Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция как механизм и источник развития экономики

 

Динамика спроса и предложения, а также поведение продавцов и покупателей, определяется типом конкурентной ситуации на рынке, в зависимости от которой формы кривых спроса и предложения могут значительно изменяться.

Экономисты различают 4 довольно несхожие рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Данные четыре модели рынка заметно отличаются по количеству фирм в отрасли, независимо от того, является ли продукция стандартной или дифференцированной и каковы барьеры на входе в отрасль.

 

 

На совершенно конкурентном рынке фирмы-продавцы не могут влиять на определение цены, которые неизменны при изменении объема предложения.

Совершенные конкуренты называются поэтому "получателями цены". Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой предельного и среднего дохода.

 

 

Выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмы, максимизирующей прибыль, определяется в 2 этапа: определяется оптимальный объем производства; фирма решает, производить ли вообще. Оптимальный объем производства определяется точкой пересечения кривых предельных издержек (MC) и предельного (совпадающей с кривой среднего) дохода. Абсциссе этой точки на координатной плоскости (Q0) соответствует минимум функции средних издержек (АС). Решение о производстве или выходе фирмы из отрасли основывается на сравнении величин средних издержек на единицу выпуска при оптимальном объеме производства (AC (Q0)) и уровне рыночной цены. В случае, если средние издержки (себестоимость продукции) ниже уровня цены (P), фирме имеет смысл производить и она получит прибыль, равную площади заштрихованной фигуры на приведенном слайде 23. В случае, если цена ниже уровня средних издержек фирмы, возможны два варианта. Если такая ситуация имеет место только в краткосрочном периоде и имеется перспектива изменения положения в пользу фирмы в долгосрочном масштабе, имеется целесообразность сохранить производство, применяя стратегию сокращения издержек, либо минимизируя объем производства до момента изменения ситуации в отрасли. В случае, когда имеет место долгосрочное превышение средних издержек над ценой, фирма имеет только одну перспективу прекращения производства и выхода из отрасли.

 

 

Монополия - тип рыночной структуры, когда в отрасли действует только один производитель и много покупателей (слайд 24). Основные черты монополии:

. На рынке действует только один продавец (фирма), поэтому поведение монополиста эквивалентно поведению отрасли в целом.

. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей.

. Монополист воздействует на рыночную цену, то есть кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. При этом кривая спроса и среднего дохода (D=AR) проходит выше уровня кривой предельного дохода монополиста (MC).

. Вступление в отрасль и выход из нее заблокирован. То есть существуют юридические, экономические и технологические барьеры к вступлению в отрасль.

. Информация распределена ассиметрично.

Монополист действует только с эластичным участком кривой спроса, избегая нежелательного для него неэластичного участка.

 

 

Выбор в краткосрочном периоде оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, также как и в условиях совершенной конкуренции производится в 2 этапа. На первом монополист выбирает оптимальный объем производства (Q0), как точку пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (MC = MR). Если P > AC, то производить следует обязательно, так как монополист получает положительную экономическую прибыль, равную Profit = (P0 - AC0) *Q0.

Если AC > P, тогда перед фирмой стоит задача минимизации издержек, но только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде задача сокращения издержек стоять не может, так как долгосрочное превышение средних издержек цены ведет только к выходы из отрасли и прекращению производства.

 

конкуренция динамика спрос предложение


Глоссарий

 

Конкуренция - это состязательность в форме соперничества, при этом каждый преследует свой собственный экономический интерес.

Свободная (ценовая) конкуренция характеризуется низким уровнем концентрации производства, огромным количеством хозяйствующих субъектов, отсутствием дифференциации продукции. Все предприниматели находятся под воздействием конкуренции, главным инструментом которой являются цены.

Несовершенная конкуренция имеет три модели: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия - это единственный производитель в отрасли, который осуществляет полный контроль за рынком данного товара.

Олигополия бывает двух видов:

) на отраслевом рынке господствует небольшое число производителей, представляющих идентичную продукцию;

) небольшое число производителей (две - три фирмы), производящих дифференцированную продукцию.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, характеризующуюся большим количеством продавцов, производящих дифференцированную продукцию (это конкуренция по качеству, дизайну, потребительски свойствам продукта и условиям его продаж).

Монопсония - это рынок, на котором одному покупателю противостоит большое число продавцов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...