Организация лесного хозяйства
Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом. Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства. Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на оборот). Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями. Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса. К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки. В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год. Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред назначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.
В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Федерации. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для ис пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприятий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга. Участники VI Всероссийского съезда лесоводов, проходящего в Санкт-Петербурге в октябре 2006 года, проанализировав в ходе проведения «круглых столов» опыт лесоуправления в стране, достижения и проблемы лесного хозяйства, подтверждают исключительную роль лесов для экономического роста страны и сохранения благоприятной среды обитания. Съезд выдвигает следующие предложения, направленные на повышение эффективности лесоуправления и лесопользования, а также улучшение состояния лесов. Признать приоритетами в области развития охраны и защиты лесов:
1. Развитие системы мониторинга лесных пожаров, основанной на комплексном использовании наземных, авиационных и космических средств и методов наблюдения, современных телекоммуникационных сетей, геоинформационных технологий и систем грозопеленгации. 2. Совершенствование на базе лесозащитного районирования лесопатологического мониторинга, включая оценку радиологической обстановки в лесах; 3. Расширение исследований по природе лесных пожаров, болезней и вредителей леса, других неблагоприятных факторов и оценке их воздействия на состояние и динамику лесных экосистем, глобальные биосферные циклы. 4. Завершение работ по научно-обоснованному зонированию территории лесного фонда по видам и уровням охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, других неблагоприятных факторов. Признать приоритетными задачами в области лесовосстановления и лесоразведения: 1. Разработку Концепции воспроизводства лесов в Российской Федерации; 2. Определение системы мер в области лесовосстановления и лесоразведения согласно требованиям Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата; 3. Разработку механизма долгосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых в настоящее время, для создания лесных плантаций. Признать приоритетными задачами в области кадрового обеспечения реформы лесоуправления и подготовки кадров для лесного комплекса предлагается: 1. Разработку Концепции развития высшего, среднего и дополнительного профессионального лесного образования с учетом изменений лесного законодательства; 2. Разработку и реализацию, с участием отраслевого профсоюза и представителей лесного бизнеса, комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни работников лесной отрасли, их социальной защищенности, созданию новых рабочих мест в сфере лесопромышленного производства и ведения лесного хозяйства, а также осуществлять организационные мероприятия по профессиональной лесной ориентации молодежи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|