Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гармонизация пространства и формы в проектировании предметной среды современного интерьера.

Современный интерьер может выглядеть сбалансированно и совершенно только тогда, когда конструктивно продуман и построен по законам композиции, принципам формообразования и гармонии в целом. В статье актуализируются методы и стилевые подходы к композиционно-художественному формообразованию современной предметной среды по дисциплине композиции. Гармонизация пространства и формы представлена визуальными проектными решениями, полученными на знаниях композицией, которые взаимосвязаны с различными науками в том числе бионика и экология.

Ключевые слова: проектирование, золотое сечение, формообразование в биодизайне и экологический стиль.

В XXI веке науки, инновационные технологии, синтез искусств с архитектурой и современным дизайном делают возможным создание органичного с природой пространства в современном интерьере для человека нового общества. Осмысление закономерностей создания новых эргономичных форм в современном интерьере происходит благодаря глубокому изучению этапов проектирования.

Все можно сбалансировать и создать иллюзию совершенства в чем-то новом, но, к сожалению, не у всех получиться гармония в построении органичной замыслу композиции. В первую очередь необходимо достигать «золотой середины» при создании формы органичной природе человека, то есть обладать полнотой знаний и умениями их реализовать, моделируя предметное пространство по законам композиции, принципам формообразования и гармонии. К сожалению, применить грамотно эти приемы композиции, как показывает практика, могут немногие, но в каждом правиле есть исключения.

Далее, формировать знаний гармонии пространства и открывать тайны в правильных соотношениях масштабов и пропорциях, размерах и высотах, в цветовой гамме и контрастах свето-тона, а так же в правильном понимании природы человека и его взаимодействия с окружающим миром. Поэтому, оформляя среду обитания человека по законам композиции и применяя правило пропорциональности - «золоте сечение» - в проектировании интерьера можно добиться прогресса, иначе говоря, создать проект, где будет комфортно жить, работать и отдыхать.

«Золотым сечением» называют деление на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом, большая часть приближена к «золотому» значению 0,618 от целого, а меньшая – к 0,382 [1].

Это универсальное правило отражает структуру, порядок нашего мироустройства, стремление к стройности, соразмерности и гармонии. Свойства самой природы выражены в нем с помощью математики и составляют совершенные пропорции во всех видах искусствах древности, а так же актуальны и сейчас Рис.1

 

Рис.1 Пропорции форм по правилу «Золотого сечения»

Использование «золотого сечения» необходимо каждому художнику, дизайнеру интерьеров, архитектору и т.д. для овладения гармонией в композиции в совершенстве, для приближения к идеалу.

Создать впечатление о целостности образа, красоте, визуальном комфорте интерьера с его предметной средой, гармонично связанной с параметрами формы, возможно, обращаясь к приемам организации современного пространства в проектах по дисциплине композиция.

Композиция (от лат. composition — «сочинение, составление, соединение, связь») — это организующий элемент, благодаря которому отдельные элементы становятся единым целым [2]. Конечный образ, эстетическую ценность (художественное со­держание) можно выстроить опираясь на популярные стили.

Актуальными стилистическими направлениями в оформлении интерьера являются современные решения био и эко дизайна, поэтому обращаясь к данным наук бионики и экологии в процессе создания форм и предметной среды, решаются проблемы образа, рациональности и целостности.

Наука бионика позволяет нам рассмотреть особенностей биоформ, изучение движения биоструктур, а так же осмысление органичности окружающей среды и закономерности конструктивно-пластического формообразования в природе диктуемые биодизайном решения, можно сравнить с путником, который вернулся в нашу повседневную жизнь, в дом, из которого некогда был выселен. Вернулся, привнеся естественные формы и пусть ассоциативно, но сблизив нас с природой. Природа, в контексте биодизайна – это источник нашего образа сейчас. Биодизайн – это интерпретация, можно сказать обратное олицетворение природы. Биодизайн – это чувство, идея, напоминание о том, что есть жизнь за пределами бетонных коробок.

Зародился биодизайн в рамках традиционного дизайна, в период интенсивного проектирования, опирающегося на биологические структуры[3]. Структуры, воспринимающиеся как эталон простоты и рациональности форм и функций. Данное направление имеет различные интерпретации, каждая из которых имеет ярко выраженные самобытные черты, но прежде чем лезть в дебри биодизайна, стоит понять, что же их объединяет. А объединяет их одна простая вещь - схожесть с биологическими объектами, их творческое интерпретирование. На этом простом принципе основано каждое из ниже описанных направлений: Строение форм организмов и генезис естественного формообразования рассматривает биоморфология[4]. Работу природных конструкций и конструктивные свойства органических материалов изучает биомеханика[4]. Закономерности внутреннего функционирования живых систем анализирует бионика[4]. «Живые прототипы – ключ к новой технике» - девиз ученых – биоников[4]. Бионический подход - это искусство применения биологии для небиологических целей[4]

Можно много говорить о формообразовании, но для наглядности рассмотрим процесс формообразования комплекта мебели в стиле бионика.

Материалом для вдохновения стали формы костной структуры, части скелетов живых организмов и различные обтекаемые и полые природные формы, как отдельных элементов, так и ландшафта в целом Рис.2.

Рис.2 Исходные природные формы, использованные в процессе формообразования.

После художественных манипуляций над приглянувшимися элементами, формы обрели самобытный, в рамках биодизайна, вид и послужили для оформления, используемых в повседневной жизни, вещей. Многие бионические модели, до того как получают техническое воплощение, начинают свою жизнь на компьютере[5]. На такой компьютерной модели можно за короткое время обработать различные параметры и устранить конструктивные недостатки[5].

Можно отметить, что основным методом биодизайна является метод функциональных аналогий, а применение бионики в системе дизайна будит творческую мысль, заставляет думать, искать, познавать законы природы. Рис.3.

Рис.3 Разработка комплекта мебели на тему: «Alien bone». А.А. Князев

 

Воплощение в объемно-пространственном построении и детальной проработке особенностейформы объектов проек­тирования находят воссоздание природной среды и эко дизайне.

В последнее время человек стал уделять внимание защите окружающей среде и собственному здоровью. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, – это попытка гармонизации отношений в системе «человек – природа» и внесения в них ответственности со стороны человека. Смыслом экологического подхода в дизайне является создание продукции, совместимой с окружающей средой.

Эко стиль невероятно быстро нашел себе сторонников, а все благодаря той положительной энергетике, которой он наполнен, склонностью к расслаблению, бережному отношению к здоровью и правильному образу жизни.

В интерьере эко стиль основывается на дизайне современных стилей, таких как хай-тек, минимализм или любой другой стиль. Изысканная простота, чистота материалов, природные оттенки, простые линии и формы являются основополагающими для интерьера экологического стиля. Возможно параллельное использование природных материалов и современных высоких технологий и электроники. Все эти предметы гармонично дополняют друг друга, и создают комфортный интерьер. Ведь современные высокие технологии неотделимы от экологического стиля, так как они направлены на сбережение и гуманное обращение с природными ресурсами.

Главная черта эко стиля – естественные оттенки, которые встречаются в природе. Натуральные оттенки природной зелени, древесины, песка, камня, морской глади, серые тона не только создают стильные интерьеры, но и оказывают умиротворяющий эффект на психику человека. Со всеми этими цветами гармонично сочетается белый, который привносит в помещение свежесть и свет.

Потолок в «эко» доме простой, светлый, создающий дополнительный «воздух». Для декорирования допускаются деревянные рейки или балки.

Напольным покрытием для этого стиля – дерево. Паркет, паркетная или массивная доска, – этот благородный материал предпочтительно выбирать в теплых светлых оттенках. Будет уместно популярное сегодня пробковое покрытие. Для финишного украшения подойдут небольшие ковры с высоким крупным ворсом природных цветов или с намеком на траву зеленой лужайки. Гармонично смотрятся циновки из натуральных компонентов: бамбук, солома, пенька и джут.

Отделочные материалы для стен используют натуральные. При отделке стен используют природный камень или пробку, также можно предпочесть бумажные, кожаные, растительные обои или неглазурованную керамическую плитку. Возможна обшивка стен деревянными панелями. Стену можно задекорировать вертикальным садом. Оригинально будет смотреться комбинация различных видов отделки.

Эко стиль в дизайне подразумевает небольшое количество мебели, но обязательно легкой и натуральной. Для мебели используется твердая качественная древесина, натуральный камень, стекло, ковка, керамическая плитка. Гармонично смотрится бамбуковая или плетеная мебель, например, из ротанга, лозы, соснового корня Рис.4.

Рис.4 – Разработка комплект мебели на тему: «Трио». Л.А.Грязева

Деревянная мебель прекрасно гармонирует со стеклом, которое придает помещению воздушности и легкости.

Отличным вариантом для украшения интерьера в эко стиле – живые цветы. Важно подобрать растения, которым будет комфортно в конкретной квартире, ведь некоторые любят тень, другим нужен яркий солнечный свет.

Также проявлением эко стиля является использование в доме природных источников энергии солнца, воды, ветра.

В домах, построенных по принципу экологического стиля, просторно и светло. Здесь мало мебели, вещи и домашняя утварь прячется в нишах и шкафах. Стиль оставляет хозяину жилища огромное свободное пространство для творчества и отдыха. Он подойдет тем, кто любит жить в единении с природой, ценит чистоту воздуха и красоту окружающего мира, для кого не безразличны проблемы экологии.

 

Итак, задачи гармонизации пространства и формы в проектировании предметной среды современного интерьера средствами композиции выполнены. Сформированы знания целостности пространства в правильных соотношениях масштабов и пропорций, размеров и высот, цветовой гамме и контрастах свето-тона по правилу «золотого сечения». По принципам композиционно-художественного формообразования создан авторский комплект на основе бионики и смоделирован визуальный облик интерьера в экологическом стиле с плетеной мебелью.

На каждом этапе проектной подготовки была решена основная задача принципа «человек-природа» - быть ближе к природе, то есть сохранить ее, а она всегда ответит теплом и уютом.

 

Список литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...