенные границы) мотивами, а мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности, которые постигаются и переживаются с помощью представлений и чувств, обозначенных термином «добро». Именно эта деятельность и моральная обязанность, которая предшествует этой деятельности, составляют эпицентр этических учений.
Сформировалась этика в лоне философии, потому она родственна со всеми основными ее разделами — онтологией (учением о бытие), гносеологией (теорией познания),аксиологией (учением о ценностях), праксеологией (учением о жизненной практике человека). Бытие человека как существа, которое представляет, радуется, страдает, в частности и под воздействием моральных ситуаций, существенно отличается от бытия, которым его знает ум, теоретическое мышление. Но если чувства человека являются безразличными к теоретической картине бытия как системе абстракций, то ум не может себе этого позволить. Человек все выносит на суд ума. Его суд над моральным сознанием порождает моральные конфликты, бывают случаи, когда мораль «не срабатывает». При таких обстоятельствах ум пытается выяснить причину неэффективности морали. Проявления несовершенства морали и обусловили появление этики, которая выполняет такие функции: —выяснение необходимого и общего в бесконечном разнообразии проявлений морали, определение сущности морали; —обоснование на основе знания сущности морали идеалов, ориентируясь на которые можно критически оценить существующую мораль и предложить новые более совершенные моральные ориентиры. Но поскольку идеал может существовать лишь в форме художественного образа, уместнее говорить о теоретической модели образцовой морали; —постепенное влияние на смену образа жизни, выработку привычек, которая способствует моральному совершенствованию человека. Безусловно, знание этики не влияет непосредственно на мораль человека, однако оно включает силу ума, волю к регуляции поведения человека;
—анализ смежных проблем, в частности вопроса происхождения морали, возникновения и развития этической теории, которая является необходимым условием выяснения сущности и исторических перспектив морали; —формулировки принципов этики — ее фундаментальных исходных положений. Однако значение этики для человечества и знания этики для самоусовершенствования морали личности не стоит переоценивать. Самые совершенные знания морали не могут заменить человеку мораль, быть моралью, не имеют непосредственного влияния на нее. Мораль значительно богаче ее теоретической, абстрактной модели, которую создает этика. Эта модель дает лишь общие и необходимые свойства, грани морали. К тому же элементы морали, которые еще не нашли языкового выражения, остаются вне поля зрения этики. Учитывая эти особенности, некоторые авторы хотят ее усовершенствовать нетеоретическими средствами. ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭТИКЕ.
Теоретическое осмысление явлений нравственности и морали началось в VII веке до нашей эры. Однако возникновение этики традиционно связывается с именем Аристотеля, жившим тремя столетиями позже. Очевидно, требовалось время для осмысления общественной необходимости в особого рода дисциплине. Поэтому тот философ, который сумеет показать эту необходимость, и будет «отцом» этики. Им оказался Аристотель. Он стал первым систематизатором этики, первым ввёл слово «этика». Термин «этика» означал первоначально привычное место обитания человека, логово зверей, а впоследствии получил новое значение: обычай, нрав, характер, образ мыслей, темперамент. Аристотель написал три работы, составившие основу новой дисциплины: «Эвдемова этика», (Эвдем — друг Аристотеля), «Никомахова этика» (Никомах — сын Аристотеля) и «Большая этика (синтез двух первых «Этик»), Аристотель поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой).Базируясь на душе, этика служит государству. Великий философ говорил об этике в трёх смыслах: о книгах по этике, о философской теории, о практическом поведении человека. В ходе исторического развития общества эти смыслы осуществились и дифференцировались в различных значениях слова «этика». Это слово даже стало названием ряда этических сочинений: «Этика, или познай самого себя» П.Абеляра, «Этика» Б.Спинозы, «Этика» В.М.Вундта, «Этика» Н.Гартмана, «Этика, происхождение и развитие нравственности» П.А.Кропткина, «Этика, или принципы истинной человечности» Я.А.Мильнера-Иринина и др. Как теоретическая дисциплина этика, несомненно, является разделом философии. Попытки оторвать этику от философии и представить её неким «моралеведением» лишены достаточного основания. Другие значения слова «этика» таковы:
1) этикой называют некоторые частные проявления нравственности или морали, например, этика счастья, любви, долга и т.п; 2) этикой называют поведение представителей каких-либо социальных групп, например, этика дворянина, студента, предпринимателя и т.д; 3) этикой называют систему норм нравственности членов какого-либо общества, например, британского, китайского, индийского и др; в этом случае понятие этики отождествляется с желаемым поведением; 4) этикой называют систему норм нравственности какой-либо религии, например, христианская, мусульманская этика; 5) этикой называют систему норм нравственности какой-либо политической партии или общественной организации, например, партийная этика; 6) этикой называют систему норм нравственности представителей какой-либо профессиональной группы, например, этика государственной службы, этика торговли, воинская, дипломатическая, педагогическая, журналистская, адвокатская и другие. Перечисление значений слова «этика», возможно, неполно, но оно указывает на существенное основание деления этики на фундаментальные и прикладные исследования. Предметом фундаментальных исследований являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстаёт человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. В фундаментальных и прикладных исследованиях традиционно указывается, каким должен быть человек и что он должен делать, но не указывается, каким может быть человек и что от него можно потребовать. Строитель не требует от построенного им моста, какую нагрузку тот должен выдержать, строитель лишь рассчитывает, какую нагрузку мост может выдержать. Односторонний уклон в сторону должного уводит этику от позитивных наук. Драма должного и возможного в поведении человека разрешается наличием осознанной свободы его воли. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами. Прикладная этика — бурно развивающееся направление исследований в этике. В области фундаментальных исследований трудно сказать что-нибудь новое, за тысячелетия общественного развития изучены уже все важные проявления жизнедеятельности человека, высказаны различные мнения, которые можно принимать или отвергать. К тому же истинность или ложность фундаментальных этических идей обнаруживается спустя столетия, и человек, изложивший идею, не может увидеть её триумфа или отторжения обществом. К тому же фундаментальные идеи этики слишком абстрактны, их применение к конкретному случаю требует разъяснения. Как к действующему законодательству прилагаются комментарии, так и к фундаментальным идеям этики требуется обоснование применения в определённых условиях деятельности человека. Поэтому как ответ на общественную необходимость возникают прикладные исследования. Прикладная этика — это область практического знания, в которой рассматриваются современные жизненно важные проблемы, например, клонирование человека, последствия которого ещё не просчитаны, права человека не только на жизнь, но и на смерть (эвтаназия), трансплантация органов, «непорочное» зачатие вне организма женщины, продажу оружия при декларировании мирной внешней политики, применение силы в межгосударственных отношениях, подавление интересов национальных меньшинств во имя единой «политической» нации, религиозная нетерпимость во имя любви к Христу и многие другие. Любое их решение имеет свою аргументацию, которая кажется неотразимой одним и абсурдной другим. Все проблемы подобного рода являются дискуссионными. Положение осложняется и тем, что решение таких проблем не может быть одноразовым, их приходится решать различным образом в тех или иных случаях. Прикладные исследования по разным основаниям делятся на несколько групп: 1)по отношению к ценности жизни, например, аборты, смертная казнь, эвтаназия; 2)по отношению к значению деятельности, например, сотрудничество, социальное партнёрство, ненасилие; 3)по отношению к науке, например, этика науки, биомедицинская; 4)по отношению к профессиональной деятельности, например, педагогическая, воинская, журналистская; 5)по отношению к социальной структуре общества, например, классовая, национальная, религиозная. Прикладные исследования связаны с фундаментальными, опираются на них, однако не следует полагать, что они представляют собой лишь приложение теории к проблемам практики. На уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. С другой стороны, было бы ошибочным полагать, что прикладные исследования «принадлежат» наукам и являются их частями, например, биомедицинская этика прописана по ведомству биологии и медицины, этика науки относится к науковедению, юридическая этика — часть правоведения и т.д. Прикладные исследования — это высшие достижения этики, это конкретное знание в отличие от знания абстрактного. Отрыв прикладных исследований от фундаментальных лишил бы первые теоретических разработок вторых, разведение прикладных исследований по «профессиональным квартирам» превратил бы прикладные исследования в инструктаж поведению служащих той или иной конторы. Фундаментальные исследования в этом случае превратились бы в схоластику, их представителям пришлось бы ломать голову над вопросом типа, может ли Бог создать камень, который он не сможет поднять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|