Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
- аргументированно доказывать принадлежность слова к существительным и отличать их от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
-склонять имена существительные по падежам, изменять их по родам и числам;
- различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительными среднего рода и собирательными существительными;
- употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
- употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
- правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
- соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к прилагательным и отличать их от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;
- различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
- различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
- характеризовать предмет с помощью прилагательных;
- правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня);
- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам числительным;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т. д.);
- доказывать принадлежность слова к наречию;
- различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
- отличать слова состояния от наречий;
- различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
- употреблять наречия со значением оценки;
- использовать наречия как средство организации текста;
- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
- правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
- использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующем в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.);
- анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки, действий) с точки зрения особенностей строения;
- вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
- анализировать и излагать статью учебника типа рассуждения (текста научного стиля);
- излагать повествовательный текст с заданием (вводить элементы рассуждения, оценки эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
- создавать текст-описание (природы, одежды, действий, обстановки.) по личным впечатлениям и наблюдениям;
- создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
- составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложненный элементами описания обстановки;
- строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
- совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).
4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
5. Тест.
6. Словарный диктант.
7. Терминологический диктант.
8. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
9. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
Формы и средства контроля
Тема
Вопросы для контроля
Формы контроля
Повторение изученного
в V классе
Звуки речи. Словообразование слов. Написание гласных и согласных в корнях слов, правописание ь, о-ё после шипящих и ц, правописание приставок. Лексикология. Фразеология.
Тестирование
Имя
существительное
Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; правописание гласных в падежных окончаниях существительных, о-ё после шипящих, гласные после ц. Проверка умения излагать услышанный текст, создавать текст, употреблять существительные в тексте.
Контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольное сочинение, контрольное изложение.
Глагол
Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, а также в форме 2 л. ед.ч., Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, спряжение глаголов.
Контрольный диктант с дополнительным заданием
Имя
прилагательное
Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, разряды прилагательных по значению, степени сравнения, НЕ с прилагательными, Н-НН в прилагательных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на простой план.
Тестирование, контрольное изложение
Числительное
Имя числительное как часть речи, разряды числительных, склонение числительных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на сложный план.
Контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольное изложение
Наречие
Наречие как часть речи, разряды наречий, степени сравнения, правописание наречий.
Тестирование
Имена состояния
Разряды имен состояния по значению. Проверка умения учащихся создавать текст по собственному и заданному плану.
Контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольные сочинения (2)
Повторение изученного в VI классе
Повторение и обобщение изученного в VI классе.
Контрольный диктант с дополнительным заданием,
тестирование
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2009
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2008
3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010
4. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004
5. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
6. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
7. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
9. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
10. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа, 2005
11. Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2004
12. Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы - М.: Дрофа, 2005
13. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2008
2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. - М.: Дрофа, 2008
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. - М.: Дрофа, 2008
4. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
6. Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
7. Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
8. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
9. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
10. Львова СИ. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2006
Календарно – тематическое планирование уроков в 6 классе
№
ТЕМА
УРОКА
Кол-во часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Планируемый результат
Формы
контроля
Словарь
Домашнее
задание
Дата
проведения
Введение
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Урок усвоения новых знаний
Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понимать: язык – развивающееся явление
Знать: об исторических изменениях, об этимологии
Уметь: работать с этимологическими словарями
Работа с текстом. Создание устных сообщений на основе афоризмов.
Эпиграф
этимология
Выучить наизусть высказывание о русском языке
Упр.1
Систематизация изученного в 5 классе
2-3
Фонетика. Графика. Орфография
Повторительно-обобщающий урок
Орфография как система правил правописания.
Уметь: членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями
Словарно-орфографическая работа
Составление таблицы
Анализ пословиц
вестибюль
коллектив
группа
Упр.7-11,16-18
4-5
Морфемика. Словообразование
Повторительно-обобщающий урок
Виды морфем. Понятие о норме.
Уметь: членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями
Словарно-орфографическая работа
Составление таблицы
Анализ пословиц
территория
аккуратный
Упр. 39-40,41,47,50
6-7
Лексикология. Фразеология
Повторительно-обобщающий урок
Понятия лексики и фразеологии.
Уметь: пользоваться толковыми и фразеологическими словарями,давать лексическую характеристику словам
Словарно-орфографическая работа
Составление таблицы
Анализ пословиц
баррикада
терраса
Упр.65,71,84,85
8-9
Синтаксис и пунктуация
Повторительно-обобщающий урок
Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Знаки препинания, их функции.
Уметь: определять синтаксическую функцию, строить схемы, давать полную характеристику предложению.
Комплексный анализ текста
Составить предложения, в которых существительное КНИГА выполняло бы роль разных членов предложения.
10-11
Входной контрольный диктант 1 с грамматическим заданием по теме "Повторение"
Анализ контрольного диктанта с граммати- ческим заданием по теме "Повторение"
Урок контроля знаний
Проверка знаний, навыков и умений за курс 5 класса
Результаты работы выявят темы, слабо усвоенные учениками, что потребует включения их в тренировочные упражнения на последующих уроках, особенно систематического повторения и контроля.
Проверкауровня усвоения базового материала (без заданий повышенной трудности)
Упр.90
Р.р. Признаки текста
(Разделы грамматики)
Урок развития речи
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, основная мысль. Микротема.
Уметь: аргументировано доказывать признаки текста, определять стиль, тип, способы связи предложений в тексте.
Работа с текстом Подготовить устное сообщение о признаках текста.
корреспондент
Упр.94
Морфология. Части речи
Самостоятельные и служебные части речи.
Повторительно-обобщающий урок
Система частей речи. Принципы выделения частей речи.
Умет: опознавать части речи, употреблять их в предложении.
Заполнение таблицы
инженер
директор
§51,52
Упр.100
Слово и его формы.
Повторительно-обобщающий урок
Грамматическое значение слова. Слово и его формы.
Уметь: объяснять способы образования слов, различать однокоренные слова и формы слова, соблюдать нормы управления и согласования.
Распределительный диктант
председатель
шофер
§ 53
Упр. 107
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
15-16
Имя существительное как самостоятельная часть речи
Урок закрепления изученного
Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Употребление в речи.
Поисковое чтение.
Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста
договор
соглашение
конвенция
§54-55
Упр.109,123
Собственные и нарицательные имена существительные.
Урок закрепления изученного
Собственные и нарицательные имена существительные.
Уметь: правильно писать собственные/нарицательные существительные, уместно употреблять в речи.
Составление текста Написать письмо другу, оформить адрес
имя
фамилия
отчество
§56
Упр.130,131
Одушевленные и неодушевленные существи тельные. Роль олицетворений в художествен ной речи
Урок закрепления изученного
Одушевленные неодушевленные имена существительные
Уметь: различать одушевленные неодушевленные имена существительные
Распределительный диктант
отвлеченный конкретные
§57, упр.135
Разряды существительных по значению
Урок усвоения нового материала
Конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные имена существительные
Уметь: различать имена существительные по значению
Поисковое чтение.
Работа с текстом
вещественные
собирательные
§58, упр.144
20-21
Число имен существительных.
Урок усвоения нового материала.
Число имени существительного. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
. Знать: категорию числа имен существительных
Уметь: употреблять в речи с соблюдением орфоэпической нормы.
Составление устного высказывания
костер
счастье
§60
Упр.154,157
Р.Р. Простой и сложный план
Урок развития речи.
Уметь: составлять слож ный и простой план к предложенному тексту.
Работа с текстом
Составить по тексту простой и сложный план
23-24
Род имен существительных. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов существительных.
Переосмысление рода как художественный прием
Урок усвоения нового материала.
Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего рода. Существительные общего рода.
Знать: о принадлежности слова к одному из родов
Уметь: определять род, согласовывать слова общего рода
Заполнение таблицы
Составление словосочетаний и предложений
балкон
§59
Упр.164,169
25-26
Падеж и склонение имен существительных.
Склонение имен существительных в единст- венном числе. Правописание падежных окончаний
Урок усвоения нового материала.
Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных.
Знать: способ определения склонения имен существительных
Уметь: задавать падежные вопросы, выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, выделять как особую группу сущ.на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ.
Словарный диктант
диван
аквариум
§61-62
упр.173, 186
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний
Урок усвоения нового материала.
Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных.
Знать: способ определения склонения имен существительных
Уметь: задавать падежные вопросы, выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, выделять как особую группу сущ.на -ИЕ, -ИЙ, -ИЯ.
Творческий диктант
инженеров
договоров
§63, упр. 194-196
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Урок усвоения нового материала.
Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Уметь: определять морфему с орфограммой, применять правило
Словарный диктант
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы
Подобрать 20 слов на данную орфограмму
Упр.274
Р.р. Темы широкие и узкие.
Урок развития речи
Темы широкие и узкие. Коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Знать: понятия широкой темы и узкой темы
Уметь: вычленять из широких тем узкие, делить текст на абзацы.
Работа с текстом
Сочинение-миниатюра проверить умение создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение
Расширение словарного запаса
Упр. 89
30-31-32
Разносклоняемые существительные.
Урок усвоения новых знаний
Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных.
Орфограмма «Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ».
Знать: разносклоняемые существительные
Уметь: обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ.
Объяснительный диктант Проверить умение обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения, образовывать формы косвенных падежей существительных на –МЯ
Перепел
Простор
Бедствие
Цоканье
§64-65
Упр. 208
Неизменяемые существительные. Нормы их употребления
Урок усвоения новых знаний
Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных.
Знать: происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода.
Уметь: употреблять несклоняемые существительные
Составление словарных статей
§66
Упр. 214
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. Тест.
Уроки усвоения нового материала
Группировка слов по словообразовательному значению суффиксов. Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема.
Орфограмма «Согласные буквы в суффиксах –чик-, -щик-».
Орфограмма «Буква Ь перед суффиксами –чик-, -щик-».
Правило правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. Орфограмма «Буква и – е в суффиксах –ек-, -ик-».
Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать
Тест: Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы
Объяснительный диктант
Проверить умение группировать слова по значению суффиксов, правильно их писать
Словообразование имен существительных с помощью приставок
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Уроки усвоения нового материала
Приставочный и приставочно-суффиксальные способы образования существительных.
Освоение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Введение нового способа орфографического действия – замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения противопоставления.
Знать: условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными
Уметь: применять правило, различать НЕ как приставку, частицу, часть корня
Тест
Осложненное списывание
Проверить умение и навыки слитного или раздельного написания НЕ с существительными
антипод
§69
Творческое списывание
Упр.273
Образование сложных существительных
Словарный диктант 1
Урок усвоения нового материала
Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной, сложносокращенных слов и существительных с усеченным корнем пол-.
Знать: способы образования существительных путем сложения
Уметь: образовывать сложные существительные, правильно их писать
Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста
МГУ
СНГ
РАН
ООН
Упр.263,266
Переход прилагательных в существительные. Понятие о функциональных омонимах
Урок усвоения нового материала
Неморфологический способ образования существительных
Усвоить неморфологический способ образования существительных, их отличительные признаки.
Работа с текстом Проверить умения и навыки выполнять лингвистический анализ текста
родина
отчизна
отечество
Упр. 271,272
Р.Р. Рассуждение на лингвистическую тему по упр. 277.
Урок развития речи
Подготовить к домашнему сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
типы речи
рассуждение
Упр.277
42-43
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Повторительно-обобщающие уроки
Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи.
Уметь: опознавать имена существительные, образовывать, использовать в речи.
Работа с текстом
Тест:
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы
гражданин
госпиталь
Подготовка к диктанту
44-45
Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
Анализ контрольного диктанта
Урок контроля знаний
Урок коррекции знаний
Правописание имен существительных
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте.
Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении.
Диктант с грамматическим заданием
Проверить:
Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении, выполнять морфологический, морфемный и словообразовательные разборы, синтаксический разбор.
ГЛАГОЛ
Понятие о глаголе.
Повторительно-обобщающий урок
Систематизация изученного, анализ особенностей функционирования глагола в речи, освоение тематических групп глаголов.
Уметь: опознавать глагол и использовать в речи
Выборочный диктант
Проверить умение опознавать глагол и использовать его в речи
геолог
§ 71, упр. 282
Морфологические признаки глагола. Роль глаголов в речи (тексте)
Повторительно-обобщающий урок
Повторение известных учащимся признаков глагола: спряжение, время, число, род.
Знакомство с новыми глагольными категориями: наклонение, лицо, вид, возвратность.
Уметь: группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи.
Комментированное письмо
Проверить умения группировать глаголы по значению, опознавать в тексте, употреблять в речи
Категория залога.
§ 71, 72 упр.307
Правописание НЕ с глаголами.
Повторительно-обобщающий урок
Орфограмма «НЕ с глаголами».
Уметь: находить орфограмму, безошибочно писать.
Работа с толковым словарем.
негодовать
ненавидеть
§71, упр.284
Инфинитив как неизменяемая форма
Основа инфинитива
Урок усвоения знаний
Усвоение понятия об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Формальные показатели – суффиксы –ТЬ, - ТИ. Основа инфинитива.
Формирование умения находить инфинитив по личной форме глагола.
Морфемный анализ.
бригадир
§ 73, упр.319,320
51-52
Р.Р. Подготовка к изложению, близкому к тексту «Впервые услыхал»
Р.Р.Написание изложения, близкого к тексту "Впервые услыхал"
Урок развития речи
Подготовить к написанию изложения; работа с текстом К.Г. Паустовского. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Анализ авторских языковых средств.
Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.
Работа с текстом. Изложение
Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.
шорох
шепот
шелест
момент
Возвратные глаголы
Нормы употребления
- ся и - сь
Правописание форм глагола на -тся и -ться
Урок усвоения знаний
Семантика возвратных глаголов.
Понимать значение возвратных глаголов;
Уметь употреблять в речи
Работа над морфемным анализом возвратных глаголов.
Категория переходности и непереходности
фонтан
§ 74,75
Упр. 328
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Образование видовых пар. Тест
Урок усвоения новых знаний
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
Усвоение основных значений глагола, передаваемых с помощью категории вида; норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах.
Комментированное письмо Проверить знание норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах.
чувствовать
участвовать
фейерверк
§ 76, упр.338
§ 76, упр. 341
Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании
Урок усвоения новых знаний
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
Усвоение основных значений глагола, передаваемых с помощью категории вида; норм видовременной соотнесенности глаголов, используемых в сложных предложениях или однородных рядах.
Помочь усвоить нормы употребления глаголов разного вида в описании и повествовании.
караван
§ 76, упр. 340, 342
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры с использованием глаголов разного вида (по упр. 331).
Уроки развития речи
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
Уметь: соблюдать нормы употребления глаголов разного вида в описании и повествовании
Подготовить к сочинению описательного или повествовательного типа речи с использованием глаголов разного вида
Написать сочинение-миниатюру
Правописание корней с чередованием
Повторительно-обобщающий урок
Корни с чередованием
Знать: условия правописания корней с чередованием
Уметь: применять правило при письме
Работа с текстом.
досуг
Составить текст, используя слова с чередованием в корне
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
Повторить: инфинитив как неизменяемая форма.
Урок усвоения новых знаний
Понятие наклонение глагола и выработать умение их различать.
Знать об изменении глагола в изъявительном наклонении по временам; уметь правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.
Распределительный диктант
лаборатория
§77,78, упр. 345
Времена глагола: прошедшее, будущее, настоящее.
Повторить: инфинитив. Морфемный разбор. Настоящее время
Прошедшее время. Повторение: Тест (возвратные глаголы)
Правописание гласной перед суффиксом –л-.
Словарный диктант 2 (упр. 361)
Урок усвоения новых знаний
Урок усвоения новых знаний
Повторительно-обобщающий урок
Углубление понятия о категории времени глагола. Усвоить основные и дополнительные значения форм времени глагола. Активное использование учениками термина момент речи.
Повторение материала о прошедшем времени, его значении, образовании, изменении, чередовании звуков при образовании форм прошедшего времени.
Знать способы образования и изменения глаголов прошедшего времени. Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы.
Редактирование предложений.
Относительное время. Значения относительного времени: одновременность, предшествование, следование (последование).
Р.Р. Подготовка к изложению, близкому к тексту по упр. 368.
Р.Р. Написание изложения, близкого к тексту по упр.368.
Урок развития речи
Подготовить к написанию изложения, повторение понятий тема, идея, форми- рование умения составлять простой и сложный план, определения типа речи.
Уметь: излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.
Работа с текстом. Изложение
Проверить: умения излагать текст, составлять план, соблюдать последовательность, нормы русского языка.
платок
обернуться
околеть
воскресить
Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени
Урок усвоения новых знаний
Усвоить понятие об основах глагола, их отличительной черты.
колено
§83,упр 371
Настоящее и будущее время глагола.
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глаголов. Значение 1,2,3-го лица. Мягкий знак в окончании глаголов 2 лица единственного числа.
Уроки усвоения новых знаний
Образование форм настоящего и будущего времени. Изменение по лицам и числам.
Орфограмма «Мягкий знак в окончании глагола 2 лица ед.числа»