Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века




конфликт образ антигона литература

XX век как период развития литературы, искусств, как особое явление сложно вместить в определенную модель. Выделяются разные модели, подаваемые как основополагающие, ключевые: тоталитаризм в различных мировых и национальных проявлениях, тотальный кризис, дегуманизация жизни и искусства. Перечисленные концепции не исчерпывают всех существующих точек зрения. К тому же модели XX столетия, взятые по отдельности, не раскрывают сущности эпохи. Многие исследователи, осмысляя наследие прошедшего века, отмечают трагизм как основное свойство эпохи. Трагизм заключается в высокой концентрации, особенно в начале века, множества трагических событий мирового масштаба: тоталитарные режимы, перевороты, революции, две мировых войны, угроза информационного и террористического взрыва, экологический кризис и т.д.

Трагическим XX век называют не только из-за большой концентрации трагических событий. Чувство трагизма - как в масштабе человечества, так и в жизни отдельного человека - было определяющим, доминирующим. Многие начинания в этом столетии, казавшиеся прогрессивными и гуманными, оборачивались не просто глубоким разочарованием, а крахом, безверием в жизнеспособность.

Человек ХХ века утрачивает и веру, и чувство гармонии, целесообразности внутренней и внешней жизни - и в экзистенциальном, и в онтологическом срезе. На смену прежнему чувству гармонии приходят ощущения дисгармонии, хаоса, абсурда, иррациональности существования. Это очевидно в романе "Улисс" Джеймса Джойса, произведениях американского писателя-постмодерниста Джона Барта "Плавучая опера".

Человек XX столетия и в интеллектуальном, и духовном развитии, отмечен устремлением к свободе. Свобода личности - не новое свойство, которое было присуще человеку в разных проявлениях. Особенность индивидуальной свободы в ХХ веке в том, что она утрачивает свои пределы, границы и в беспредельности своего проявления она способна превратиться в свою противоположность, личный произвол, чреватый для других и для человеческой цивилизации - следствием этого являются тоталитарные режимы в Европе.

Именно в это тяжелое не только для Франции, но и для Европы время пишет свою "Антигону" Ж. Ануй. В дано пьесе отчетливо видно влияние "литературного экзистенциализма", тка же характерное и другим писателям этого времени (например, в прозе Жана-Поля Сартра - роман "Тошнота", в произведении Альбера Камю "Чужой", романе "Чума").

Всю литературную деятельность Ж.Ануя можно поделить на несколько этапов:

.   "Черные пьесы".

Ранний период творчества ("Зигфрид", "Пассажир без багажа","Горностай", "Дикарка", "Эвредика").

.   Данный период творчества пришелся на самое кризисное и трагическое для страны время - оккупационного режима фашистской Германией. В это время написаны "Антигона" и "Бал воров".

.   Послевоенные годы. "Приглашения в замок", "Вальс Тореадоров", "Жаворонок", "Беккет, или честь Божья", "Жанна д’Арк".

.   Последние годы жизни. "Булочник, булочница и маленький подмастерье", "Дорогой Антуан, или Неудачная любовь", "Золотые рыбки, или Этот герой, мой отец", "Не будите госпожу", "Директор оперы", "Арест", "Сценарий", "Да здравствует Генрих IV", "Штаны".

В целом в литературе XX века наблюдается преобладание и общее тяготение к условности, которая в равной мере характерна для литературы модернистской и постмодернистской, но отмечает и особенности многих произведений реализма. Явно условна форма романа-метафоры в творчестве Франца Кафки ("Америка", "Процесс").

Вторая парадигма, важная в художественном творчестве прошлого столетия - усиливающийся процесс, начавшийся в XIX веке, - синтез искусств. Взаимодействие различных искусств приводит к тому в сфере литературного творчества, что оно заимствует, подвергая словесной адаптации, многие приемы из музыки, изобразительного искусства и нового творчества, возникшего в конце XIX века - кинематографа.

Для французской литература характерной чертой был экзистенциализм в литературе. Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства.

Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский "литературный экзистенциализм" особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где "все дозволено", и выбор соответствующего поведения.

Именно писатель стал высшим авторитетом для французских экзистенциалистов.

 

2.2 Система образов в пьесе Ж. Ануя "Антигона"

Существует ряд онований, по которым можно сравнивать пьесу Ж. Ануя и Софокла "Антигона". Уже в идентичности названий невольно проводится. Все действующие лица, которых некогда включил в свою трагедию Софокл, присутствуют у Ануя в том же составе и на первый взгляд выполняют в его пьесе те же функции.

От софокловского образа Антигоны у Ануя остались лишь её бесстрашие и неумолимость перед лицом смерти. Этот образ носит черты философии экзистенциализма, основными положениями которой являются "отрыв мыслящего субъекта от общества; создание своего мира". Антигона отторгает себя от мира. "Как вы все мне противны с вашим счастьем! - кричит она Креону. - С вашей жизнью, которую надо любить, какой бы она ни была"[2]; она хочет своего счастья, настоящего, "прекрасного счастья, каким оно виделось ей в детских мечтах"; она не может жить в этом мире, где нужно "лгать и продавать себя".в этом можно увидеть уход от темы Полиника и Этеокла, когда Креон заставляет её вспомнить, какими были её братья, убеждая не умирать за тех, кто этого не достоин. Она сначала, совершенно выбитая из колеи, соглашается с ним, но когда он говорит о счастье, обнаруживается истинная сущность проблемы - несовместимость Антигоны с этим миром.

Образ героя, на конфликте которого с Антигоной зиждется пьеса, совершенно изменён Ануем. Его противостояние Антигоне подчёркивается рядом антитез этих двух образов: Креон "грузный, тяжёлый"; Антигона "худенькая, маленькая" (речь Пролога); он - мужчина, она - женщина; он стар, она молода; ну и, конечно же, то, что она говорит "нет", в то время как он вынужден сказать "да".

Антигона ставит перед самой собой выбор: жизнь со всем прекрасным ее наполнением, что в ней есть (очарование природы, любовь, сознание исполненного долга, материнские радости) или же если такая жизнь невозможна, во всей ее полноте, то лучше смерть.

Эта маленькая девочка отстаивает полноту бытия, она против установленных правил и распределения ролей в жизни и сведению ее к театральной игре.

Она не принимает всех тех правил, которое "понавыдумывало" государство, она не хочет быть вмешанной в политические, бессмысленные перипетии. Антигона нарушает приказ Креона и хоронит тело Полиника, потому что не может иначе. Внутреннее, заложенное природой, диктует ей безрассудный, сточки зрения здравого смысла поступок.

Хотя Креон у Ануя становится главным героем наравне с Антигоной, это не Креонт Софокла - деспотичный и упрямый правитель, возводящий свою волю в закон и не желающий слушать никаких доводов не только Антигоны, но и Гемона. Креон Ануя, как он сам о себе говорит, "не обычный тиран", он - человек идеи, и образ его очень страшен, хотя по-своему и трагичен не менее, чем образ Антигоны. Он - раб им самим запущенной машины государства, он, по природе своей не злой, имеющий жалость и сострадание, не чуждый любви, искренне хочет спасти Антигону. Креон настолько связан с этим миром своим "да", что уже не может что-либо изменить, в отличие от Креонта Софокла, который нарушает свой приказ и в итоге всё-таки хоронит Полиника. Даже смерть двух близких ему людей, Эвридики и Гемона, не говоря уже о смерти Антигоны, не может вывести его из этого состояния; он отдан этому миру, и, что самое ужасное, он этот мир ненавидит, толпа для него - "скоты". И всё-таки, когда он узнаёт о смерти Эвридики, он не бросает всё, не молит о смерти, как Креонт Софокла: Где ты, желанная Смерть, я зову тебя! Нет, он спрашивает у прислужника: "Что у нас сегодня в пять"[2]. И, узнавая, что совет, идёт в совет. Он обречён так же, как и Антигона, он знает о том, что у него "скверная роль", но он "сыграет её до конца".

Расстановка образов других героев пьесы сделана не по степени их сочувствия одному из главных противоборствующих персонажей - Антигоне или Креонту, как в античной трагедии (так, к Антигоне ближе всего Гемон и Исмена), а по степени удалённости или приближенности к миру-машине. Именно это, наравне с главной героиней, в центре внимания автора.

Гемон у Ануя - также наиболее близкий к Антигоне герой, так как дальше всего стоит от этого мира. Своим выбором между Антигоной и Исменой он делает и выбор между миром Антигоны и миром Креона в пользу первого. Заявляя о том, что он не намерен "примириться с этой их жизнью <...> с их суетой, болтовней и ничтожеством"[2], он рвёт тем самым последние связи с ним и, присоединяясь к Антигоне, умирает.

Смерть Эвридики очень странна, ей вроде бы не за что умирать, она человек, "попавший в эту историю случайно", она не Эвридика Софокла, проклинающая в предсмертных словах Креонта. Она, всю жизнь занимавшаяся вязанием фуфаек для фиванских бедняков и приготовлением варенья, никак не участвует в противостоянии Антигоны и Креонта. Более того, о ней нет ни слова до сообщения о её смерти (как, впрочем, и об Эвридике Софокла). Может быть, она - ещё одна жертва этого фатума, неизбежности Героиня, наиболее близкая к Антигоне по крови, Исмена - полная противоположность ей по мировоззрению. У Софокла она не хуже Антигоны, но ей чужд дух бунтарства и непокорности, она считает, что не женское дело противостоять мужчине: "Мы женщины, не нам вести борьбу Неравную с мужами, наша доля - Пред сильными покорствуя, молчать" [14].

Тем не менее, она идёт умирать вслед за Антигоной. У Ануя Исмена принадлежит к миру Креона: она любит танцы, игры, любит кокетничать, она красавица, и смерть для неё абсурд. Ей не за что умирать, она не разделяет взглядов Антигоны, но, как и Исмена Софокла, она приходит умирать за Антигоной, из любви к ней. Не известно, казнена ли она или, как Исмена Софокла, оставлена в живых, это можно объяснить тем, что судьба её не важна автору.

Кормилица - персонаж эпизодический, участвует лишь в первом действии и, вероятно, способствует развитию образа Антигоны.

Наконец, стражники. Они - самые яркие представители мира-машины; они "грубые", "краснорожие", им совершенно наплевать на любовь, на чувства, главное - продвижение по службе и наградные. Их не занимает судьба Антигоны - в то время как она готовится к смерти, они обсуждают, в какие заведения можно пойти на выданные им деньги. "Их дела - сторона" [2]. Маленькая Антигона после разговора с Креоном, остается наедине со стражником, в котором ищет Человека. Она пытается найти в нем хоть небольшое проявление человечности. Она задает простые бытовые, дежурные вопросы сколько ему лет, любит ли он своих детей). Антигона надеется отыскать в нем то, что принято называть душой, но ее нет у него. Она расспрашивает его о жизни и смерти, а он отвечает о продвижении по службе. В нет не осталось ничего человечного. В этом эпизоде просматривается высшая степень проявления в дано трагедии одной из идей философии экзистенциализма - абсурдности человеческого бытия. После разговора в комнату входят стражники и в этот момент Антигона понимает, что напрасно затеяла этот разговор, и рассказала все самое сокровенно этому бездушному существу. На ее губах появляется улыбка - это миг слабости, маленькой девочки, ее поражение.

Роль Хора, самого необычного в современной пьесе действующего лица, близка к роли хора в античной трагедии: не участвует в действии и сочувствует героям. Однако у Ануя он и нечто большее, он знает всё - и что было, и что будет. Хор не принадлежит ни к одному из миров. Он никого не осуждает и не хвалит.

Если черты античной трагедии отдаляют от нас пьесу, то некоторые детали современного быта, наоборот, возвращают её в наши дни. Интересно, что все эти детали относятся к героям, принадлежащим к миру Креона (хотя сам он к нему не принадлежит). Так, пудра, помада, духи, платье, которое надевает Антигона, - всё это вещи Исмены, которые настолько странны на ней, что Гемон начинает поддразнивать её. Точно так же мы не знаем никаких бытовых подробностей о Креоне и Гемоне, зато об Эвридике, Полинике, Этеокле и стражниках - сколько угодно. Может быть, потому, что стражники, Полиник и другие принадлежат к нашему современному миру, а Креон, Антигона и Гемон - вне времени анализ расстановки образов и роли осовременивания сюжета позволяет прийти к выводу, что Ануя, в отличие от Софокла, не занимает конфликт неписаных божественных законов, заставляющих Антигону похоронить Полиника, и воли правителя (Креонта). Новое содержание образов Антигоны, Гемона и Креона говорит о том, что его тема, скорее, - проблема существования человека в мире, что обуславливается идеями философии экзистенциализма, которые пронизываю пьесу.

Своеобразие конфликтов в пьесе Ж.Ануя "Антигона"

Особенность трагедии в том, что в этом жанре у героев нет никакой надежды - все предопределено заранее, и бороться с судьбой бессмысленно и никому не нужно.

В жизни "маленькой Антигоны", как называет ее Хор (Евгений Киндинов), было не много радостей. Она просто жила, но зрителю жтого не видно. Антигона с самого начала спектакля готовится к смерти. Она совершила преступление и готова за него отвечать. Надежды нет, есть только Судьба. Но Антигона Ануя живет не в сценическом, а в реальном мире, где Судьба не есть основа мироздания. Только героиня не видит этого, она существует по закону древнегреческой трагедии. А ее невольный палач, правитель Фив Креонт живет надеждой. Креон в первую очередь человек, а уж потом правитель. И отсюда возникает основной конфликт спектакля. Противостояние Креона и Антигоны - это не просто столкновение мнений, это борьба, определяющая жизненную философию, определяющая саму жизнь.

Создается ощущение, что Антигона попала в этот мир случайно, что она играет по другим правилам, нежели другие. Антигона живет с мыслью о том, что дни ее сочтены. Она черпает силы в уверенности в собственной правоте. И когда потом Креон разобьет ее уверенность, она сожмется в маленький комочек у его ног. Антигона не хочет счастья в том понимании, в котором видит это слово Креон. Она предпочитает погибнуть, не зная за что, но не остаться жить среди обмана.

В трагедии Софокла жизнь Антигоны тоже была предопределена по той причине, что зрители, находящиеся в амфитеатре, априори знали, что она умрет, а У Ануя функцию знания зрителями финала несет Пролог,оторый появляется в самом начале пьесы и говорит, что Антигона должна умереть.

В трагедии Софокла конфликт проявляется мужду Креонтом и Антигоной. Первый является представителам, земного, он отстаивает законы, которые написали люда, Антигона выступает представителем божественного мира и стоит на позициях неписанных законов.

В пьесе Аную внешним конфликтом является конфликт государства, представителем которого выступает Креон, и конфликтом личных воззрений маленькой Антигоны, которая сопротивляется государственной машине.

Но на самом деле трагедия в пьесе Аную заключается в сущности бытия человека, которая рассматривается контекстом истории, так как "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений" [4;615].

Итак, в обеих пьесах на ряду с внешним конфликтом, существует и внутренний. Более того, у Ануя он перерастает в философскую идею. В пьесе французского драматурга наблюдается и острый конфликт, которому подвержена главная героиня, связанный с проблемой выбора.

Различия в конфликтах, отраженных по-разному в этих пьесах, можно объяснить теми условиями, которые диктовало время, когда творили оба драматурга. Если в античности на жизнь Софокла пришелся переход от родо-общинного строя к полисному, где он и разглядел трагедию устоев и новых законов. А творчество Ануя - на время второй мировой войны и расцвета философии экзистенциализма, то трагедия в его произведении полностью соответствовала идеям данной философии.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы. Конфликт к каждом произведении является неотъемлемой частью произведения, лежащий в основе развития действия.

Существует несколько видов конфликта (внешний и внутренний, острый и затяжной, разрешимый и неразрешимый и т.д.).

В произведении Ж Ануя одновременно сосуществуют и развиваются несколько конфликтов. Внешним является конфликт между разными поколениями, представителями которых выступают Антигона - подрастающее поколение и Креон - старшего поколения. Внутренний конфликт состоит в сущности бытия человека, данный конфликт является наиболее важным, не наш взгляд, и его развивают все образы, задействованные в пьесе Ануя "Антигона".

Образ в науке о литературе нашел широкое освящение. Под образом следует понимать то видение мира, которое он заключил в том или ином образе. Образ Антигоны является достаточно распространенным в художественной литературе. Наиболее полно в античной литературе образ Антигоны раскрыл древнегреческий писатель-трагик Софокл в своем нетленном произведении "Антигона". Во все времена к данному образу обращались разные художники слова (Софокл, Еврипид, Брехт, Ануй, Расин и др.).

Несмотря на то, что за основу у Софокла и Ануя взят один и тот же сюжет мифа, образ Антигоны и других персонажей они изобразили по-разному.

Образ Антигоныу каждого трагика нарисован в соответствии с требованиями времени, в котором создавались данные произведения.

Так же следует отметить и то, то у Ануя все образы в произведении образуют такую систему образов, при которой каждый из них является весомым в раскрытии основной мысли произведения.

Творческая деятельность Ж. Ануя приходится большей частью на первую половину XX века. Писатель создавал свои произведения под влиянием философии экзистенциализма, впрочем, как и многие писатели того периода, но Ануйвыработал свой особый стиль произведений отличающийся от стиля писателей его времени, творивших в том же направлении.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

.   Андреев Л.Г. Экзистенциализм// Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С, Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. - М., 2004.-С. 127-149.

.   Ануй Ж. Антигона. Режим доступа: [http://lib.ru/PXESY/ANUJ/antigona.txt].

.   Занина Л. Послесловие// Жан Ануй. Пьесы (книга вторая).М., 1999. - С. 579-637.

.   Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

.   История зарубежной литературы XI-XX веков: Краткий очерк / АН СССР. Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького; Редкол.: А. С. Курилов (отв. ред.) и др. - М., 1983. - 478 с.

.   История зарубежной литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М., 1941-1956. - Т. 1-10.

.   История зарубежной литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ред. кол.: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, К. Д. Муратова, Ф. Я. Прийма, Н. И. Пруцков (гл. ред.). - Л., 1980-1983.

.   История зарубежной поэзии / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Отв. ред. Б. П. Городецкий. - Л., 1968-1969. - Т. 1-2.

.   Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917) / Ред. тома: К. Д. Муратова. - 1983. - 784 с.

.   Луков Вл.А. Конфликт (в художественном произведении). Режим доступа: [http://www.litdefrance.ru/38/56].

.   Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. - М., 1991.

.   Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный// Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000. - С. 209-227.

.   Софокл. Антигона. Режим доступа: [http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/antigona.txt].

.   Тимофеев Л.Т. Конфликт// Литературная энциклопедия. Режим доступа: [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/].

.   Хализев В.Е. Сюжет и конфликт// Теория литературы. - М., 2000. - С. 217-226.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...