Коммуникативные конфликтогены
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение Виды конфликтогенов. Коммуникативные конфликтогены Как освобождаться от конфликтогенов (Как реагировать на конфликтогены. Как отучать от конфликтогенов) Использование конфликтогенов Заключение Источники информации Введение Конфликтоген - коммуникативный (реже - поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), то есть действие (бездействие), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях. Адресный и намеренный конфликтоген - конфликтный посыл. Фразы, собранные из конфликтогенов - фразы-ежики. Если вы хотите, чтобы конфликт разгорелся с новой силой кого-то эмоционально завести, или вам нужно кого-то завести, а может быть с кем-то окончательно расстаться, тогда используйте фразы-ежики типа: «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» или «Наши отношения зашли в тупик». В остальных случаях фразы-ежики – нежелательны. Название "фразы-ежики" предложил И.О.Вагин. Другое название фраз-ежиков - конфликтогены (смотри Конфликтоген). Противоположные фразам-ежикам - фразы-амортизаторы (синтоны). Фразы-амортизаторы по поводу настоящего: «Я тебя понимаю», «Я тебя слушаю, я понимаю твои эмоции» Фраза-ежик будет: «Так, сказки не рассказывай» «Я тебя не понимаю», «О чем ты вообще говоришь» «К чему ты клонишь» Фразы-ежики могут касаться и прошлого: «Ты и раньше меня подводил» «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» «На тебя и в прошлом нельзя было положиться». И вы удивляетесь. А что потом-то? Человек не реагирует на это правильно и еще больше заводится. Вы ж ему правду сказали, что же он на правду так заводится. Так же фразы-амортизаторы: если у нас цель – решить конфликт. Если мы решили в амбиции поиграть, то - на здоровье, пожалуйста, но если все-таки у нас цель – его урегулировать тогда мы используем фразы-амортизаторы: «Мы и в прошлом находили с вами общий язык», «Мы и в прошлом решали эти проблемы», «У нас и в прошлом получалось решать эту ситуацию». С одной стороны фразы-амортизаторы не сложные, но почему-то большинство людей их не используют. Может потому что они простые слишком, а людям хочется что-то посложнее.
Фразы-ежики в отношении будущего: «Наши отношения зашли в тупик», «Я чувствую, мы с тобой договориться не сможем». Причем, что интересно, сами то в это не очень то верят, но почему то его партнер начинает в это верить, сидит, кивает головой – все на полном серьезе. Вы успокоились и сами подумали: почему они зашли в тупик!? Кто вас за язык тянул!? Сатирические замечания: «Нечего мне сказки рассказывать» с определенной интонацией. Люди, как кошки и собаки больше реагируют на интонацию, чем на смысл сказанного. Также жесты, саркастический юмор, нелепые замечания.
Виды конфликтогенов Чтобы не допускать в своем общении ненужных конфликтов, полезно знать их "в лицо". Конфликтогены разнообразны, как сама жизнь, но важно уметь замечать конфликтогены поведенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные.
Конфликтогены в отношениях: это нарушение договоренностей, обещаний и принятых гласных и негласных норм взаимоотношений.
Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность, необязательность, нарушение правил приличия.
Коммуникативные конфликтогены
Коммуникативные конфликтгоны - слова, обороты, интонации и другие мелкие моменты в общении, создающие напряжение в разговоре и провоцирующие возникновение конфликта. Как правило, коммуникативным конфликтогеном оказывается все, что выходит за пределы ожидаемого и приемлемого для человека стиля общения. Типичные коммуникативные конфликтогены:
Наезды, обвинения, особенно с обобщениями (Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? и т.д. и т.п.)
Оправдывается тот, кого обвиняют. Если вы не обвиняли, а человек начал оправдываться - это обвинение вас в обвинении и просто то, что вы не заказывали. Как правило, оправдывающийся человек самой позицией снизу провоцирует наезды и обвинения, провоцирует - конфликт.
Вы сказали что-то дельное, человек не захотел это услышать и возразил - конфликтоген.
Самые распространенные конфликтогены, это возражения, категоричность, негативные оценки и обращение к неприятной для собеседника теме. Нет. Ты не прав. Ты что? Ничего подобного! Объясняю. А если подумаешь? На самом деле... Щаз... Глупости. Самые обидные - личная критика при посторонних, обвинения, давления и запреты.
Что за ерунда?! Из-за тебя... Перестань! Немедленно прекрати. Самые явные - грубость, усиление обвинений и просто безадресный негатив. Включи голову. Ты меня достал, отстань... От тебя голова трескается. Опять! Как всегда, вечно ты. Как обычно, из-за тебя. О, господи! Ну почему?!.. Самые скрытые - естественные, менее всего заметные изнутри (тому кто говорит) и хорошо заметные снаружи (тому, кто слушает) - позиция превосходства: Видите ли... понимаешь... Как бы тебе это объяснить... Очевидно... Я не понимаю, почему ты, - чтение морали (рассказ того, что человек хорошо знает и без вас): Вещи надо класть на место! - и скука рядом с ним, безразличие к нему (к тому, что для него интересно и важно). Да ладно тебе! О, господи, как я от этого устала... Слушай, я сейчас занят, давай как-нибудь в следующий раз (если этот следущий раз повторяется который раз) Самые неожиданные - юмор на партнера и оправдания. Юмор на партнера обычно веселит всех, кроме того, на кого он направлен, а олравдения раздражают тем, что они не нужны никому, кроме того кто оправдывается. В разговоре с руководителем конфликтогенами будут формулировки "Полагаю" и "Я считаю", более уместными окажутся "Я думаю" и "На мой взгляд". Интересно, что в деловом разговоре и деловой разговоре конфликтогенами оказываются обороты "Я удивлена", "Меня обидело", "Я расстроилась из-за того что ты" и в принципе разговоры о своих чувствах. Рассказы о своих чувствах, уместные в личном общении, как правило оказываются неуместными в деловом контексте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|