Анатомия и физиология конечного мозга
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В состав конечного мозга входят большие полушария и расположенные внутри них так называемые подкорковые, или базальные, узлы — ганглии. Подкорковые ганглии. К подкорковым, или базальным, ганглиям, расположенным внутри больших полушарий между лобными долями и промежуточным мозгом, относят два парных нейронных образования: бледный шар (паллидум) и полосатое тело, состоящее из двух ядер — хвостатого и скорлупы. Функции подкорковых ганглиев в настоящее время плохо изучены. Установлено, что они принимают участие в регуляции сложных половых и поведенческих реакций, имеют важное значение в организации оптимальной двигательной деятельности. Поражение базальных ганглиев у человека приводит к нарушению движений. Большие полушария головного мозга. Парные образования мозга, большие полушария — основная часть конечного мозга. У человека они достигают наибольшего развития и составляют почти 80 % от общей массы мозга. Большие полушария осуществляют регуляцию высших нервных функций, лежащих в основе всех психических процессов человека, в то время как стволовая часть мозга ответственна за низшие функции нервной системы, связанные с регуляцией деятельности внутренних органов. Высшие функции нервной системы обеспечиваются деятельностью особого отдела больших полушарий — коры головного мозга (КГМ), несущей главную ответственность за формирование условно-рефлекторных реакций. Вместе с тем у человека роль КГМ в регуляции внутренних органов выражена значительно больше, чем у животных. Причем чем ниже стоят животные на исторической лестнице развития, тем меньшее значение имеет КГМ. Это явление возрастания в процессе филогенеза роли КГМ в регуляции абсолютно всех функций в организме называют кортиколизацией функций.
5. Морфофункциональная организация коры головного мозга Общая площадь коры головного мозга около 1700—2000 см 2. В состав КГМ входит от 12 до 18 млрд. нейронов, образующих шесть слоев клеток, которые вместе с волокнами образуют поверхностный слой толщиной около 3 мм. Поверхность больших полушарий изрезана бороздами, между которыми находятся извилины.
В каждом полушарии, правом и левом, выделяют четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную,— тесно связанные между собой мозолистым телом. Морфологическое изучение клеточного состава коры показало ее нейронную неоднородность в различных участках, что связано и с различным функциональным назначением этих зон. Например, в КГМ обнаружены двигательные (моторные) зоны, от которых двигательные импульсы идут к различным мышцам нашего тела; чувствительные (сенсорные) зоны, которые принимают нервные импульсы от всех периферических рецепторных образований. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, висцеральные и соматические (кожной и мышечной чувствительности) сенсорные зоны. Иначе говоря, в КГМ существует определенная специализация различных корковых зон, обеспечивающих контроль за осуществлением той или иной функции организма, т. е. имеется определенная локализация функций. Интересным фактом является многослойность КГМ, причем ее нижние слои в области двигательных и сенсорных зон связаны с периферическими органами. Над этими зонами, названными первичными или проекционными, надстраиваются вторичные, в которых преобладающее значение имеют верхние слои нейронов. Вторичные корковые зоны связаны с соседними корковыми участками и отдельными структурами ствола мозга и имеют важное значение в объединении деятельности двигательных и сенсорных зон КГМ.
Наконец, над первичными и вторичными корковыми зонами надстраиваются третичные зоны, которые не имеют прямой связи с периферией. Здесь верхние слои нейронов достигают наибольшего преимущества. Третичные, или ассоциативные (от лат. аssociatio —соединение), зоны обусловливают наиболее сложную деятельность мозга, лежащую в основе высших психических познавательных процессов человека. Именно поэтому у человека ассоциативные зоны достигают наибольшего развития. Таким образом, КГМ является высшим центром регуляции и управления всей деятельности организма, начиная от самых примитивных физиологических отправлений и кончая сложнейшими психическими процессами у человека
Относительность локализации функций в КГМ. Идея о локализации функций в определенных участках КГМ была высказана австрийским анатомом Ф. И. Галлем в начале XIX в. Последующие исследования привели к созданию Галлем ложного учения — френологии, согласно которому характер, способности и судьбу человека можно предсказать по конфигурации его черепа. В противоположность учению Галля французский физиолог П. Флуранс выдвинул учение о функциональной равнозначности КГМ. Как часто бывает в таких научных дискуссиях, оба ученых были относительно правы. Последующие многочисленные эксперименты на животных и клинические данные показали, что выключение из работы даже обширных корковых участков не приводит к выпадению функций, которые контролируются этими зонами КГМ. Эти факты — свидетельство относительности локализации функций в КГМ. Образно говоря, работу нейронов можно сравнить с «дружным коллективом», где все делается по принципу «все за одного», а «один», насколько хватает его возможностей, поддерживает остальных. Поэтому мозг и обладает высокой пластичностью или приспосабливаемостью к повреждениям. Функции разрушенных клеток принимают на себя другие нейроны, в связи с чем наблюдается их компенсация или восстановление. Современные данные также свидетельствуют о том, что выполнение каждой функции связано с формированием функциональных систем, включающих различные нервные образования на всех «этажах» нервной системы.
Например, регуляция таких относительно простых физиологических функций нашего тела, как дыхание, связана с деятельностью многих нервных структур. И. П. Павлов писал о дыхательном нервном центре так: если с самого начала думали, что это точка с булавочную головку в продолговатом мозгу, то теперь он чрезвычайно расползся, поднялся в головной мозг и спустился в спинной, и сейчас его границы точно никто не укажет. Еще более широко вовлекаются в совместную деятельность различные отделы головного мозга при протекании психических процессов человека, которые всегда связаны с отражением окружающего мира и активной деятельностью. Следовательно, высшие психические функции связаны с образованием сложных функциональных систем, состоящих из большого числа нервных структур, расположенных в различных зонах КГМ и подкорковых структурах. Электрическая активность КГМ. Выше мы уже отмечали, что запись биотоков КГМ осуществляется с помощью метода электроэнцефалографии, позволяющего зафиксировать на бумаге всю сложную картину электрических колебаний, сопровождающих деятельность корковых нейронов. На получаемых диаграммах, называемых электроэнцефалограммами (ЭЭГ), можно выделить несколько наиболее типичных колебаний, различающихся, по частоте и амплитуде. Каждый ритм ЭЭГ соответствует тому или иному функциональному состоянию головного мозга.
Парная деятельность больших полушарий и особенности ее развития в онтогенезе. Большие полушария состоят из двух морфологически почти идентичных половин: правого и левого полушария. Оба полушария тесно связаны с помощью специальных нервных волокон, образующих мозолистое тело. При этом нервные волокна, выходящие из какой-либо точки одного полушария, проецируются в симметричную точку другого полушария. Следовательно, в парной деятельности больших полушарий проявляется одно из фундаментальных и загадочных явлений живой природы — билатеральная симметрия.
Вопрос о парной деятельности больших полушарий в физиологии был впервые поднят в работах русских и советских ученых В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского, Э. Ш. Айрапетьянца. И. П. Павлов в 1923 г. назвал эту проблему очередным вопросом физиологии больших полушарий. К сожалению, в настоящее время она далека от своего решения. Показано, что ведущее значение в деятельности мозга как целого имеет левое полушарие, называемое доминантным; в некоторых случаях встречается доминантность правого полушария. Особенно велико значение доминантного полушария для осуществления высших интеллектуальных функций, сложных движений и речи (вербальные функции). В частности, это подтверждается клинической практикой. Так, например, повреждение правого (недоминантного) полушария существенно не нарушает речь, письмо, логическое мышление. В то же время нарушается наглядное восприятие мира, ориентация в окружающей среде, анализ сигналов от вегетативных органов и др. Особенно ярко асимметричность проявляется в бинарных эффектах восприятия информации органами чувств: бинокулярном зрении, бинауральном слухе, бимануальном осязании (Б. Г. Ананьев),— о которых речь пойдет ниже. Вместе с тем существуют научные данные, свидетельствующие, что строгой доминантности нет и оба полушария имеют важное значение в психической деятельности человека. Известный советский нейрофизиолог и психолог А. Р. Лурия отмечал, что мозговым субстратом высших психических функций, в том числе и речи, является совместная работа обоих полушарий, неравноценных, однако, по своему значению. Таким образом, наряду с функциональной асимметричностью в деятельности полушарий существует также функциональная симметрия. Существуют предположения, что в процессе онтогенеза развитие парной деятельности полушарий идет от неустойчивости симметрии к неустойчивой асимметрии и, наконец, к устойчивой функциональной асимметрии. По крайней мере, это подтверждается развитием так называемых бимануальных действий человека, т. е. особенностей двигательной деятельности левой и правой рук. В частности, показано, что к праворукости дети переходят с 2—4 лет. В этом возрасте правши составляют 38 %, а к 4—6 годам— уже 75%. Иначе говоря, моторная асимметрия в значительной степени зависит от условий воспитания ребенка, но вместе с тем существует и наследственная предрасположенность.
По данным Б. Г. Ананьева, темпы созревания левого и правого полушария имеют половые особенности. Левое полушарие у девочек развивается быстрее, что свидетельствует о более раннем созревании доминантного полушария. Данный факт косвенно подтверждается также более быстрым развитием у девочек речи и некоторых показателей психомоторики. Интересно, что у аномальных детей развитие левого полушария значительно задерживается и функциональная асимметрия выражена слабо.
Особенности развития КГМ у детей и подростков. Активное формирование полушарий начинается с 12-й недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается в первые годы постнатального развития, особенно до 2 лет. Клеточное строение, форма и размещение борозд и извилин приближается к взрослому мозгу к 7 годам. А в лобных отделах это различие сглаживается только к 12 годам. Существует прямая зависимость между морфофункциональным созреванием лобных долей больших полушарий и формированием высших психических функций у детей (А. Р. Лурия). Окончательное созревание больших полушарий и КГМ завершается к 20—22 годам. В процессе постнатального развития происходит совершенствование морфологического строения КГМ, а параллельно этому и совершенствование высшей нервной деятельности ребенка и его психических процессов. Например, поля двигательного центра речи достигают функциональной полноценности только к 7 годам, к этому возрасту они увеличиваются на 64—73 % в сравнении с мозгом новорожденного. Корковые зоны, ответственные за анализ звуковых речевых сигналов, также достигают относительной функциональной полноценности только к 7 годам. То же можно сказать о корковых зонах, ответственных за интеграцию слуховых и зрительных раздражителей, что имеет большое значение в формировании речи, так как определенные слова всегда сочетаются с определенными предметами. Зрительные корковые зоны морфологически приближаются к таковым зонам мозга взрослого человека только у 7-летнего ребенка. Рациональные условия обучения и воспитания ребенка на первых этапах постнатального развития могут в значительной степени способствовать морфологическому созреванию корковых нейронов и их слоев. В экспериментах на животных было показано, что выключение некоторых органов чувств (зрение, слух, тактильная чувствительность) на первых этапах постнатального развития приводит к функциональному неразвитию нервных клеток в соответствующих сенсорных зонах КГМ. Интенсивное обучение животных с включением зрительных и звуковых раздражителей, напротив, приводило к ускоренному развитию мозга, увеличению числа межклеточных связей. Эти факты яркое доказательство той огромной роли, которую играет среда как фактор развития; они же указывают на необходимость как можно более раннего обучения и воспитания ребенка, конечно, с учетом его функциональных возможностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|