Общая и неорганическая химия
Магистерская программа «Химическое образование» Основные закономерности стехиометрии и их использование для проведения химических расчетов. Методы исследования в химической науке: химический эксперимент, наблюдение, моделирование, научное прогнозирование, работа с литературой, использование современных информационных технологий. Расчетные задачи по химии в практике работы средней школы. Какова роль расчетных задач и развитии мышления учащихся? Предложите классификацию расчетных задач по химии. Квантово-механическое описание строения атома. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей: принцип наименьшей энергии. Запрет Паули, правило Гунда: правила Клечковского. Электронные формулы. Особенности изложения материала темы в современных учебниках для средней школы. Проанализируйте возможности использования межпредметных связей с физикой при изучении темы, в том числе при проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, смотра знаний. Учение о периодичности как теоретическая база изучения химии элементов и их соединений. Универсальность периодического закона Д.И. Менделеева – объективного закона природы. Воспитательное значение темы. Периодическая система элементов как инструмент познания в химии. Развитие мышления учащихся на основе периодического закона и системы элементов. Какие интеллектуальные умения развиваются на основе периодической системы элементов? Достижения современной ядерной физики и границы периодической системы. Синтез трансурановых элементов. Предложите темы докладов для межпредметной конференции по этим проблемам. Современные модели химической связи. Метод валентных связей и метод молекулярных орбиталей. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток и свойства веществ.
Особенности содержания и методики изложения темы в современных учебниках для средней школы. Перспективы совершенствования методических подходов к изучению вопросов строения вещества. Возможности использования современных технологий при изучении строения темы (коллективные, групповые и индивидуальные методы, использование опорных схем). Энергетика химических реакций. Закон Гесса. Стандартные энтальпии образования веществ теплоты сгорания. Расчеты на основе термохимических уравнений. Энтропия веществ. Энергия Гиббса и направленность процессов. Перспективы совершенствования теоретической базы при углубленном изучении химии (химический и естественнонаучный профили) на основе химической термодинамики. Приведите примеры индивидуальных дифференцированных заданий и расчетных задач по теме для классов с углубленным изучением химии. Скорость химической реакции. Порядок и молекулярность реакции. Влияние температуры на скорость химической реакции. Уравнение Аррениуса. Энергия активации, ее физический смысл. Раскройте последовательность и уровни формирования и развития понятия о химической реакции в систематическом курсе химии. Понятие о скорости реакции в современных учебниках по химии. Предложите структуру обобщающего семинара по теме «Закономерность протекания химических реакций, их классификация». Растворы электролитов. Слабые электролиты. Степень и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Диссоциация сильных электролитов. Энергия гидратации (сольватации) ионов. Ионная сила. Активность ионов. Теория электролитической диссоциации (ТЭД) как теоретическая база курса химии. Место темы в школьном курсе химии и особенности ее изложения в современных учебниках. Приведите свой вариант планирования по теме. Предложите возможный вариант обобщающей лекции и семинара по ТЭД для заключительного курса 11 класса. Приведите возможный план проведения смотра знаний по теме.
Ионные реакции, их направленность. Гидролиз солей как ионная реакция. Составление уравнений гидролиза. Степень и константа гидролиза. Смещение равновесия обратимого гидролиза под влиянием различных факторов. Методы исследования в педагогической науке: педагогический эксперимент, наблюдение, моделирование, анкетирование. Использование поэлементного контроля знаний и умений (на примере умения составлять ионные уравнения). Как выявить типичные ошибки школьников при составлении ими ионных уравнений и наметить возможные пути их устарнения? Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), их классификация. Методы расстановки коэффициентов в ОВР (метод электронного баланса, метод полуреакций). Понятие о гальваническом элементе. Стандартные электродные потенциалы и направленность ОВР в растворах. Важнейшие окислители и восстановители, их применение в технике и в химической лаборатории. ОВР в живой и неживой природе. ОВР в программе средней школы. Предложите возможную структуру и методику проведения уроков при первичном знакомстве с темой и при обобщающем повторении темы в 11классе. Продумайте систему химического эксперимента и других средств наглядности, возможности применения графических средств обобщения материала темы (опорных схем) в классах коррекции. Превращение энергии химической реакции в электрическую энергию. Химические источники тока. Гальванический элемент. Аккумуляторы. Топливные элементы, перспективы их использования. Изучение электролиза в программе средней школы. Предложите комплекс средств наглядности по теме, возможность проведения экскурсии на предприятие. Как организовать коллектив учащихся для проведения учебной экскурсии? Техника безопасности при этом. Кислоты и основания с позиций теорий: электролитической диссоциации, протолитической, сольво-систем, электронной. Проанализируйте этапы развития понятий «кислота» и «основание» в систематическом курсе химии. Кислоты и основания в несистематических, модульных и пропедевтических курсах химии. Как использовать дополнительный материал о кислотах и основаниях при проведении викторин, КВН, интеллектуальных марафонов?
Дисперсные системы. Коллоидно-дисперсные системы, их строение, свойства (механические, оптические, электрокинетические). Устойчивость коллоидных систем и их коагуляция. Дисперсные системы в школьной программе. Предложите возможную тематику кружка по теме «Дисперсные системы». Истинные растворы.» каковы возможности эстетического воспитания при этом? Вода – универсальный растворитель. Растворимость веществ в воде, факторы, влияющие на растворимость. Вода как электролит. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) растворов, методы его определения. Изучение строения, свойств воды и водных растворов в средней школе. Особенности изучения растворов и их количественного состава в классах коррекции, в классах гуманитарного профиля и при углубленном изучении химии. Рассмотрите методику проведения практических занятий по приготовлению растворов с заданной массовой долей или молярной концентрацией в качестве примера расчетно-экспериментальной самостоятельной работы. Проанализируйте представление о воде, ее особой роли в жизни нашей планеты на основе интеграции знаний, полученных в курсах природоведения, естествознания, физики, химии, биологии, географии. Кислород как элемент и простое вещество. Химические свойства кислорода, его получение в промышленности и в лаборатории. Бинарные соединения кислорода: оксиды, пероксиды. Изучение кислорода в средней школе. Организация практического занятия по химии: подготовка учащихся к занятию, использование устных и письменных инструкций, техника безопасности, контроль за формированием практических умений, требования к оформлению отчета о работе, организация самообслуживания учащихся (рассмотреть на примере практической работы «Получение и свойства кислорода»). Азот как элемент и как простое вещество. Аммиак, строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, его получение в лаборатории. Основные научные принципы химического производства на примере промышленного синтеза аммиака.
Составьте перечень оборудования (таблицы, модели, экранные пособия, реактивы, приборы), необходимого при изучении аммиака и солей аммония. Как организовать практическое занятие по изучению свойств аммиака? Элементы IV-А подгруппы периодической системы. Углерод, его аллотропия. Современные достижения науки в области изучения строения фуллеренов. Углекислый газ и современные экологические проблемы атмосферы. Карбонаты и гидрокарбонаты в природе. Оцените возможности экологического и эстетического воспитания при изучении этой темы. Предложите содержание и формы проведения внеклассной работы по теме. Алюминий, его физические и химические свойства. Амфотерность соединений алюминия. Алюминий в природе, производство алюминия. Значение изучения алюминия и его соединений в школьном курсе химии. Как раскрыть диалектику кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов элементов на примере соединений алюминия? Какие возможности дает изучение производства и применения алюминия для социального развития личности школьников, их экономического и экологического воспитания? Органическая химия Современная теория строения органических веществ как синтез теории строения А.М. Бутлерова, электронной теории и стереохимии. Развитие представлений о строении атома и химической связи в курсе органической химии. Выявление причинно-следственной связи состав----строение-----свойства----применение веществ. Составьте план и структуру обобщающего семинара «Генетические связи кислородсодержащих органических соединений». В чем вы видите возможности развития мышления учащихся в ходе подобного занятия? Составьте дифференцированные дидактические материалы для индивидуальной работы учащихся на семинаре. Номенклатура органических соединений. Тривиальная, рациональная и заместительная номенклатура ИЮПАК. Значение номенклатуры в науке и в процессе обучения химии. Формы и методы контроля знаний и умений по химии. Тестирование в практике работы средней школы. Требования, предъявляемые к тестам. Составьте примеры тестов разного уровня сложности по теме. Моно- и дикарбоновые кислоты. Электронное строение карбоксильной группы, причина подвижности атома водорода карбоксильной группы. Предельные и непредельные карбоновые кислоты, их химические свойства. Дайте методический анализ темы «Карбоновые кислоты» для 10 класса. Предложите творческие задания для учащихся по выявлению внутрипредметной связи неорганической и органической химии на примере общих свойств карбоновых и минеральных кислот. Проанализируйте возможности использования дополнительного материала по значению карбоновых кислот, распространенности в природе, применению (доклады, рефераты учащихся).
Понятие гомологии в органической химии. Важнейшие гомологические ряды углеводородов: алканы, алкены, арены, генетические связи между ними. Составьте дидактический материал (таблицу, схему, граф) для сравнительной характеристики углеводородов разных гомологических рядов, примеры дифференцированных заданий разного уровня сложности, в том числе тесты. Каковы возможности для реализации экологического и экономического воспитания при изучении углеводородов? Углеводы, их классификация. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Циклическая и открытая формы глюкозы, явление таутомерии. Химические свойства глюкозы. Полисахариды (крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин) как пример природных полимеров. Роль фотосинтеза в образовании углеводов в зеленых растениях. Функции углеводов в организме. Предложите комплекс средств наглядности для объяснения строения глюкозы (модели, таблицы, химический эксперимент по установлению наличия функциональных групп в молекуле глюкозы). Как использовать межпредметные связи с биологией при изучении темы? Предложите темы докладов и рефератов для интегрированного урока или конференции по теме. Строение полимеров. Природные азотсодержащие полимеры – белки и нуклеиновые кислоты. Их строение, синтез и функции в организме. Успехи современной биоорганической химии, молекулярной биологии, генной инженерии. Дальнейшие перспективы использования достижений этих наук в практических целях. Продумайте пути использования межпредметных связей с биологией при изучении природных полимеров. Предложите тематику рефератов и докладов для конференции. Список литературы
Критерии оценки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|