Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопоставительный анализ современных параллельных программ по РЯ

История ТиМОРЯ

Условно считается, что ТиМОРЯ как наука существует с 1844 г., когда Федор Иванович Буслаев написал свою книгу «О преподавании отечественного языка», заложившей основы ТиМОРЯ. В труде Буслаева был обобщен опыт преподавателей РЯ, намечен научный подход к задачам, методам и приемам обучения РЯ. Он утверждал, что изучение РЯ должно быть сравнительно-историческим, нужно изучать язык, а не только грамматику и правописание, следует развивать, образовывать и упражнять способности учащегося, очень важна личность учителя. Большой вклад внесли Константин Дмитриевич Ушинский, Измаил Иванович Срезневский и мн.др.

РЯ как учебный предмет в школе

Важнейший учебный предмет в школе, т.к. является не только предметом изучения и обучения ему, но и средством обучения. Госстандарт определяет цель обучения русскому языку: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся школы. Широки межпредметные связи РЯ с другими школьными предметами: лит., ин.яз, музыка, изо, история, географ, и мн.др.

Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции на уроках русского языка

Госстандарт определяет цель обучения русскому языку: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся школы. Языковую компетенцию составляет освоение языковой системы, овладение самим языковым материалом, лингвистическая компетенция - это лингвистические знания учащихся, а также знания о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, выдающихся ученых, коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих программ речевого поведения, адекватным целям, сферам, ситуациям общения, культуроведческая компетенция — это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народ;, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Федеральный (Госстандарт), региональный и школьный базовые компоненты образования по РЯ

При существующих в настоящее время трех программах по РЯ учитель должен дать детям необходимый минимум знаний, умений и навыков, который определен государственным документом - Госстандартом, или федеральным базовым компонентом образования по РЯ. Он публикуется в программно-методических материалах вместе с программами с 2001 г. и отдельной брошюрой. Региональный компонент образования по РЯ - это местный образовательный материал, который можно и нужно использовать на уроках РЯ и во внеклассной работе: диалекты, фольклор, топонимику и ономастику, все, что связано с традициями, бытом, историей, географией, культурой, искусством родного края. Школьный базовый компонент - это набор школьных предметов по выбору администрации, совета школы или родителей: риторика, стилистика, старославянский язык, русская словесность, культура речи и мн.др.

Общедидактические и общеметодические принципы обучения РЯ

Принципы обучения РЯ - основные, исходные положения, определяющие выбор методов, приемов и средств обучения. Принципы дидактики: 1) воспитывающего обучения (применение активных методик, атмосфера честности, правдивости, выс. уровень треб-ти, любовь и уважение к РЯ); 2) научности (даются строго провер., опред. в совр. науке положения. Нельзя искать мат-л ради доступности); 3) систематичности обучения (в соотвествии с внутрен. логикой изучаемой науки, все стороны изучения предмета предст. в их взаимосвязи); 4) доступности (возл. особ-ти, строг. дозировка мат-ла. Доступность не значит облегченность. Достат. уровень трудности); 5) наглядности (опора на чувствен. познания, обр. пред-тий и понят-на основе живых предметов, явлен-й наглядн. мат-л сам яз., живая звучащая речь.); 6) сознательности и активности в обучении (активность-интенсивность направленности шк-ков на учебн. деят-ть); 7) прочности знаний (основ-ть, долговрем-ть изучаемого мат-ла, устойчив. его закрепления в памяти, свобод. воспроизведение и применен. на прктике); 8) индивидуализации обучения (в усл. коллективн. работе класса); 9) связи теории с практикой; 10) преемственности (послед-ть, распол-ние мат-ла, опора на изученное). Общеметодические принципы разработаны Михаилом Трофимовичем Барановым: 1) экстралингвистический (эвристич.-сопоставление ед яз. и реалий действит-ти); 2) функциональный (показ. фун-й яз. явл-ний в яз. и речи); 3) структурно-семантический (рассмотрен. яз. явл-ний с т. зр. стр-ры и зн-я); 4) принцип межуровневых и внутриуровневых связей (зав. м/у ед. одного уровня и разных уровней); 5) нормативно-стилистический (нормы употребления); 6) исторический (учет историч. изменений).

Методы и приемы обучения РЯ

Исходя из идей развивающего обучения классификацию методов обучения целесообразно строить в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся. Методы обучения РЯ-это способы взаимодействия уч-ля и уч-ся, при руководящ. роли уч-ля, направлен. на достижение цели обучения. Такая классификация методов предложена Лернером и Скаткиным: 1) объяснительно-иллюстративный (знания достаются в готовом виде и иллюстрируются примерами); 2) репродуктивный (предполагает деят-ть уч-ся в процессе закрепления мат-ла по образцу); 3) проблемного изложения (уч-ль сам объясняет тему, но так, что бы уч-ся оказались в усл. пробл. сит.- раскрыв. путь решения пробл. сит., док-ва, выводы); 4) частично-поисковый (уч-ль создает проблл. сит. и частично создает условия разрешения эту пробл. сит.); 5) исследовательский (уч-ся сами осущ-ют поисковую деят-ть). Приемы обучения РЯ - составные части методов, конкретные действа учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы: использование словаря, составление плана сочинения, ответы на вопросы, конспектирование и мн.др.

 

Средства обучения РЯ

Средства обучения РЯ - это специально созданные пособия и материалы различного характера, помогающие учителю в учебно-воспитательном процессе. Концепции и идеи обучения, учебный план школы, Госстандарт, программа, региональный компонент, учебник, методы и приемы обучения, организация учебно-воспитательной работы: уроки, внеклассная работа, экскурсии, самостоятельные занятия. Вербально-информационные средства обучения: словари, справочники, научная литература для учителей и учащихся. ТСО (магнитофон, компьютер,) и наглядные средства обучения (таблицы, картинки, схемы,). Главное средство обучения - учебник, его лингвистическая база, структурные компоненты, методический аппарат. Функции учебника: информационная, систематизирующая, трансформационная (формирование умений), воспитательная.

Сопоставительный анализ современных параллельных программ по РЯ

В настоящее время существуют три государственные программы по РЯ для школы. 1)Таисы Алексеевны Ладыженской, Михаила Трофимовича Баранова и др., созданная в 60-х гг. 20 века, 2) Веры Васильевны Бабайцевой и 3) Маргариты Михайловны Разумовской, появившиеся в начале 90-х годов прошлого века. Программа Бабайцевой отличается некоторыми нововведениями в теории, а также линейным принципом построения содержания: каждая тема изучается один раз и полностью, очень подробно, более серьезные требования предъявляются к умениям и навыкам учащихся, отдельно вынесен раздел по развитию речи учащихся. Программа Разумовской отличается речевой направленность, больше часов выделено на развитие речи (51 вместо 34 в 5 классе, например), подробно расписаны умения и навыки детей именно по развитию речи, теория основана на традиционном курсе РЯ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...