Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительные контрасты светлого и тёмного можно продемонстрировать на примере картины Франсиско Сурбарана (Лимоны ,апельсины и розы)

Контраст светлого с темным.

Цвета воспринимаются нашим глазом не по отдельности, а во взаимодействии друг с другом. Часто особенность одного цвета различают только при его сравнении с окружением. Тогда говорят о контрасте. Эти контрастные эффекты являются важным формообразующим средством. На картине в большинстве случаев рядом друг с другом находится множество контрастов.

Нашим глазом непосредственно и легче всего различаются контрасты светлого и темного, потому что на сетчатке глаза имеется больше рецепторов для восприятия светлого и темного, чем для различия цветов. Каждый цвет имеет собственную яркость, свое «значение яркости». Например, желтый цвет намного светлее, чем фиолетовый, красный и зеленый примерно одинаково светлые, синий ближе к фиолетовому. Контраст темного и светлого использует различия в значениях яркости цветов.

Цветовой контраст.

Различные, по разному сопоставленные цвета, без учета их свойств, их воздействия и полярности к другим цветам, образуют простейший из всех эффектов в контрастности, так называемый собственный цветовой контраст. Его воздействие может быть резким, четким и плакатным.

Дополнительный контраст.

Цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга, при смешении становятся серо-черным тоном. Когда же их наносят жестко друг рядом с другом, их цветовая интенсивность и яркость значительно увеличивается: это называется вторичным контрастом. Простое смешивание дополнительных цветов дает привлекательные тусклые притемнения, с помощью которых можно добиться отличных пространственных эффектов. Картины, составленные на вторичных контрастах, смотрятся намного гармоничнее и выразительнее.

Контраст теплых и холодных цветов.

Нежный контраст создается за счет свойств цветов, которые вызывают у человека ощущение тепла или холода. Теплые цвета из цветового спектра между желтым и красным противостоят холодным цветам из спектра от сине-фиолетового до желто-зеленого: это контраст теплых и холодных тонов. Картины, в которых применяется контраст теплых и холодных тонов. а при возможности еще и использован черный цвет для замутнения и белый для осветления красок, излучают спокойную, изящную красочность. Цвета затеняют друг друга, если их смешивать.

Качественный контраст.

Подобного контрастного эффекта, но только в одной области цвета, можно добиться, используя качественный контраст, который называют контрастом интенсивности и приглушенности. Чистые несмешанные цвета противостоят участкам, где тот же цвет смешивается с белым или смешивается и замутняется черным. Так появляются картины, написанные тон в тон, то есть в технике монохромной живописи. Такие картины могут казаться плоскими, если в палитре не появляются тона из вторичных цветов.

Количественный контраст.

В количественном контрасте значение яркости каждой краски — точно соотносится с другим цветом. Здесь нужно отметить следующее: в физическом опыте были установлены различия в значениях яркости между вторичными цветами. Красный и зеленый — цвета равноценные, синий имеет примерно половину значения яркости оранжевого, а желтый в три раза ярче фиолетового. Это означает, что, работая над картиной, нужно наносить цвета на различные по размеру участки так, чтобы их цветовая яркость находилась в гармоничном соотношении с их вторичным цветом или другими цветами. Это невозможно заранее точно определить, но основное правило говорит, например о том, что фиолетовый по сравнению с желтым должен занимать в три раза большую площадь, чтобы составить с ним гармонично сбалансированное соотношение. Полная гармония, однако, скучна, поэтому точное соблюдение правил количественной контрастности в живописи совершенно не обязательно.

Имитация контраста.

Один и тот же цвет вообще-то может составить контраст самому себе, то есть по разному действовать на зрителя. Здесь говорят об имитации контраста. Это зависит в первую очередь от субъективного восприятия цвета зрителем, во вторых, от окружения цвета другими цветами. Тот же самый красный цвет рядом с желтым будет казаться скорее оранжевым, чего не произойдет, если рядом будет синий цвет, рядом с которым он покажется холоднее. В зависимости от цветового окружения цвет может казаться теплее, холоднее, светлее, он может быть более темным, более тусклым или интенсивным. Этот феномен обязательно нужно учитывать при работе над картинами.

Контрасты в интерьере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...