Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О. Григорий Мусохранов. Культура стояния и поклонов в православной традиции

 

Важными элементами современного и древнего богослужения являются стояние и поклоны. Привожу ценнейшие рассуждения о.Павла Флоренского по данному вопросу.

«Отсюда понятно, почему в православии допускается при молитве только стояние или земной поклон, а у католиков — сидение. Начнем с грубо материального представления о человеке. Главный признак человека — стояние на задних лапах, благодаря чему, может быть — способность речи. Что же есть «стояние»? Ведь и чернильница «стоит» на столе. Какая же разница между тем и другим стоянием? Стояние человека есть непрерывное падение во все стороны и постоянное стремление сохранить равновесие — только усилием мы удерживаемся на ногах, так как точка опоры ниже центра тяжести. Поэтому в состоянии духовной расслабленности — время опьянения и т. д. — человек стоять не может. Стояние — не состояние, а акт непрерывного усилия души. Стоящий постоянно напрягается. «Станем прости» — глубокий смысл: стоять прямо = трезвиться, бодрствовать. Отсюда большое значение приобретает вопрос духовника в Требниках ХVII в., — выброшенный впоследствии, когда было утеряно понимание его значительности, — «не прислонялся ли во время церковной службы к стене?» Это — грех, так как является показателем духовной пассивности, нетрезвости, особого рода опьянения, при котором легко могут вторгнуться в душу посторонние злые силы»…

… сидение и стоянии е на коленях указывают на неспособность к активному самоопределению. У греков считалось неприличным сидеть или стоять на коленях, а у римлян сидеть рекомендовалось, — активность и пассивность. Отсюда понятно резкое разделение на клир и мирян у католиков: одни действуют, другие наблюдают, а в православии все принадлежат клиру. У католиков мирянин должен быть, как труп, в руках духовника, а в православии можно выносить человека в своей астральной сфере и родить его духовно, но двигаться человек должен сам. А с католической точки зрения все обратно — все сводится к тому, чтобы расслабить дух и сделать человека пассивным.

Орган, особенно при спокойном положении, погружает человека в мечтания, способствует развитию воображения, а воображение — путь к развитию прелестности, нетрезвенности, не активного внимания…»

 

«Каков смысл поклонов, земных и прочих? Для чего в культе распростертия ниц? — Ответ на этот вопрос содержится в самом устроении человека. Человек отличается внешне от животного тем, что он стоит, тогда как животное лежит. Человек есть вставшее животное. И внутренне особенности человека непосредственно обусловлены в своей возможности фактом стояния. Речь была бы невозможна при горизонтальном положении грудной клетки и гортани, не мог бы развиваться головной мозг; руки, орган творчества и восприятия, были бы несвободны, короче — человек, не поставленный вертикально, не был бы человеком… Воля к вставанию — обнаружение человеческой именно устремленности; способность вставания и есть самая человечность. Не забудем, что по сознанию Церкви Православной основное задание — трезвение существенно связано с усилием стоять и что молитва требует именно стояния. Напротив, сидение расслабляет и тело, и душу, и тогда начинается мление, мечтательность, духовная пассивность. Древнее эллинство требовало, в соответствии с общим трезвенным и деятельным складом своей религии, стояния в храме или, точнее около храма; православие, разделяющее требование трезвенности с эллинством и вообще продолжающее духовные традиции эллинства, требует того же. Напротив, древний Рим, с его более определенным, чем в Элладе, жречеством и потому с большею пассивностью мирян, допускал и даже желал в религии расслабления, пассивности. И эта духовная традиция передалась далее католицизму. Вот почему и в древнем и в новом Риме разрешается и даже требуется сидение во храме. Вместе с органом, привычкою к безусловному послушанию, чувственно-мечтательным характером всей религиозной жизни, сидение это существенно исключает трезвенность.

Итак, стояние возбуждает трезвенность, ясность собственно человеческого духовного устроения. Поклоны и вставание воистину суть упражнения в человечности, укрепление в нас человеческого сознания».

 

Вот что говорится в Домострое о культуре стояния в храме: «А в церкви стояти на всяком пении с страхом и с молчанием молитися, ни с кем не беседовать, с молчанием стояти и со вниманием стушати божественного пения и чтения, никуда не обзираяся, ни на стену, ни к столпу не прикланятися, ни с посохом не стояти, ни с ноги на ногу не преступати, стояти руце согбени к персем крестообразно, твердо и непоколебимо, телесни очи долу имети, а сердечнии горе, молтися Богу со страхом и трепетом, со воздыханием и со слезами. И до отпения ис церкви не исходити, а приходити к началу». Значит, в богослужении нет мелочей, все детали важны для настроя человека на необходимую степень восприимчивости Божественного. Напомню, что это сосредоточенное стояние совершалось на фоне знаменного пения, перед каноническими образами, при мерцании лампад. В наше время, конечно, трудно исполнить древнее «станем добре»: не располагает к молитвенной сосредоточенности электрический свет, барочная живопись и партесное пение.

… На Руси была очень развита культура поклонов.. В древнерусской и современной старообрядческой практике различаются: 1) малый поклон, до уровня груди; 2) поясноя, до пояса, но не касаясь рукой земли, - это особый монашеский поклон; 3) метание, или малый земной поклон, без преклонения головы к земле и 4) великий земной – с преклонением головы к земле. Разновидность поклонов делает богослужение более выразительным, рельефным.

Во время службы у старообрядцев строго следится за единообрзным совершением уставных поклонов. К неисполннию уставных поклонов относились с большой строгостью: «Земные поклоны в молитвах наших к Богу, преданы нам от святых апостол и святых отец, и никакоже не должны быть презираеми, наипаче же во святый великий пост, проклято бо есть сие, и с еретики отвержено таковое злочестие, еже не творити поклонов до земли в молитвах наших к Богу во уреченныя дни». (Псалтырь издания 1915 г., л. 3) В данном контексте понятно, почему указ патриарха Никона об уменьшении колиества великопостных поклонов вызвал такой сильный протест в русском обществе. По словам прот. Георгия Крылова, «отмена земных поклонов при литургической реформе патр. Никона в XVII в. прообразовала принципиальную неаскетичность всего последующего периода».

Обилие поклонов на велькопостной службе по древнерусскому уставу ярче всего представить на примере службы «стояние Марии Египетской». В современной практике старообрядцев служба эта длится 7-8 часов, при этом все молящиеся совершают около 1000 земных поклонов. Нам, людям, не приученным с детства к практике поклонов, факт этот кажется невероятным. Но для человека русского средневековья ежедневно делать несколько сотен земных поклонов – обычная вещь. В этом проявляется большая сила духа, трезвость, ясность самосознания, да и вообще, с точки дрения Флоренского, высокая степень человечности.

Для совершения земного поклона использовался подручник (подстилка для рук), который обладает насыщенной символикой. Подручник кладут перед собой, при поклоне встают на него руками, чтобы не спачкаться о пол, и к рукам приклоняют голову. Вставать нужно не как попало, а одновременно отталкиваясь обеими руками подняться сразу на обе ноги. В акте поклона должно участвовать все существо человека, «Стоглав» предписывает «покланятися душею, и телом и умом, и всем помышлением».

Интересно, что традиция стояния на коленях проникла к нам после раскола XVII в. из западной церкви. Против нее выступали как старообрядцы, так и многие наши иерархи, особенно митр. Антоний (Храповицкий): «Много раз я говорил вам о поконах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях. Не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на колянех – это, по сути говоря, традиция неправославная». Он подчеркивает тепло-хладный характер молитвы при стоянии на коленях. В русской православной традиции принято на коленях не стоять (в тех случаях, когда предписывается пребывание на коленях), а лежать, преклонивши голову к лежащим на земле рукам, «падать ниц» (священник же, читающий молитву, стоит, не преклоняя колен).

Приведем древнерусское толкование, которое разъясняет смысл ритуального поклона: «поклониться на землю – являет адамово падение; таже восклонитися (вставание) – являет паки восстание Христовым смотрением, сиречь вочеловечением и воскресением». Вся священная история символически содержится в данном обряде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...