Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повышение качества продукции - стратегия предприятия в рыночной экономике




Введение

 

В современных условиях развития экономики предприятия любой формы собственности сталкиваются с множеством разнообразных аспектов функционирования и выживания в рыночной среде. Одна из основных проблем, от которой зависят воспроизводство и доходность предприятия, - повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Этот показатель выступает также главным условием успешной конкуренции предприятий на рынке.

Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельно хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию.

Развитие цивилизованных рыночных отношений в значительной степени определяется наличием и динамикой конкуренции, возникающей в сфере производства и реализации различных видов товаров.

Роль конкуренции состоит в том, что благодаря ей возникает и поддерживается спонтанный порядок на рынке, который не зависит от чьей-либо воли, желания или намерения. Хотя у каждого на рынке своя цель, например, продать товар подороже или купить его подешевле, эти субъективные стремления в ходе конкуренции независимо от намерений участников рынка объективно координируются, согласуются и корректируются, и в результате бессознательно возникает самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который и находит выражение в установлении равновесной цены.

Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции как основное условие повышение качества продукции.

В связи со своей многозначностью понятие конкуренции не охватывается каким-либо одним определением. Так некоторые авторы по конкуренцией понимают способ хозяйствования, другие - способ существования капиталов, при котором один капитал соперничает с другим, и т.д. По своему целевому назначению конкуренция в некоторых случаях выступает свойством товарного производства, способом его развития, иногда же конкуренция играет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, выступает обострение производственный и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

 


Повышение качества продукции - стратегия предприятия в рыночной экономике

 

Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.

Существует несколько определений слова товар. Товар - сложная социально-экономическая категория; внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок. Товар - это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Вот ещё одно определение товара, которое дал Карл Маркс в своей работе “Капитал”: “Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств”. Как видно из вышесказанного существует много определений и понятий слова товар, но все их можно свести к одному. Товар - это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту или иную потребность.

Итак, К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В “Капитале” Маркс выделяет свойства товара.

В основе первого свойства товара лежит его полезность или ценность.

Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концерт эстрадной певицы определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидает получить) зритель. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом: включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительную стоимость.

Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость. Но меновую стоимость я рассмотрю чуть позже.

Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия, который представляет собой совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Проблема качества тесно связана с проблемой полезности отдельных продуктов для общества, которая проявляется в процессе потребления. Качество пищевых продуктов характеризуется, во-первых, многообразием потребительских свойств, которые обусловлены различными потребностями людей в продуктах питания в соответствии с непреложным законом - удовлетворение потребностей рождает новые потребности и создает условия для производства. Во-вторых, характером сырья, многокомпонентностью сельскохозяйственного сырья, свойства которого, как указывалось выше, определяются многочисленными факторами. Например, макароны высшего сорта можно получить только из муки высшего сорта твердых сортов специального помола; хорошее пиво - переработкой ячменя, обладающего высокими пивоваренными свойствами.

С учетом специфики назначения вырабатываемой пищевой продукции категория качества включает повышение биологических и вкусовых достоинств продуктов питания, многочисленный ассортимент, выпуск товаров в разнообразной и удобной для потребителя расфасовке и упаковке.

Планирование и прогнозирование качества продукции невозможны без количественного уровня его измерения. Уровень качества есть относительная характеристика, определяемая сравнением показателей качества данного продукта с базовыми исходными показателями, отражающими высший отечественный или мировой уровень и закрепленными в стандарте.

Наличие разнообразных свойств пищевой продукции вызывает необходимость применения системы показателей качества, которые могут группироваться примерно, как показано на рисунок 1.

 


Рисунок 1 Показатели качества продукции

 

По потребительским признакам - показатели социального назначения продукции характеризуют потребность в данном виде продукции конкретной социальной группы населения (конкретной группы потребителей). С этой целью продовольственные товары условно подразделяют: для массового потребления, лечебно-профилактических целей, детского питания. Функциональные показатели характеризуют соответствие продукта целевому назначению (например, усвояемость). Особое значение в этой группе отводится показателям пищевой, биологической, энергетической ценности.

Пищевая ценность отражает степень полноты полезных свойств продукта с учетом физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах и энергии. Определяется пищевая ценность содержанием белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот, минеральных веществ и др.

Биологическая ценность характеризует качество пищевого белка по аминокислотному составу в соответствии с потребностями организма в аминокислотах, необходимых человеку постоянно для синтеза белка. Содержание в продукте полинасыщенных кислот (качество жировых компонентов пищевых продуктов) определяет его биологическую эффективность.

Энергетическая ценность - количество энергии, получаемой в организме человека из пищевых продуктов и необходимой для обеспечения физиологических функций (измеряется в ккал).

Показатели сохраняемости (срок годности) - определяют свойство продукта сохранять пригодное к употреблению состояние в течение нормальных сроков хранения и транспортирования.

Технологические показатели, например удельный вес сырья на выработку единицы продукции; коэффициент использования исходного сырья и т. д.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, тщательность отделки, упаковки, дизайн.

Эргономические показатели: физиологические, психологические. Например, покупатели отдают предпочтение тортам, украшенным кремом коричнево-желтых тонов, а не сине-голубых, а также ярко оформленным хорошо упакованным изделиям.

Показатели безопасности характеризуют особенности изделий, обеспечивающие их безвредность и безопасность в процессе потребления. Как известно, пищевые продукты имеют способность аккумулировать из окружающей среды все экологически вредные вещества и концентрировать их в больших количествах.

Степенью безопасности для здоровья потребителя принято считать пищевые продукты, которые не содержат токсичных веществ, не обладают канцерогенными, мутагенными или иными неблагоприятными действиями на организм человека, в совокупности представляющими уровень предельно допустимого их количества (ПДК).

Патогенные микроорганизмы, искусственные и естественные радиоактивные изотопы, смеси тяжелых металлов, нитриты, нитраты, нитрозамины, пестициды, нефтепродукты, антибиотики, консерванты, антивитамины, красители, синтетические обогатители, а также естественно образующиеся и накапливающиеся вещества в съедобных растениях, грибах и животных при определенных экологических факторах и условиях характеризуют разную степень безопасности. Основными путями внесения в организм человека опасных и вредных микроорганизмов и веществ являются: наличие их в сырье; попадание при хранении сырья и готовой продукции; нарушение санитарно-гигиенических условий; внесение красителей и различных искусственных добавок в производстве в процессе осветления, очистки от сопутствующих веществ с целью большего извлечения полезных веществ и добавляемых для изменения структуры и консистенции получаемых продуктов.

Например, в сахарной отрасли - известковый камень, кизельгур и др.; в маслоэкстракционном производстве - бензин; на масложировых предприятиях - никель, оказывающий вредное воздействие на желудочно-кишечный тракт; в крахмало - паточном производстве - щелочи; в производстве витаминов - минеральные соли, кислоты, щелочи и т. д.

Статистика утверждает, что около 706 ядов попадает в организм человека с пищей растительного и животного происхождения. Ежегодно возрастает уровень радионуклидов, нитратов (особенно в плодах и овощах) и продуктов их распада, тяжелых металлов. Например, меди, железа, цинка, свинца и других в сливочном масле; токсичных штаммов в зерне; афлотоксинов в яблочных выжимках; нитратов в плодах и овощах и т. д.

Все это говорит о том, что показатели безопасности продовольственных товаров относятся к важнейшим, определяющим здоровье нации и сохранение ее генофонда.

По методам определения показатели качества продукции классифицируются следующим образом:

физико-химические показатели характеризуют состав пищевых продуктов и определяются с помощью технических измерительных средств (контрольно-измерительных приборов);

органолептические показатели: вкус, цвет, запах, форма и т. д. Метод определения этих показателей основан на анализе восприятия органов чувств, зрения, слуха, вкуса и т. д. Показатели оцениваются обычно в баллах, их точность зависит от квалификации дегустатора;

аттестация продукции осуществляется по двум категориям. К высшей категории относится продукция, соответствующая по технико-экономическим показателям лучшим отечественным и мировым образцам, конкурентоспособная на внешнем рынке. К первой категории относится продукция, качество которой соответствует требованиям действующих стандартов и технических условий. Продукция морально устаревшая, не отвечающая современным требованиям (стандарты на нее требуют пересмотра), подлежит совершенствованию или снятию с производства. Отдельные виды продукции, например, в хлебопекарной, водочной, табачной отраслях не подлежат аттестации.

По содержанию показатели качества продукции делятся на:

единичные - характеризуют одно какое-либо свойство продукции, например, для кофе растворимого: влажность, содержание кофеина в пересчете на сухое вещество и др. Наглядным примером могут служить показатели одного продукта, но предназначенные для использования в разных целях. Так, для крахмала картофельного желирующего, применяемого в кондитерской отрасли: зольность общая - не более 0,38 %, кислотность - не более 15 мл, относительная вязкость - не более 30 усл. ед., прочность студня - не более 1000 г; используемого для холодильной промышленности: зольность общая - не более 0,4 %, кислотность - не более 19 мл, текучесть - 40-70 усл. ед., удовлетворительная проба на желиру-ющую способность - в течение 60 мин;

комплексные, объединяющие несколько важнейших свойств продукции. Например, сортность в хлебопекарной, крахмало-паточной отраслях; балльность - в кондитерской, пиво-безалкогольной. Эти показатели определяются следующими методами: метод балльных оценок -каждый признак оценивается в баллах, кроме того, каждому свойству присваивается определенный коэффициент весомости. Баллы умножают на коэффициент весомости, произведения суммируют и по количеству баллов дается оценка качества продукции; сортность изделия -отнесение к тому или иному сорту проводится по значению ряда важнейших показателей;

обобщающие показатели - характеризуют уровень качества продукции независимо от ее вида и назначения. Эти показатели универсальны. Они дают возможность планировать, анализировать и оценивать всю продукцию, выпускаемую предприятием, отраслью. Например, наименование, общее количество новых видов продукции, объем новой продукции в натуральном и стоимостном выражении; а также продукцию улучшенного качества или, наоборот, снимаемую с производства.

Экологические показатели образуют отдельную группу качества. Они показывают уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве пищевых продуктов, прежде всего, при первичной переработке сельскохозяйственного сырья. Например, сточные воды картофеле-крахмальных заводов при переработке картофеля и кукурузы щелочным способом из-за сильного загрязнения представляют большую опасность для водоемов. Крупными источниками загрязнение водоемов, окружающей среды являются сточные воды масложировых предприятий (жиры, масла, натриевые соли, минеральные и другие производные жировых веществ). Интенсивное развитие таких отраслей, как хлебопекарная, макаронная, кондитерская и других, также вызывает увеличение выброса во внешнюю среду опасных для человека жидких, твердых и газообразных технических отходов.

С другой стороны, необходимость применения в сельском хозяйстве большого количества химических удобрений и ядохимикатов для борьбы с сорняками, микроорганизмами, насекомыми, грызунами и другими сельхозвредителями, грубейшие нарушения правил природопользования, низкая агротехническая культура и нарушение агротехнических технологий привели к тому, что человек испытывает как внешнее, так и внутреннее негативное воздействие. Внутреннее воздействие определяется недоброкачественной пищей, содержащей опасные для организма вещества, плохо сбалансированной по пищевым компонентам или содержащей избыточное количество искусственных ингредиентов.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным условием, определяющим конкурентоспособность. При определении этих показателей необходимо учитывать в продуктах новые технологические и технические решения, а также решения, защищенные в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в своей стране, так и в странах предполагаемого экспорта.

От показателей качества продукции следует отличать показатели качества изготовления. Факторы, определяющие качество изготовления, разнообразны и во многом совпадают с факторами, определяющими качество продукции. И все-таки здесь особо заметную роль играет внедрение достижений НТП и совершенствование организации труда и производства. К основным показателям, характеризующим качество изготовления, можно отнести: количество забракованной продукции, процент возвратных отходов, число поступивших рекламаций от покупателей и др.

Таким образом, категория качества в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективной работы предприятия любой отрасли - требует постоянного внимания. Все вопросы, связанные с категорией качества, решаются с помощью системы управления качеством.

Управление качеством представляет собой действия, осуществляемые при создании и потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации их на определенном этапе. Объектами управления являются, как правило, процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. Управляющие решения принимаются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Важной частью программы является нормативная документация, регламентирующая показатели качества продукции, задания на ее разработку, стандарты, технические условия, условия поставки, сохранности и т. д. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции, которая осуществляется системно и:

·   отвечает определенным потребностям потребителя; сфере применения, назначения;

·   отвечает действующему законодательству и другим требованиям общества;

·   предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

·   направлена на получение прибыли.

Политика предприятия в области качества заключается в виде принципа его деятельности либо долгосрочной цели и включает следующие направления:

· улучшение экономического положения предприятия;

·   расширение (завоевание) рынков сбыта;

·   достижение технического уровня, превышающего уровень ведущих предприятий;

·   ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей и регионов, социальных групп населения;

·   освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

·   улучшение важнейших показателей качества продукции;

·   развитие сервиса.

Жизненный цикл продукции отражает взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции, включающей 11 этапов в своем развитии (рисунок 2)

 

Рисунок 2 - Взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и системой управления качеством продукции

В последние годы во всех странах, в том числе и в России, сформировалась новая стратегия управления качеством, заключающаяся в следующем (рисунок 3):

· обеспечение качества понимается как систематический процесс, охватывающий всю организационную структуру предприятия;

·   контроль качества на стадиях разработки, конструирования, производства, маркетинга, послепродажного контроля;

·   ориентация качества на потребителя;

·   применение новой технологии при производстве продукции, автоматизации производственного процесса, автоматизированного измерения в процессе контроля качества;

· заинтересованность всех работников в повышении качества.

 

Рисунок 3 - Важнейшие направления разработки комплексной системы управления качеством продукции

 

Важным элементом в системе улучшения качества продукции является стандартизация.

Стандартизация - это нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, технических условий, инструкции, методики, требований к разработке продукции.

Главная задача стандартизации в пищевой промышленности - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции (пищевую ценность, вкусовые достоинства, наличие присущих продукту физических свойств, свежесть, безвредность и др.; а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандарт, являясь нормативным документом, применяется в соответствии с законодательными актами: «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», и несоблюдение его карается по закону. Так, продукция, не соответствующая требованиям стандартов, не засчитывается в объем реализации, полученная за нее прибыль не остается на предприятии, а перечисляется в бюджет.

Таким образом, предусматривается имущественная ответственность предприятия за выпуск недоброкачественной продукции. Вместе с тем еще не созданы надежные механизмы реализации принятых законов и отсутствует соответствующая база нормативно-технической документации в большинстве отраслей пищевой промышленности.

Например, в консервной отрасли из действующих 147 государственных стандартов содержат полный набор требований, в частности по по казателям безопасности - 24%, отраслевых стандартов - 0,4% и 25% технических условий. Не содержат полного набора требований 9,4% государственных, 15% отраслевых стандартов и свыше 30% технических условий. В 82 документах, составляющих 56%, вообще нет обязательных требований к показателям безопасности.

В пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности действуют около 400 нормативных документов. Из них полный набор требований по показателям качества и безопасности содержат лишь 38 документов.

Действующий фонд государственных стандартов в основном создавался в условиях бывшего ведомственного надзора за качеством и санитарным состоянием пищевых производств и оказался недееспособным при создании новых видов продукции и технологий, новых видов тары и та-роупаковочных материалов и т. п. Иными словами, действующая система нормативных документов оказалась неадекватной новым условиям ее использования.

Особого внимания требует проблема качества продукции, поступающей по импорту из других стран, системы государственных стандартов которых недостаточно гармонизированы с отечественной стандартизацией. Импорт продовольствия часто сопровождается закупкой некачественных и даже опасных для здоровья продуктов - мясных и колбасных изделий, сыров, масла сливочного, алкогольных напитков, чая, кофе. Многие продукты завозятся с истекающими сроками хранения.

Нередки случаи браковки продовольственного сырья и пищевой продукции, поступающих в страну в рамках гуманитарной помощи. Среди них - детское питание «Бибидил» (Венгрия), «Бибижен» (Франция), консервы для детского питания США, Финляндии, Голландии и т. д. Продукты эти поступают на пределах истечения сроков их реализации и порой совсем низкого качества.

Хлынувший на отечественный рынок поток импортных продуктов питания привел к тому, что покупатель фактически остался незащищенным ни юридически (нормативно), ни физически от многих видов фальсифицированных продуктов питания (плодово-ягодных соков и напитков, виноградных вин, водки, животного масла, мясных, молочных, кондитерских и других изделий), хотя к настоящему моменту в нашей стране и сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС). Она регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов, включая пять основных:'

ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.3-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.

ГОСТ Р 1.4-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятий. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты РФ включаются:

· обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности производственной санитарии;

·   обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

·   обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья человека, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

·   параметрические ряды и типовое конструирование изделий;

·   основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, утилизации продукции;

·   положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, использовании продукции; сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения, обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Нормативные документы по стандартизации в РФ подразделяются на следующие категории.

Государственные стандарты (ГОСТ Р).

Отраслевые стандарты (ОСТ).

Технические условия (ТУ).

Стандарты предприятий и объединений предприятий.

Стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты устанавливаются на продукцию массового и крупносерийного производства, на важнейшие виды продуктов питания. В законодательном порядке государственными стандартами закрепляются требования, которым должны удовлетворять сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, средства и методы измерения и контроля качества продукции.

Отраслевые стандарты вводятся на продукцию, не подлежащую государственной стандартизации, на специфические для данной отрасли технологические процессы, технологические нормы и т. п.

Стандарты предприятий и их объединений разрабатываются в полном соответствии с государственными, отраслевыми и другими нормативно-правовыми документами и служат организационно-методической основой работ по управлению качеством.

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и разрабатываемых требований стандарты делятся на основополагающие; на продукцию, услуги; на процессы; на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Соответствие товара требованиям стандартов в момент покупки определяется сертификацией продукции - конечной оценкой качества.

Понятие, принятое международной организацией по стандартизации, означает: сертификация - это действия независимой (государственной, региональной, муниципальной и т. д.) организации, доказывающей, что идентифицированная продукция (процесс, услуга) должным образом соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Осуществляется сертификация независимым органом и давно используется в развитых странах и международном экономическом сотрудничестве. Проводится она под контролем как правительства, так и неправительственных организаций. Проверяются такие параметры, как: обеспечение качества; защита интересов потребителя; безопасность и охрана его здоровья; охрана окружающей среды; поддержка национального производства; качество товаров, поставляемых на экспорт; защита от мошенничества, искаженной информации и ложной рекламы.

При положительных результатах сертификационных испытаний изделия должны иметь подтверждающие доказательства - клеймо, специальный знак, этикетку, сопроводительный документ, сертификат.

Сертификация может быть обязательной для параметров качества продукции, регламентирующих охрану окружающей среды, безопасность пользователя продукции; факультативной - для параметров, которые могут улучшить климат доверия между поставщиками и потребителями продукции, повысить ее конкурентоспособность. В пищевой промышленности особое значение имеет сертификация импортируемой продукции.

Основными документами для разрешения ввоза и реализации на территории России импортной продукции являются гигиенический сертификат, выдаваемый органами госсанэпидслужбы, и сертификат качества фирмы-производителя. Если по показателям безопасности импортная продукция проверяется, то для проведения идентификации импортной продукции на соответствие требованиям действующих в России нормативных документов по показателям качества законодательная база практически отсутствует.

В настоящее время российский рынок наводнен, например, топленым маслом, в составе которого нет молочного жира; сливочным маслом, 50-75% которого составляют жиры немолочного происхождения, по органолептическим показателям оно близко к выпускаемой в России маргариновой продукции; фруктовыми соками, разбавленными водой, содержащими 25-50% натуральных веществ.

Законодательная база для проведения сертификации импортной продукции разрабатывалась пять лет назад, когда еще российский рынок нуждался в больших объемах пищевой продукции и не был столь взыскателен в вопросах ее качества. С изменением ситуации отношение к этим вопросам претерпело значительные изменения. Прежде всего необходима существенная переработка действующих стандартов на правила присвоения наименования и правила этикетирования продуктов питания.

Так, в зарубежной практике в отличие от отечественной подробно разработаны все требования к этикетке, начиная от ее содержания и завершая размером шрифта, изображением на рисунке. В итоге потребитель получает всеобъемлющую и достоверную информацию о продукте.

В нашей стране сведения о наличии консервантов в продукте часто вообще не доводятся до потребителя, и только специалист, знакомый с основами консервирования, может знать, что он приобретает продукт, большое количество которого вряд ли будет способствовать укреплению его здоровья. Речь идет, в частности, о кетчупах в бутылочках из полимерного материала, которыми завален отечественный рынок и на этикетках которых нет даже и упоминания о консервантах.

В настоящее время в перерабатывающих отраслях пищевой промышленности сертифицируется, главным образом, только конечная продукция. В редких случаях применяется схема с использованием этапа «оценка производства» для отечественных производителей.

Поэтому уже сейчас надо готовить всеобъемлющую нормативную и техническую базу для перехода предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности к сертификации производства.

Учитывая различные уровни развития производства, формы собственности и объемы производства, этап подготовки предприятий к сертификации производства представляет несомненно сложную задачу. Но только ее решение поможет жестко регламентировать состав и качество продукции во всех звеньях технологической цепи независимо от того, произведена ли продукция на заводе-гиганте или малом предприятии, и тем самым защитить права потребителя.

Факторы, влияющие на качество продукции, можно классифицировать следующим образом:

· природные (качество сельскохозяйственного сырья и его ассортимент);

·   инженерно-технические (передовая технология, механизация и автоматизация учета и контроля за ходом производственных процессов, прогрессивная организация производства и труда);

·   организационные (прогрессивная организация управления, ответственность исполнителей, уровень квалификации работников, обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами);

·   экономические (материальное стимулирование, заинтересованность работника в выпуске продукции).

В соответствии с группами факторов основными направлениями повышения качества пищевой продукции являются следующие.

. Повышение качества сырья:

· научно обоснованное размещение посевов сельскохозяйственных культур;

·   соблюдение требований научной системы земледелия (экономически и агротехнически обоснованные севообороты, правильная обработка почв, система мер по борьбе с вредителями и болезнями, селекционно-семеноводческая работа);

·   комплексное использование сырья;

·   внедрение прогрессивных норм расхода сырья;

·   оптимальная концентрация и <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...