· неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
· отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
· неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
· неточности при нахождении объекта на карте.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
Дата
| Раздел
| № урока
| Тема
урока
| Тип урока
| Основные вопросы
| Требования к уровню подготовленности
учащихся
| Программное обеспечение
| Домашнее задание
|
| Что тебя окружает
Кто ты такой?
|
| Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса
| Комбинированный
| Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие».
Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.
Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры
| Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. Выполнять задания в тетради, при затруднении обращаться за помощью к соседу или учителю
|
|
|
|
| Я, ты, он, она...Все мы - люди
| Комбинированный
| Человек - живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от другого. Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человека.
| Знакомиться с научным текстом, соотносить его с рубрикой «Картинная галерея». Сравнивать портреты: два возраста, две
|
|
|
| Кто ты такой?
Кто ты такой?
| 3,4
| Наши помощники — органы чувств Опыт: Определение вкуса продукта
| Комбинированный
| Органы чувств - наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях "чувство", "ощущение", "внешние чувства", "обоняние", "осязание"
| Углубить знания об органах чувств, использовать слово «чувство» как научный термин и синоним нового слова «ощущение»
|
|
|
| 5,6
| Поговорим о здоровье
| Комбинированный
| Что такое здоровье? Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это сделать. Причины некоторых болезней.
| Задуматься над вопросами: что значит быть здоровым? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна?
|
|
|
| Кто ты такой?
| 7,8
| Режим дня
| Комбинированный
| Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Правила организации режима дня.
| Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня.
Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правило чтения, письма, чем заниматься в свободное время
|
|
|
|
| Физическая
культура
| Интегрированный
| Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура - это движение, занятие физическими упражнениями и спортом. Физическая культура - это гигиена и закаливание.
| Знать и выполнять:
– правила безопасного поведения;
– правила сохранения и укрепления здоровья
|
|
|
|
| Закаляться может каждый.
| Комбинированный
| Закаливание - необходимое условие здорового образа жизни. правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха, непрерывность.
| Знать и выполнять:
Правила сохранения и укрепления здоровья
|
|
|
| Кто ты такой?
|
| Почему нужно правильно питаться
Опыт: Продукты содержат жир
| Комбинированный
| Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, мог сопротивляться болезням. Неправильное питание влияет на здоровье. Питательные вещества6 белки, жиры и углеводы.
| Обсуждение вопросов «Почему нужно правильно питаться?», «Есть ли у питания режим?», «Какие продукты полезны, а какие вредны?». Попробовать составить меню завтрака, обеда и ужина.
«Как вести себя за столом?», «Что значит есть правильно?», «Как себя закаливать?», «Всегда ли солнце, воздух и вода наши друзья?».
Знать основные правила поведения, сохраняющие здоровье.
Уметь отличать полезное от вредного
|
|
|
|
| О витаминах
| Комбинированный
| Кроме питательных веществ организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается болезням.
|
|
|
|
| Умеем ли мы есть
| Комбинированный
| Чтобы быть культурным человеком, надо знать правила приема пищи и поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и болезням.
|
|
|
| Кто ты такой?
|
| Как управляют движением
| Интегрированный
| Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Соблюдение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения - запрещающие, предписывающие и предупреждающие.
| Знать и выполнять:
– правила безопасного поведения;
– правила сохранения и укрепления здоровья
Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения
в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. Формировать знания об особенностях семьи как части общества. Права и обязанности, есть ли они у детей?
Знать основные правила поведения в семье
|
|
|
|
| Чтобы избежать неприятностей. Можно ли изменить себя.
Проверочная работа "Твое здоровье"
| Комбинированный
| Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми.
Человек многое может и умеет. Он может научиться управлять своим поведением.
|
|
|
| Кто живёт рядом с тобой?
|
| Семья - коллектив близких людей
| Комбинированный
| Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со
сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
|
|
|
|
|
| Кто занимается домашним хозяйством
| Комбинированный
| Кто занимается в семье домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: "Это - не мое дело"? Какие обязанности может выполнять второклассник в семье.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со
сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
|
|
|
|
|
| Чем семья занимается в свободное время
| Комбинированный
| Члены дружной семьи проводят свободное время вместе. Их досуг полезен и интересен для всей семьи.
|
|
|
|
| Какие бывают
правила
| Комбинированный
| Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя вреда друг другу. правила бывают разные и их нужно соблюдать.
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со
сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
|
|
|
|
| О дружбе
| Урок-игра. Работа в парах
Комбинированный
| Без друзей человеку жить трудно и неинтересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со
сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
|
|
|
|
| Могут ли обидеть жесты и мимика
| Комбинированный
| Общаться можно не только словами, но и жестами и мимикой. Жесты и выражение лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, многие могут обидеть, поэтому их надо избегать
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (в общественных местах, со
сверстниками, со взрослыми, в образовательных учреждениях и местах отдыха.
Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта
|
|
|
| Россия — твоя Родина
|
| Родина — что это значит?
| Комбинированный
| Слова "родина", "отечество", "родная сторона" обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие. Российская Федерация - это наша Родина.
|
|
|
|
|
| Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом?
| Комбинированный
| История изучает прошлое. Сравнение слов "история" и "случай". как ученые изучают прошлое
| Познакомить с общими историческими сведениями из жизни славян.
Формирование знаний «Как Русь начиналась»
|
|
|
|
| Как Русь начиналась
| Комбинированный
| Предки русских людей - славяне. Первые их поселения появились в V веке. Где селились славяне и как защищались от врагов.
|
|
|
|
| Москва – столица России
| Комбинированный
| Москва - самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и жители других стран мира.
| Знать название родной страны. Ее столицы, региона, своего города.
Использовать знание для поиска дополнительной информации
|
|
|
|
| Как Москва строилась
| Комбинированный
| Некоторые страницы истории строительства нашей столицы
|
|
|
|
|
|
| Города России
| Комбинированный
| В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным
| Знать названия 2–3 городов, их расположение на карте России; достопримечательности города
|
|
|
|
| Родной край – частица родины
Проверочная работа "Россия - наша Родина"
| Комбинированный
| Россия - наша Родина. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники.
Виртуальная экскурсия по городу.
| Знать название родной страны. Ее столицы, региона, своего города.
Использовать знание для поиска дополнительной информации
| Презентация "Достопримечательности нашего города"
|
|
|
| Зачем человек трудится?
| Комбинированный
| Человек стал человеком, когда начал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры.
| Сформировать важное обществоведческое понятие «труд – основа жизни»
| Презентации "Труд людей"
"Хлеб - всему голова"
|
|
|
| О занятиях наших предков
| Комбинированный
| Основные занятия наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия.
| Иметь представление о с/х труде, о профессиях в древности и современности
|
|
|
|
| Все профессии нужны...
| Комбинированный
| В мире много профессий и каждая из них важна для человека и общества
| Иметь представление о с/х труде, о профессиях в древности и современности
|
|
|
|
| 32, 33
| Мы - граждане России
| Комбинированный
| Каждый человек - гражданин какого-нибудь государства. Права и обязанности граждан. Ребенок тоже имеет права.
| Знатьдарственную символику. права граждан России, права ребёнка
|
|
|
|
|
| Россия – многонациональная страна
| Комбинированный
| «Многонациональный народ». Нации, населяющие Россию Гражданин. Российская Федерация
| Понятие «многонациональный народ России». Каждый человек должен чтить традиции своего народа, беречь свою национальную культуру
|
|
|
| Мы - жители Земли
В некотором царстве...
| 35, 36
| Твое первое знакомство со звездами
| Комбинированный
| Звезды имеют разный цвет. Солнце - глава "солнечной семьи". что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох.
| Солнце – источник света, тепла, энергии. Пословицы и поговорки о Солнце
|
|
|
|
| Чем Земля отличается от других планет
Опыт: Луна – спутник Земли
| Комбинированный
| Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. Луна - спутник Земли
| Знакомство с солнечной системой. В чем отличия Земли от других планет. Солнечная система. Девять планет
|
|
|
|
| Глобус - модель
Земли
| Комбинированный
| О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле - суши или воды. практическая работа с глобусом.
|
|
|
|
| Царства живой природы. Бактерии
| Комбинированный
| Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии.
| Четыре царства живой природы. Знать представителей каждого царства. Уточняются знания об основных качествах животных (передвигаются, питаются, дышат, строят жилища, воспитывают потомства)
|
|
|
| Жизнь животных и растений
|
| Грибы
| Комбинированный
| Что такое грибы. Какие бывают грибы. Все ли грибы съедобны для человека.
|
|
|
|
|
| Какие животные обитают на Земле
| Комбинированный
| Разнообразие животного мира.
| Знать представителей животного мира: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление)
|
|
|
|
|
| Разнообразие растений
| Комбинированный
| Мир растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. Разнообразие внешнего вида растений.
| Иметь общее представление о разнообразии растительного мира
|
|
|
|
|
| Условия роста и развития растений
Опыт: развитие растения из семени
| Комбинированный
| Растение можно вырастить из семени, создав соответствующие условия
| Знать условия и этапы развития растения
|
|
|
| Природные сообщества
|
| Среда обитания - что это такое
| Комбинированный
| Среда обитания - часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая влияние на них. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом
| Знать понятия среда обитания, природное сообщество. Иметь представление о взаимосвязи членов природного сообщества
|
|
|
|
| Лес и его обитатели
| Комбинированный
| Лес - "многоэтажный дом". Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.
| Знать особенности деревьев, кустарников, трав.
|
|
|
|
| Деревья леса.
| Комбинированный
| У каждого дерева есть свой "паспорт", в котором отражаются особенности этого растения
| Знать основные отличия деревьев от других растений.
|
|
|
|
| Кустарники леса
| Экскурсия
| Кустарники - второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.
Рассматривание веточек кустарников. Проектная деятельность.
| Знать основные отличия кустарников от других растений.
|
|
|
|
|
| Травянистые растения леса
| Комбинированный
| Травянистые растения - нижний ярус леса. Связь жизни травянистых растений с растениями других ярусов леса.
Работа с гербарием.
| Знать основные отличия травянистых растений.
|
|
|
|
| Лесная аптека
| Комбинированный
| Многие растения леса лекарственные.
| Использование растений в изготовлении лекарств.
|
|
|
|
| Животные леса
| Комбинированный
| Животные приспособились к жизни в лесу. Внешний вид животных помогает им быть незаметными среди растений леса. Жилища обитателей леса.
| Обитатели леса: кто они? К животным относятся не только звери. Знать представителей всех ярусов и подземелья
|
|
|
|
| Птицы — лесные жители
| Комбинированный
| Особенности строения тела птицы и ее поведения. Значение перьевого покрова в жизни птицы. Сезонные изменения в жизни птиц.
|
|
|
|
| Пресмыкающиеся – обитатели леса
| Комбинированный
| Ужи - самое многочисленное семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.
|
|
|
| Водоём и его обитатели
|
| Насекомые леса
| Комбинированный
| Насекомые - обитатели леса. Вредные и полезные для растений леса насекомые. Общие признаки насекомых и их различия.
|
|
|
|
| Если ты пришел в лес...
Проверочная работа "Царства природы"
| Урок-игра.
| Правила поведения в лесу.
Работа в группах. составление памятки "Поведение в лесу"
| Роль человека в жизни леса. Когда человек друг, а когда враг. Лес помогает человеку. В чем?
|
|
|
|
| Что мы знаем о воде
Опыты. Определение свойств воды
| Комбинированный
| Вода - одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния. Без воды жизнь невозможна. Свойства воды устанавливаются опытным путём.
| Свойства воды выясняются опытным путем. Состояния воды
|
|
|
|
| Путешествие капельки
| Комбинированный
| Вода в природе совершает круговорот
Творческая работа
| Иметь представление о круговороте воды в природе
|
|
|
|
| Какие бывают водоёмы. Болото - естественный водоём.
| Комбинированный
| Естественные и искусственные, солёные и пресные водоёмы. Как образуются болота. Растения и животные болот.
| Знать виды водоемов. Обитатели.
|
|
|
|
| Что такое река
| Комбинированный
| Реки - природные водотоки
| Знать характеристику реки как водного потока
|
|
|
| Луг и его обитатели
Поле и его обитатели
Сад и его обитатели
| 59,
| Обитатели пресных вод. Животные и растения.
| Комбинированный
| Многие животные приспособились к жизни в пресных водоёмах. Особенности рыб. Стрекозы, выдры, бобры. Разнообразие растений пресных водоёмов.
Творческая работа
| Знать представителей животного и растительного мира пресных водоёмов
|
|
|
|
| Обитатели солёных водоёмов
| Комбинированный
| Животные морей и океанов
| Знать обитателей солёных водоёмов
|
|
|
| 62,
| Растения и животные луга
| Комбинированный
| Луг — сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему?
| Уметь сравнивать два сообщества - лес и луг
|
|
|
| 64,
| Растения и животные поля
П/р №4 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами
| Комбинированный
| Поле - сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам.
Работа с гербарием: зерновые культуры.
| Знать несколько зерновых культур
|
|
|
|
| Растения и животные сада
П/р №5 Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами
| Комбинированный
| Сад - сообщество растений и животных. Размножение садовых культур
| Знать плодовые культуры: семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные
|
|
|
| Природа и человек
|
| Человек часть природы
Контрольная работа
| Комбинированный
| Человек - часть природы. Красная книга России
| Знать, что такое «Красная книга». Растения и животные Ленинградской области, занесенные в Красную Книгу
|
|
|
|
|
| Урок - повторение
| Комбинированный
| Систематизация и обобщение знаний по курсу 2 класса
|
|
|
|